Гюлахмед Маллалиев
Недавно стал свидетелем спора наших земляков в одной из групп в мессенджере Телеграм о песенной культуре табасаранских певцов, о состоянии табасаранской современной эстрады. Мнения разделились. Потребители продукции нашей эстрады вполне резонно отстаивали свое право слушать качественную живую музыку и песни с содержательными текстами, поскольку песни безголосых певичек под фонограмму, однообразная примитивная музыка, чаще всего украденная, уже порядком поднадоели. Представитель музыкального цеха (кстати сам он один из лучших табасаранских артистов, пишет добротную музыку и хорошо поет) заступился за коллег, сказав, что люди, не имеющие никакого представления о музыке, не должны судить о ней – «пусть каждый занимается своим делом». Однако данная позиция, на мой взгляд, весьма ущербна. Мы, слушатели, должны давать оценку тому, что нам предлагают, потому что мы ее потребляем и платим за нее.
Сегодня слова многих популярных табасаранских песен положены на чужие мелодии – турецкие, азербайджанские, адыгские, либо мелодии других дагестанских народов. Естественно, называть такие песни табасаранскими язык не поворачивается, иначе мы расписываемся под крайне низким уровнем табасаранской вокальной культуры и в целом табасаранской музыки. В мелодиях многих современных песен нет никаких этнических элементов, они даже отдаленно – ни по интонации, ни по ритмическому рисунку – не напоминают табасаранские. А ведь у нас богатая музыкальная культура. Композитор Касум Магомедов пишет: «В музыкальной культуре Дагестана табасаранская народная музыка занимает достойное место. Она удивительно самобытна и разнообразна, у нее свои интонации и колорит. «…» Главный мелодический строй с ее квартово-квинтовыми ходами, наличие антифонности в свадебных и шуточных песнях, а также богатство вариацинности в танцевальных и дорожных мелодиях, придают ей красоту и привлекательность». Вместо этого мы сегодня почти в любой эстрадной песне встречаем примитивные и однообразные мелодии (за редкими исключениями), состоящие из одного-двух нехитрых музыкальных переходов – и это все вкупе с ужасной дикцией некоторых артистов превращают прослушивание песни в наказание, а не в эстетическое наслаждение.
Особого внимания заслуживают тексты эстрадных песен. Речь идет о «шедеврах», которые написаны самими исполнителями. Нередко «грешат» такими текстами и поэты, которым исполнители заказывают тексты.
Конечно, всегда найдутся люди, у которых такие незатейливые, низкопробные, бессодержательные песни будут находить отклик в душе. Однако музыкантам не следует опускаться до уровня толпы, они должны своим творчеством формировать высокие вкусы. Музыка должна обжигать, песня должна дарить счастье, наполнять душу радостью и теплом, вызывать у слушателя сильные чувства – печаль, любовь, ненависть, желание созидать. Она, как пел незабвенный Леонид Утесов, должна помогать строить и жить, потому что настоящая песня «как друг и зовет, и ведет».
Безобразие, которое наблюдается на нашей эстраде, во многом происходит оттого, что сегодня песни пишутся для конкретных исполнителей и ни одна – для людей.
Иначе ситуация с льющимся с эстрады музыкальным мусором, которая наблюдается не первый десяток лет, уже должна была исправляться.
Мне исполнители могут возразить, что у табасаранов сегодня нет профессиональных композиторов, мало людей, которые занимаются профессиональной обработкой мелодий, их аранжировкой. Возможно, это имеет место, но не снимает ответственности с них за осознанное нивелирование и опошление вокального искусства народа, потому что по их творчеству судят и о музыкальной культуре всего народа.
Естественно, это проблема не только табасаранской эстрады – такой болезнью заражена и общедагестанская эстрада. Что говорить о региональном уровне, если в прайм-тайм на федеральные каналы выходит исполнительница с говорящим псевдонимом «Инстасамка» с песней «За деньги – да». Вот несколько строк этого «искусства»:
«Я вообще делаю что хочу.
Хочу импланты – звоню врачу (Алло)…
Я не молчу, когда я хочу,
Я не продаюсь, но за деньги — да (Да)
И не скажу «привет» если бабок нет (Нет)
Слышу любимый звук – это звон монет…».
