Магомед Гасанов
профессор, доктор исторических наук
Ясно выступало экономическое и политическое неравенство между отдельными членами тухума. Богатые члены одного и того же тухума эксплуатировали бедных родственников при помощи обычая взаимопомощи, известного под названием «мил», привлекая их к различным работам. Влиятельные тухумы нанимали пастухов и другую рабочую силу. В с. Хурик в XIX в. не все тухумы были равноправными, одинаковыми. Были тухумы бедные и богатые. Богатые тухумы обладали большими территориями пахотных и покосных участков. В селе Хурик одним из сильных тухумов был тухум Аьлдин баяр, из этого тухума Байрамбек в XIX в. был нукером. Сильными были и тухумы КIелдикар, Мистихъар. Из последнего тухума был и старшины Гюл. Экономические ресурсы находились в руках богатых узденей и сильных тухумов.
Для решения важных вопросов, касающихся населения всего села, собирались на сельский сход, в котором участвовали совершеннолетние мужчины. К участию на сходе женщины не допускались. Обычно местом сельского схода служила площадка вблизи мечети, особенно прославленная своей древностью – «пирдикк», «мистахъ», «зимзикк». На сельском сходе обсуждались земельные споры, сдача общественных земель в аренду, строительство и ремонт мостов, дорог, условия найма чабана и пастухов, сроки начала сельскохозяйственных работ. Хотя решения схода принимались большинством голосов, но сильные тухумы в них брали верх.
Для повседневного ведения дел и управления джамаатом на сходах избирались «кавхи» (старшины). Кавхами избирались представители различных тухумов, наиболее способные и заслуживающие доверия. Число кавхов зависело от количества тухумов. В с. Хурик, словам старожилов (Сеферов Гусейни, Халилбеков Абдулазиз), с древних пор насчитывалось более 12 кавхов. Кавхи имели большие права. Некоторые кавхи становились наследственными. Все дела решались по их согласию. Недовольные решением кавхов с. Хурик обращались к кавхе с. Ругуж, который выступал посредником. Решение главного кавхи ни в коем случае нельзя было нарушать или не исполнять. Односельчане обязаны были силой принести решение главного кавхи в исполнение.
О влиянии хурикского старшины говорит тот факт, что он подходил к избираемому кадию Табасарана, снимал с него папаху и надевал на него свою, стоящую, как говорят, 20-30 коп., а его папаху одевал на себя. Вновь избранного кадия сначала поздравлял хурикский кавха и получал 1 шт. рогатого скота. Каждый кавха при возникновении споров между тухумами или с соседними общинами являлся представителем и защитником интересов своего селения.
В помощь кавхам избирались глашатаи (чавуши). Число их зависело от величины аула. В обязанности чавуша входило: 1) созыв людей на джамаат; 2) объявление о распоряжении кавхов и кадиев: 3) установление порядка. Штрафы за преступления поступали в основном в пользу кавхов, чавушей. Кадии, муллы, эфенди, т. е. духовные лица, избирались из людей, знающих шариат и решавших дела по шариату. Духовенство имело сильное влияние в сельской общине.
О культуре жителей села Хурик свидетельствуют не только памятники резьбы по дереву, камню, ковроделия, но и различные наскальные изображения, эпиграфические памятники, легенды. Жители сел Хурик сложили различные жанры устного народного творчества – сказки, песни, загадки, легенды, пословицы, поговорки. Среди представителей старшего поколения было немало талантливых сказителей, которые знали множество сказок и красочно их рассказывали В селе была такая традиция: чтобы слушать сказочников, устраивались зимние вечера, ходили к ним домой, до глубокой ночи сидели, слушали их, угощали друг друга принесенными с собой продуктами.
Народное творчество наглядно демонстрировалось на свадьбах, где пели песни, соревновались в их исполнении. Очень интересны предания и легенды о взаимоотношениях жителей села Хурик с соседними джамаатами – Ханаг, Ругуж, а также с Базузай-ханом. Вот один из вариантов легенды о Базузай-хане.
В местности Хина жил хан Базузай. Он владел обширной территорией пахотной земли, сенокосами, лесами, пастбищами, также табунами лошадей и многочисленными стадами крупного и мелкого рогатого скота. Базузай сурово наказывал тех, кто переступал границы его владения. Жителям с. Хурик и близлежащих аулов он запрещал пользоваться лесом, пастбищами, не пропускал их через свои владения.
Базузай хан был жестоким правителем. Он принуждал поселян пахать свои земли, косить траву, убирать урожай, пасти скот от зари до зари. Долго терпели притеснения Базузай-хана жители села Хурик и окружающих сел, но, доведенные до отчаяния, они восстали. Их совместными усилиями Базузай-хан был разбит и схвачен. Связанного Базузай-хана предводители повстанцев спрашивали:
– Хинарин Базузай, где табуны лошадей твоих?
– Табуны лошадей моих у джигитов гъуннов, – отвечал он.
– А где серебряные кувшины твоих жен?
– Серебряные кувшины моих жен на плечах женщин гъуннов, – последовал ответ.
– Кто угнал овец из твоих овчарен, отчего они опустели?
– Тысячи из гъуннов владельцы их, – отвечал Базузай.
С арабскими завоеваниями в Хурике распространяется и арабская письменность, о чем свидетельствуют старейшие эпиграфические памятники. На сельском кладбище с. Хурик, по словам Е.И. Козубского, сохранились 19 памятников с куфическими надписями. В распространении арабской письменности в селе Хурик и соседних селах огромной была роль мечети, которая, по словам старожилов, считалась одной из старейших. При мечети существовала школа – мектеб, в которой обучались наиболее одаренные дети. В XVIII в. одним из известных алимов села был Ибрагим, который в совершенстве владел арабским языком и письменностью.
В начале XIX в. как алим был известен Асмад Гасан, внук Ибрагима. По словам старожилов арабские рукописи А. Гасана содержали весьма ценные сведения по грамматике, арифметике, о прошлом аула. Большую ценность представляет рукопись, составленная в 1323 г.х. (1904г.) муллой Асланом, сыном Пирмагомеда со слов своего дяди Гасана – знатока арабского языка В рукописи изложена генеалогия тухума «Асмадрин – Аьлдин баяр».
В селе Хурик 1964 году были обнаружены рукописи, в одной из них говорится о количестве аулов северного Табасарана, описаны границы отдельных джамаатов, взаимоотношения с соседними обществами, народами, о борьбе против иноземных завоевателей. Наибольшую ценность представляет рукопись о генеалогии табасаранских правителей.
Значительная часть письменных памятников на арабском языке, а также эпиграфические памятники были уничтожены в 30-е годы XX века. По словам Гусейна Сеферова, наиболее одаренные дети, окончившие Хурикскую примечетскую школу, учебу продолжали у известных арабистов в селах Дюбек, Кюряг и др.
Село Хурик являлось центром союзов сельских обществ, называемого Хурикским, или магалом Кырах (Кераг). По данным архивных документов, магал Кераг включал в себя следующие сельские общества: Цантил, Дживживарик, Пилиг, Ругуж, Хурик, Ягдыг, Хапиль, Хустиль, Дюбек.
Кераг магал в источниках известен и под названием Девек Елеми.