О семейных ценностях, или чем хорош был прежний Дагестан

Семья – это маленькая вселенная, которая создана двумя людьми, это основа человеческого счастья. В нашей быстротекущей жизни это место, где можно получить поддержку, любовь, заботу, опору. Пребывание со своей семьей, приятные посиделки на природе или в доме у бабушки, пятый стакан чая в кругу близких, хохот играющих детей, нескончаемые разговоры, воспоминания старших, беседы долгими зимними вечерами, анекдоты, прищуренные глаза и искренний смех аксакалов приносят человеку массу положительных эмоций и энергии, сплачивают родственные узы. Нередко наблюдаю, как у многих моих знакомых взрослых, когда они вспоминают детство, на лицах появляется улыбка, и они с упоением начинают рассказывать, как когда-то шалили с друзьями, без устали работали во время летних каникул, помогая старшим, как в очередном походе с ним произошел форс-мажор… А в конце рассказа обязательно звучат слова: «Эх, вот бы вернуться в беззаботное детство, вернуть бы НАШЕ время. А нынешние дети лишены детства – кроме гаджетов бедные ничего не видят».

Да, на самом деле все изменилось. Нет, не время изменилось, а люди: зима, весна, лето, осень так же наступают последовательно; так же день сменяет ночь; изменились мы, у нас появилось много возможностей и благ, которыми часто пользуемся себе во вред. Все ссылаются на то, что сегодня век цифровых технологий, искусственного интеллекта, и тут не до семьи…

Знаете, выходя в городе по вечерам на прогулки в парк, я наблюдаю разные картины. Иногда от увиденного заряжаешься энергией, но чаще происходит обратное. Все это заставляет призадуматься о будущем, о том, каким оно у нас будет. И мне, честно признаюсь, даже не хочется дожить до этих дней. Дети стали какие-то агрессивные, недовольные, им постоянно чего-то не хватает. Раньше взрослые были очень строги во всем и ко всем и сдержанны, а остальные подчинялись им. Сегодня ситуация радикально изменилась – мысли родителей заняты тем, как бы заработать на пропитание детей, которые по этой причине предоставлены самим себе. Естественно, тут говорить о хорошем воспитании и крепких семейных традициях не приходится. На наших глазах происходит распад семейных ценностей – убеждений, которые формируются внутри семьи и определяют её культурный и нравственный фундамент. Я не преувеличиваю, потому в основе этих ценностей находятся честность, уважение, ответственность, сострадание, терпимость, взаимовыручка. Привитие этих нужных качеств детям играет ключевую роль в их воспитании и развитии как личности. А родители и есть тот образец, подражая словам и поведению которых дети впитывают в себя эти нравственные нормы, осваивают их. Важно разговаривать с детьми о ценностях семьи, объяснять, почему они важны и как помогают сделать мир лучше. И тогда ваши дети поймут, что это не просто правила, но основа для здоровых отношений и успешной жизни.

Формирование семейных традиций, которые укрепляют ценности, помогает детям осознать их и сделать частью своей жизни. Это могут быть еженедельные семейные ужины, общие походы, волонтёрская деятельность и т.д. Безусловно, процесс прививания семейных ценностей требует терпения, ответственности, но это инвестиция, которая поможет детям стать этичными, ответственными и счастливыми взрослыми.
В Дагестане с его многообразием культур и традиций горские ценности тесно переплелись с исламскими ценностями, которые определяют нормы поведения, отношения внутри семьи и взаимодействие с обществом. Особое внимание уделяется гендерному разделению. Мальчики и девочки почти с пеленок должны по-разному одеваться, и даже вести себя. К ним в семье относятся неодинаково; качества, которые развивают в них, порой прямо противоположны. К мальчикам относятся строже, от них требуют больше. Девочек в целом принято баловать, им достается родительская ласка. Такое дифференцированное отношение помогало готовить членов общества, которые ясно осознавали свое место и функции в этом обществе.
А что сегодня? Вместо ответа я расскажу историю, произошедшую с моим преподавателем. «Я проводил лекцию в одном из колледжей Махачкалы. Зал был полон. Все сидят аккуратно и слушают. После лекции я предложил слушателям задать интересующие их вопросы. Руку подняла сидевшая за последней партой девушка с красивой чёлкой. Я выслушал её и, прежде чем ответить на заданный вопрос, в знак уважения обратился к ней со словами «уважаемая сестра». Весь класс стал смеяться. В конце того, как зал затих, свою вторую попытку ответить на ее вопрос я вновь начал с тех же слов – и снова аудитория зашлась в смехе; аналогичная реакция была и в третий раз. Я был сбит с толку, начал раздражаться, потому что поведение аудитории воспринял как неуважение по отношению ко мне, их преподавателю. И тогда ребята объяснили мне, что это вовсе не девушка, а парень. Я пришел в замешательство… «Как парень? Вон же, девушка красивая, с чёлкой!» – попытался я возразить. Тогда кто-то из аудитории крикнул, что он (тот, кто задавал вопрос), ещё не определился с полом…
В этот день я реально получил взрыв мозга. Встретить у нас в Дагестане людей, которые «не определись с полом» – что может быть удивительнее?» – заключил мой преподаватель.
Ранее в Дагестане процесс привития общенародных, в том числе религиозных, ценностей происходил в семье, где ребенок рос в окружении обоих родителей, бабушек и дедушек; и в этот важнейший педагогический процесс был вовлечен весь джамаат села. К примеру, если взрослый сельчанин видел, что чей-то ребенок совершил проступок, он мог пожурить или поругать его, и это воспринималось нормально. Дети не жаловались дома, что их отчитали, иначе могло прилететь и от родителей. Естественно, выросшие в такой атмосфере дети получали прививку от вредных привычек, вырастали достойными людьми.
И в каждой семье культивировались ценности – неписанные нормы поведения, которым домочадцы неуклонно следовали. Наши предки хорошо осознавали непреложный факт: от того, как воспитывался ребенок, зависят его дальнейшие судьба и мировосприятие, его поведение в тех или иных ситуациях. Действительно, в тех условиях благополучие человека зависело от семьи, а благополучие семьи – от человека. Этот закон в целом актуален и сегодня, хотя мы уже не осознаем его действие так же отчетливо, как люди несколько поколений назад. Моя соседка, бабушка Айна не даст соврать. Она на несколько дней уехала к правнукам в город и вернулась крайне расстроенная.
«Одним вечерком всей семьей смотрим телевизор, а дети сидят в телефонах. Тут заходит мой сын, но никто не встаёт. Дети также продолжают сидеть в телефонах. Встали только я и невестка. Так происходило два-три дня, и каждый раз внуки смотрели на меня странным взглядом. Наконец старший внук спросил: «Бабушка, почему ты каждый раз, когда отец входит в дом, встаёшь? У нас же для него всегда бывает отведённое место». Я объяснила внуку, что проявляю уважению к нему как к мужчине и главе семьи. «Где бы вы ни были, когда заходит взрослый человек в дом, нужно привстать, и ответить на его приветствие, даже если для него есть свободное место. Это простая этика», – ответила я.
На следующий день, гуляя по скверу, я увидела картину гораздо хуже этого. Несколько подростков, проходя мимо меня, грызли семечки, матерились и смеялись на весь сквер. Моё присутствие их никак не смутило. И тогда я вспомнила наше детство, какими были мы, в каком уважении к взрослым росли… Я вдруг осознала, что незаметно для нас произошло страшное, в котором виноваты мы, взрослые… Вечером, вернувшись домой, я высказала сыну свое недовольство. «Если бы вы с детства обучили их элементарным этическим нормам, дали бы им правильное воспитание, ваши дети не выросли бы такими. Я вас разве так воспитывала? То, что они сегодня так себя ведут, это ваше упущение!» — с болью в сердце отчитала взрослого сына», – рассказала бабушка Айна, разволновавшись.
Для Дагестана с его многообразием различных культур и традиций семья была и остается главной ячейкой общества. Конечно, у каждого народа были свои обычаи и традиции, но независимо от этнической принадлежности, все следовали единым нравственным нормам. Например, никто не позволял себе спорить со старшими, перечить им; в разговоре с ними младший стоя, молча слушал и отвечал на вопросы; перед тем как начать какое-либо дело, обязательно обращались за советом к взрослому человеку. Женщина считалась хранительницей очага, и если она становилась инициатором развода или ухода из дома, то обрекала себя на позор. Взрослые дети должны были оказывать материальную и физическую помощь родителям, поддерживать родственные связи.
Однажды мой дядя Хамзат рассказал мне, как дедушка наказал его в детстве. Его история ярко отражает нравы того времени, когда Дагестан был еще «былинным».
«Как-то раз, возвращаясь рано утром домой через поля, я встретил стаю собак. Собаки были породистые, почти с моего роста, и я, пятиклассник, испугался их, хоть и старался не показывать виду. Как только я отошел от стаи подальше, на всех парах припустил к дому. И тут меня встретил дедушка Рамазан, ветеран Великой Отечественной войны. Он спросил, куда я так бегу, и, выслушав мой ответ, влепил мне пощечину. Я не понял, зачем он так поступил, и стоял перед ним с опущенной головой… Дедушка тоже молчал. Наконец, я нашел ответ на свой немой вопрос: он увидел страх в глазах своего внука и рассердился. Дедушка, немного подождав, сказал: «Всегда веди себя как мужчина. Не надо показывать свои эмоции».
Раньше мальчикам и юношам возбранялось показывать перед старшими даже свои эмоции! А мужчине жаловаться на трудности, усталость, голод, неудобства, проявлять раздражение в общении со старшими, шумно реагировать на что-либо было непозволительно.
А сегодня?..
Сегодня многие мои сверстники забыли про эти суровые, но так необходимые нравственные нормы, считают их устаревшими и ненужными. По мне, это крайне ошибочное мнение. Если в Дагестане эти вековые ценности перестанут транслироваться старшими поколениями последующим, то существует реальная опасность маргинализации нынешнего поколения. И это станет началом полной утраты культуры народов Дагестана – мы, горцы, начнем превращаться в людей, забывших свое прошлое, не имеющих ни традиций, ни семейных ценностей, и утративших нравственные ориентиры.

 

Хадижа Рамазанова,
студентка 3 курса факультета лингвистики и журналистики ДГИ