Сохранение и развитие родных языков и культур

 

(проблемы и пути их решения)

Дагестан – исторически многонациональная, поликультурная республика, представляющая собой специфическую мозаику исторически сложившихся национальных культур, традиций и обычаев. Здесь на относительно небольшой площади земли функционируют более 30 языков с многочисленными формами их существования, в том числе диалектами, говорами и наречиями.

Сегодня одной из глобальных задач российской политики являетсяобъединение всех народов России в единый российский мегаэтнос, но при сохранении соответствующих черт духовной жизни, культуры, традиций и обычаев всех этносов. Для успешного решения данной задачи на самом высоком государственном уровне приняты законы, требующие максимально бережного отношения к исконной культуре и родному языку каждого конкретного народа многонациональной России, о чем свидетельствуют последние поправки к Конституции России: «…Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим» (ст.67.1.); «Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия» (ст. 69). Об этом весьма четко и предельно ясно сказано в Указе Президента РФ В.В. Путина 09.11.2022 г. №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Известно что ко времени распада советской системы образования базовый принцип национальной школы – «школа на родном языке» сменился иным принципом – «русская школа с родным языком в качестве учебного предмета». До 80-х годов ХХ столетия обучение в общеобразовательных организациях Дагестана, особенно в начальных классах, велось на родных языках, а русский язык преподавали как отдельную дисциплину. А теперь, наоборот, все дисциплины ведутся на русском языке, а родной язык ведется как отдельный предмет. Как ни странно, количество часов, отводимых в неделю на изучение родного языка, с каждым годом уменьшается. В связи с этой политикой на изучение родного языка вначале выделяли 5 часов, потом перешли на 4,3, а сегодня 2 часа и то не во всех школах республики.
Да и общеобразовательный предмет «Культура и традиции народов Дагестана», первоначально рекомендованный в 4-м классе на родном языке, сегодня даже при обеспеченности учебниками не ведется ни на родном, а во многих общеобразовательных организациях республики даже и на русском языках.
Мы, отдельные лица, озабоченные данной проблемой, во главе с председателем оргкомитета ДЭК «Культура и цивилизация» Деньга Халидовым в 2022 году целых два часа обсуждали ситуацию на приеме у министра образования и науки Яхьи Бучаева. Тем не менее, в связи переходом школ на пятидневное обучение, часы на родной язык в большинстве школ сократили до 1 часа.

Подобная политика по отношению к родным языкам лишний раз свидетельствует о постепенном умерщвлении наших языков. Представьте себе, в Чеченской республике на изучение чеченского языка по-прежнему отводится 5-6 часов в неделю, а в Татарстане даже русские изучают татарский язык. Неужели мы хуже всех других?
Дагестан на весь мир прославили «Гомер ХХ века» Сулейман Стальский, поэт аула и планеты Расул Гамзатов и многие другие дагестанские поэты и писатели, сочиняя свои произведения на родном языке. Это лишний раз свидетельствует о том, что каждый человек с детства должен воспитываться в максимально уважительном отношении в первую очередь к своей национальности, а потом и к другим национальностям. И в этом плане, так же, как в плане языковом, наблюдается общее и особенное в культуре, традициях и обычаях народов Дагестана.
Если проанализировать систему современного изучения пяти младописьменных (аварского, даргинского, лезгинского, лакского, табасаранского), трех новописьменных (рутульского, агульского и цахурского) и трех тюркских (азербайджанского, кумыкского и ногайского) языков Дагестана, то она не выдерживает никакой критики. С 2011 года из-за слабого финансирования издательского дела школы испытывают недостаток учебников на родных языках, и этот дефицит растет с каждым годом. Подобные проблемы школы республики не испытывали со дня появления Дагестанского учебно-педагогического издательства, созданного наряду с Дагестанским институтом школ, еще в 1943 году, то есть в самые трудные для страны военные годы.