До проведения специальной военной операции такие вот антимузыкальные «самки», выступая на всех федеральных каналах, и определяли вкусы сегодняшней молодежи. Многих из них уже нет в стране, однако их дело все еще живет. А в регионах тоже стараются подтянуться до федерального «уровня».
Хочу привести отрывок из большой статьи «Защитите нас от халтуры» композитора, члена Союза журналистов РФ Маины Абдулмуталибовой, которую она прислала в редакцию нашей газеты. Правда, в ней речь идет о лезгинской эстраде, но сам факт того, что автор отправила материал в табасаранскую республиканскую газету, говорит о желании Маины Саидовны заострить внимание общественности и других народов, чтоб объединить усилия в борьбе с этим явлением.
Защитите нас от халтуры
Маины Абдулмуталибова
Наше общество переживает период чрезмерной идеализации материального мира. Стремясь к материальному обогащению, люди забывают о духовном, патриотическом и эстетическом воспитании. Сегодня культура не в чести. И пока она не займет достойное место в нашей жизни, народ духовно не может развиваться, обогащаться нравственно и эстетически.
Сейчас же у широких слоев населения упал интерес к серьезной музыке, искусству, культуре в целом.
Песенный жанр в Дагестане приобрел характер подражания.
Нет элементарного общения, сотрудничества молодых творческих сил со старшим поколением, что чрезвычайно необходимо и архиважно для развития истинного народного музыкального искусства.
Труд композитора не оплачивается, нет условий, позволяющих заниматься творчеством в полную силу. Утвердить свое право на творчество нелегко, одной любви к музыке, искусству мало. Государство должно изменить свое отношение к культуре, иначе останутся не талантливые, а наиболее пробивные и устойчивые.
Любому композитору приятно, когда его музыка востребована, это дает уверенность в своих возможностях, вдохновляет на написание новых произведений. Когда человек востребован, он в сто крат плодотворнее. Талант должен иметь условия беспрепятственно развиваться. Чтобы сохранить то, что имеем, мы должны ценить культурное наследие народа, относиться ко всем вопросам, касающимся музыкальной культуры, с чувством ответственности, не перечеркивая свою самобытность.
А что мы видим и слышим? Мелодии не сочетаются со словами. В современных песнях нет смысла и духовности. Порой вообще непонятно, о чем песня, слова не имеют смысла. Наши исполнители поют таджикские, азербайджанские, узбекские, турецкие, арабские песни, но на родном языке, сопровождая набором слов. Исполнители не понимают, что у каждой нации своя форма исполнения песни. На дагестанской эстраде повсеместно звучат песни-гибриды: язык – дагестанский, а мелодия – чужая. Конечно, мы не против исполнения этих песен нашими артистами, но их следует исполнять в первозданном виде, со своим исконным текстом и музыкой. Нельзя забывать, что и у нас богатая песенная культура, исходящая из народных истоков. Вряд ли наши песни звучат со сцены в Таджикистане, Узбекистане, Турции, Азербайджане.
Исполнители, заполнившие нашу эстраду, оторваны от музыкальных корней своего народа, забывают, что культура определяет особенности нации, создает общество. Каждый артист должен подобрать песню в соответствии с особенностями своего голоса и тембра, и исполнять так, как она написана композитором. А лучше всего работать над песней сообща в творческом контакте.
Певческое мастерство наших эстрадных исполнителей оставляет желать лучшего. Многие из них не умеют держаться на сцене, лишены обаяния, внутренней скромности, дикции, технической грамотности, эмоционального и выразительного пения.
Не успевают исполнить одну-две песни удачно, уже сами себе присваивают статус «звезды». Смешно. А еще хуже, когда на сцене не больше 2-3 лет, а уже получают звания и награды.
Уважаемые «звезды»! Не губите родную, идущую из глубины веков национальную культуру.
В исполнителях трудно найти индивидуальность. Всем «звездам» надо заниматься самообразованием, добиваться профессионализма, анализировать свои возможности и петь только то, что хорошо получается.
Сегодня музыка поставлена на обслуживание, одни и те же песни исполняются на свадьбах и на концертах. Разве можно было себе представить такое раньше? В 1978-1980 гг. я работала заведующей отделом культуры райисполкома. Вспоминаю, как готовились к концертам, выступлениям в агитбригадах: за 4 месяца составлялся репертуар концертной программы, тщательно все отбиралось, печатался текст к песням. Весь сценарий передавался на утверждение, указывались авторы песен, стихов. После тщательных репетиций назначался концерт.
А какое неуважение к зрителям, слушателям, залу, когда поют под фонограмму, выходят на сцену с микрофоном, делая вид, что поют. Не объявляют авторов музыки и стихов. Разве они не заслужили этого? Они – творцы и заслуживают славы больше, чем исполнители.
Смотря телевизор, рыскаешь по каналам, ищешь что-то для души. Тщетно. Разве у нас мало проблем, которые требуют общественного внимания? Чем слышать песни, где явно низкий уровень профессионализма исполнителей, лучше бы транслировали встречи с писателями, композиторами, художниками, учеными, мастерами искусств, передовиками производства и т.д. Разве таких мало?
Когда слушаешь песни в исполнении Рагимат Гаджиевой, Дурии Рагимовой, Сульгият Гаджиевой, Розы Максумовой, Фаризат Зейналовой, Седагет Саидовой, Наиры Рахмановой, Таиры Муспаховой, Телли Карибовой, Тарлана Мамедова, Омара Меликова, Казахмеда Мовланова, Данияла Казиева, Керима Камилова, Руслана Пирвердиева, Магомеда Аликберова, Рената Аджабекова, Эрзимана Османова, Билала Эскендарова и других, возникают совершенно другие чувства. В их песнях голос времени, судьба народа, страны, эта музыка теребит душу, создает настрой на добрые дела. Вот какие песни нужны народу.
В наше время творчество превратилось в развлечение. Уже давно назрел вопрос о необходимости надежной защиты от халтуры, безвкусицы. Речь идет о музыкально-песенной безопасности нашей культуры. Несмотря на неоднократные публикации в газетах, выступления по телевидению, положение дел не меняется. Наверное, надо создать в районах советы по культуре с представителями творческой интеллигенции (композиторами, поэтами, журналистами, исполнителями), возродить худсоветы, чтобы ни одна песня не проходила без его решения, тщательно обсуждать музыку, слова, инструментальное исполнение. Это поможет поставить заслон халтуре, беспределу на дагестанской эстраде.
Ко всему происходящему министерство культуры, Союз композиторов РД, главы муниципальных образований, управления культуры не должны быть равнодушны. Пусть они, наконец, проанализируют состояние дел и разработают рекомендации по управлению национальной культурой и сохранению ее традиционных ценностей. Иначе мы исчезнем как народ, обладающий историей, наследием и творческим потенциалом.
У нас очень много талантливых мастеров, исполнителей песен, им нужно оказывать материальную поддержку, создавать условия для их развития, окружить вниманием в период их становления, заботиться о подрастающих талантливых детях. Мы должны быть наследниками прославленных композиторов и деятелей народной музыкальной культуры Готфрида Гасанова, Сейфуллаха Керимова, Зейнала Гаджиева, Падишаха Киберова, Магомеда Гусейнова, Омара Аюбова и других, пользующихся заслуженным признанием и многочисленных слушателей, знатоков и любителей музыки. Их безмерный талант, исключительная одаренность стали символом проявления высших творческих сил.
Творческая интеллигенция должна стать хранителем уникальной мудрости того мировоззрения, которое заложено в дагестанской музыкальной культуре, чтобы было что оставить потомкам. Если мы не позаботимся о культуре и традиционных народных духовно-нравственных ценностях сегодня, то завтра будет уже поздно».
Призываю читателей газеты к диалогу. Я уверен, что каждому из нас есть что сказать по этой застарелой проблеме. На таких песнях сегодня воспитывается молодежь, формируются ее вкусы, убеждения, поведение. И мы в ответе за то, какими они вырастут завтра. Поэтому сложившуюся ситуацию решать нужно вместе с самими артистами – носителями и продолжателями лучших традиций народного вокального творчества.