М. А. Гаджиибрагимов,
Табасаранский район, село Гувлиг
«Несчастен тот, кому дают знания, но не дают (возможности) действовать (соответственно им), или дают возможность действовать, но не дают искренности, или позволяют общаться с благодетельными людьми, а (возможности) воспринять (уроки из этого общения) не дают»
(Имам аль-Газали)
Высказывание Имама аль-Газали – это зеркальное отражение жизни людей моего поколения. На заре советской власти первыми за знаниями устремились в средние и высшие учебные заведения в большинстве своём дети религиозных людей. Естественно, они эти знания получали, но не были свободны от религиозного влияния своих родителей. С одной стороны, атеистическое воспитание молодёжи находилось под неослабным контролем советских партийных органов и малейшее отклонение в сторону каралось по тогдашним законам. С другой стороны, в лице наших родителей нас «контролировало» всевидящее око Всевышнего. Противоречия между этими двумя силами ставили моё поколение в затруднительное положение. Тем не менее благотворное влияние учёбы в храмах знаний на формирование мировоззрения молодёжи было велико. В пятидесятые – семидесятые годы прошлого столетия планка целостности образовательного процесса держалась на нужной высоте. Коррупционная составляющая, мошенничество, фальсификация учёных степеней находились в зародышевом состоянии. Это было время, когда коммунисты были руководящей и направляющей силой общества, когда комсомол самоотверженно трудился на ударных стройках страны и готовил себя на смену партии, пионеры и октябрята были гордостью старшего поколения. Наше прошлое, действительно, достойно уважения. Ведь уважение к прошлому есть одновременно любовь к настоящему и забота о будущем. Сердце переполняется чувством гордости за народ, который отстоял свою Родину от порабощения в смертельной схватке с нацистской Германией, за народ, который в кратчайшие сроки восстановил разрушенное войной народное хозяйство, спас подрастающее поколение от растления и деградации, помог стране занять достойное место в созвездии великих держав, помог ей стать гарантом мирного сосуществования стран с различными общественными системами, оплотом мира во всём мире. Наши отцы и деды были главными двигателями важнейших жизненных процессов в стране. Это были люди-новаторы со своей активной гражданской позицией. Наши поэты и писатели были глашатаями новых идей и взглядов и внесли весомый вклад в формирование морального облика гражданина первого в мире социалистического государства. Наших планов громадьё: строительство гигантских электростанций, возведение всё новых и новых городов, фабрик и заводов, освоение целины, завоевание космоса, покорение морских глубин, монументальная пропаганда всех наших достижений – всё это вызывало не только уважение, но и восхищение патриотов страны и всего миролюбивого человечества.
Наше настоящее сейчас достойно сожаления. Мы оказались свидетелями развала самого могущественного в мире государства, разрушения его нравственных устоев, свидетелями торжества враждебных элементов – людишек ублюдочной идеологии. В нашу жизнь опять пришла война. А что такое война, знает каждая семья. Благодаря прошлому мы радуемся нашему настоящему, в котором есть много прекрасного, но печальные события, происходящие в стране, особенно в Дагестане, накладывают свой негативный отпечаток на наше видение и восприятие этой красоты. И в мирное, казалось бы, время нам приходится воевать с тайными и явными враждебными элементами как внутри страны, так и за рубежом. Диву даёшься, когда слышишь, как десятилетиями в наших властных структурах вели и ведут подрывную деятельность против нашего народа разного рода оборотни, ослабляя мощь страны, утоляя свою ненасытную жадность. А жадность, как известно, блокирует все чувства, и человек бывает не в состоянии отдавать отчёт своим действиям. Такое происходит потому, что «укравший курицу сидит в тюрьме, а укравший верблюда едет на верблюде». Тяжело нашим ребятам сегодня на Украине. Это тоже наше настоящее, в котором тесно переплетаются героизм и предательство, добро и зло, правда и ложь. Но, несмотря ни на что, мужество, самоотверженность, высокий дух патриотизма наших защитников Отечества, их уверенность в победе придают нам силы и укрепляют нашу веру в правильность выбранного пути, веру в победу здоровых сил над фашизмом и нацизмом.
Будем надеяться, что здоровые силы общества смогут наделить человечество гармонией и счастьем, но для этого нужно освободиться от несправедливости, от неправды, от коррупции, от деспотизма, от угнетения слабых сильными мира сего. Нужно остановить и искоренить предательство и подлость. Мы должны быть оптимистами в предвосхищении нашего будущего. Лучшие умы человечества предрекали нам светлое будущее. Постараемся же, чтоб их пророчество сбылось, иначе история не простит нам наше равнодушие, безразличие, нашу медлительность и преступный эгоизм.