К сожалению, по недальновидности некоторых руководителей в девяностые годы ХХ века Дагучпедгиз был закрыт и контракты по изданию учебной литературы стали заключать с издательствами Москвы и Санкт-Петербурга. Такой подход негативно отразился как на качестве, количестве, так и на материальном обеспечении издания учебной литературы для республики. Московские и санкт-петербургские издательства – коммерческие, и они, не располагая ни одним специалистом, владеющим каким-нибудь дагестанским языком, затягивают и усложняют работу. При наличии собственного республиканского издательства с правом издания учебной литературы, республика наполовину сэкономила бы материальные расходы и своевременно обеспечила бы школы всеми необходимыми учебниками. К слову, в советские годы строго соблюдались санитарно-гигиенические нормы: через каждые 3 года учебники переиздавались не на 100%, а на 150%, что обеспечивало максимальную обеспеченность ими учащихся.
И еще одна ключевая проблема. Для составления программно-инструктивных документов сами авторы должны иметь соответствующую подготовку: обладать психолого-педагогическими знаниями, умениями, навыками, учитывать при составлении учебников возраст учащихся, возрастные особенности восприятия учебного материала. В свое время по инициативе профессора Буржунова Г.Г. на филологическом факультете Дагестанского государственного педагогического университета велся спецкурс «Проблемы школьного учебника», который был направлен на подготовку будущих авторов учебно-педагогической литературы. Более того, Дагестанский НИИ школ (ныне НИИ педагогики им. А. Тахо-Годи) располагал богатой библиотекой, где был представлен целый комплект методической литературы по разработке программно-инструктивных документов и ученой литературы по различным общеобразовательным предметам. К сожалению, в современных условиях вузы республики не предусматривают подобные спецкурсы, и молодые составители учебно-методической литературы, сотрудники НИИ педагогики лишены желаемой библиотеки. Таким образом, процесс создания учебной и учебно-методической литературы держится в основном на инициативных сотрудниках, часть из которых достигла преклонного возраста.
Другой не менее важной проблемой являются условия, в которых работают сотрудники. Если кто помнит, в советское время, выдавая ученому квартиру, в ней предусматривали и дополнительную комнату-кабинет для работы. А сегодня часть сотрудников НИИ педагогики работают в невероятно стесненных условиях, а ряд помещений, ранее принадлежащих институту, занимают работники Минобра РД, не имеющих никакого отношения к созданию учебно-методической литературы.

Резюмируя все вышесказанное, считаем, что для оптимизации воспитания и образования учащихся на духовно-нравственном потенциале родных языков и родной культуры народов Дагестана чрезвычайно необходимо:
1. Закрепить в учебных планах общеобразовательных организаций (школ, лицеев, гимназий) республики 5 часов на изучение родного языка и литературы, культуры и традиций народов Дагестана как еженедельно обязательные урочные часы, подобно примеру Чеченской республики и Татарстана.
2. Исключить из учебных планов, программ и других документов рекомендаций типа: «Изучать родной язык или посещать уроки родного языка в городских школах по усмотрению родителей и желанию учащихся».
3. Для надлежащего обеспечения уроков и внеклассных мероприятий по предметам этнокультурной направленности (родной язык и литература, история Дагестана, география Дагестана, культура и традиции народов Дагестана), восстановить в республике Учебно-педагогическое издательство, имеющее право своевременно и качественно издать учебную и учебно-методическую литературу.
4. Для своевременного омолаживания контингента сотрудников, занимающихся разработкой учебников, учебных пособий и программно-инструктивных документов, и восполнения пробела в функционально грамотных по этнокультуре специалистах, дать заявку дагестанским вузам, готовящим педагогов высшей квалификации, ввести в учебный процесс дисциплину «Современные проблемы школьных учебников».
5. Для поднятия престижа сотрудников и максимальной заинтересованности компетентных ученых в разработке необходимых учебников, учебных пособий и программно-инструктивных документов по общеобразовательным предметам этнокультурной направленности создать оптимальные условия для научной работы и поднять заработную плату сотрудникам с учетом стажа их работы, ученой степени, ученых и почетных званий и конкретного вклада в народное образование.
Безотлагательное решение этих проблем, на наш взгляд, значительно активизирует роль и значение общеобразовательных предметов этнокультурной направленности и непременно сделает их основой духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения дагестанцев на традиционных этнокультурных ценностях народов Дагестана и России, как этого требует уже упомянутый выше указ Президента РФ В.В. Путина от 09.11.2022 г.

Загиров Загир Мирзабекович,
профессор ГОУ ВО «ДГПУ,
Заслуженный деятель науки РФ.

Мирзоев ШайдабегАйдабегович,
профессор ГОУ ВО «ДГПУ»
Заслуженный деятель науки РД