В начале статьи я не зря привёл высказывание Имама аль-Газали. Такие высказывания не падают в готовом виде с неба. Это – итог жизни мудрых и дальновидных людей, людей пророческого видения. Когда в жизни происходит что-то по такому высказыванию – это значит, что человеку уже уготовлено духовное одиночество. Человек не в состоянии бывает открыто высказать своё мнение по тому или иному проблемному вопросу. Человек при жизни должен знать не только, какое место он себе определил, но и какое место ему определили окружающие. Человеку очень необходимо и важно признание окружающих. Желательно… не после смерти, а при жизни. А это возможно только при свободе слова. Характеризуя наше настоящее, мне уже приходит в голову мысль, не прибегнуть ли к языку Эзопа, чтобы изложить своё мнение по тому или иному проблемному вопросу, иначе можно оказаться в опале инакомыслящих. Человек с богатым внутренним миром, Эзоп – известный поэт-баснописец античной Эллады – при помощи иносказаний шифровал свои мысли и идеи, делая их неочевидными для невнимательного или непосвящённого читателя.
Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя! Надо быть одинаково честным и в большом, и в малом. И в прошлом, и в настоящем, и в будущем была, есть и будет в цене поговорка «Береги честь смолоду, а платье – снову». Реализовать эту поговорку нам мешает разъедающее воздействие коррупционной составляющей во всех сферах жизнедеятельности в нашем обществе. Чтобы большой населённый пункт получил статус города, он должен иметь всю необходимую инфраструктуру. Какую инфраструктуру должны иметь учителя, поэты, писатели, учёные, чтобы получить очередное повышение, иметь звания заслуженного, народного? Через что мы проходим, чтобы удовлетворить наше тщеславие, чтобы потом чувствовать себя счастливыми?! Кто-то радуется этому, кто-то «варится» и «жарится» в своём духовном одиночестве. К одиночеству разные люди относятся по-разному. В беседе одна девушка говорит другой: «Раньше я думала, что самое страшное – это остаться совсем одной. Теперь я поняла, что это не так. Самое страшное – это быть с людьми, рядом с которыми чувствуешь себя в полном одиночестве». А вот что говорит о духовном одиночестве Омар Хайям:
Понял я: одиночество лучше друзей,
Чтоб не видеть добра и зла у людей,
Чтобы строго в своей же душе разобраться,
Лишь затем для людей быть меж строгих судей.
Каждый человек индивидуален сам по себе, чем, собственно, и интересен, но он не может существовать вне общества. В своём общении люди должны демонстрировать максимальное миролюбие, уважение друг к другу. Искусство обращения и общения должно быть на всю жизнь спутником культурно воспитанного человека. Умение слушать и слышать собеседника – это великий дар. Духовное одиночество и неправильно сложившееся общественное мнение о тех или иных явлениях бытия вынуждают человека прибегнуть к языку Эзопа для выражения своих чувств, мыслей и своего мнения. Волей судьбы мне часто приходится испытывать чувство духовного одиночества из-за ограниченности круга общения с творческими людьми. С уходом из моей жизни, из живого общения таких ребят, как Шамиль Казиев, Пирмагомед Касимов и других людей из творческой интеллигенции, я ещё острее стал чувствовать своё духовное одиночество. Столько противоречивого, труднообъяснимого, спорного в этом мире, в обществе, в окружении, что порою возникает желание излить свою душу перед кем-нибудь, поспорить, доказать, отрицать…, но, боясь быть непонятым, воздерживаюсь, да и таких людей сейчас днём с огнём не сыщешь. Часто люди из одной крайности бросаются в другую – не поймёшь, под какой личиной кто или что скрывается. Да и что объяснишь молодёжи, которой по душе путь наименьшего сопротивления: ей нужны не знания, а корочки, олицетворяющие эти знания. Боюсь, что наша молодёжь, особенно табасаранская, захлебнётся в своём невежестве и окажется на обочине большой дороги, ведущей в прекрасное будущее человечества.
Хочу докончить своё рассуждение об одиночестве, в котором может оказаться любой из нас.
Одиночество бывает внешним и внутренним. Человек в любой момент может потерять близких, дорогих ему людей и таким образом оказаться одиноким. Если в такое время ему не с кем будет разделить своё горе, это внешнее одиночество может перейти во внутреннее душевное состояние и тогда одиночество станет внутренним, что гораздо тяжелее внешнего. Пусть никому из нас не придётся оказаться в таком состоянии.
Уважая своё прошлое, радуясь настоящему, с надеждой на лучшее будущее хочу сказать словами Н. Островского: «Самое прекрасное на земле – это жизнь. Она даётся человеку только один раз. И прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое мелочное, чтоб, умирая, ты мог сказать, что все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества».