Гюлахмед Маллалиев
В конце декабря 2024 года в Дагестанском книжном издательстве вышла книга «Мудрость оседает в горах». Она стала итогом серьезных и долгих размышлений автора над судьбами родного края и большой страны, над глубокими изменениями (часто не в лучшую сторону), которые произошли в сознании дагестанцев за последние несколько десятков лет. Кроме того, в своем труде автор поднимает очень острые проблемы, которые сегодня тревожат многих – искажения и фальсификации истории, растущей угрозы кровопролитных войн и терроризма, бездуховности молодежи, которая теряет ясные ориентиры в жизни, становясь игрушкой в руках опытных кукловодов, падения авторитета учительской профессии, несправедливости жизни к самым беззащитным членам общества и многие другие. Автор этой книги – народный учитель (считаю, что он вполне заслужил это определение своей более полувековой педагогической деятельностью), публицист Магомер Алиевич Гаджиибрагимов.
Мне приятно писать о новой книге, поскольку редакция газеты имеет прямое отношение к ее появлению на свет: в книгу вошли статьи и произведения автора, которые впервые увидели свет именно на страницах газеты «Зори Табасарана»; кроме того, Магомер Гаджиибрагимов сам обратился в редакцию нашего издания с просьбой оказать содействие в составлении книги и ее подготовке к печати.
Начало книге «Мудрость оседает в горах» было положено в тревожные 2010-е годы, когда в Дагестане повсеместно наблюдался разгул религиозного экстремизма – ежедневно раздавались взрывы, происходили убийства, вымогательство, беспощадный террор населения. Именно в эти годы учитель русского языка и литературы Кувлигской СОШ Магомер Гаджиибрагимов начал публиковать на страницах республиканской газеты «Зори Табасарана» свои статьи, посвященные разоблачению сущности идеологии насилия, которую пытались насадить поборники «чистого ислама». Это было небезопасно, но педагог с многолетним стажем не мог мириться с тем, что молодежь Табасарана и Дагестана под искаженными религиозными лозунгами планомерна превращалась в расходный материал в чужих геополитических играх.
Втянувшись в публицистическую деятельность, благо она позволяла существенно масштабировать ту просветительскую работу, которую он ежедневно проводил в школе, Магомер Алиевич начал писать и о других проблемах, которые волновали общество – о падении традиционной горской морали, попрания лучших традиций народа в погоне за деньгами и креслами, искажении истории и забвении ее уроков… Статьи М.А.Гаджиибрагимова рождали живой отклик в душах читателей газеты, которые писали отзывы, звонили ему. Так крепло осознание необходимости собрать все опубликованные публицистические материалы под единой обложкой.
Каждая страница книги «Мудрость оседает в горах» буквальна выстрадана автором, пропущена через его чуткую душу, пропитана болью сердца за несовершенства времени, в котором мы сегодня живем. Она не написана сухим языком статиста-хроникера, бесстрастно фиксирующего происходящие перед его глазами события. В каждом слове книги – живая эмоция, неподдельное чувство, искреннее переживание. «Где тот Дагестан, с достоинством отстаивающий честь мужской папахи и женского платка? Что стало с теми джигитами, боевой пыл которых охлаждался при виде брошенного женского платка и которые не осмеливались перешагнуть его? Сейчас мы не только перешагиваем, но и топчем его, топчем ранимые сердца наших жён, матерей, сестер – ведь это они в первую очередь оплакивают безвременно ушедших от нас молодых ребят. Вместо того чтобы навести у себя порядок, мы, танцуя под чужую дудку, ославили весь Дагестан, и сегодня он, как пугало, отталкивает от себя всех желающих приехать к нам, сеет страх и беспокойство в сердцах своих граждан. Трудно стало определить, кто трус, кто герой – ведь сейчас не принято драться на кулаках, стреляют из-за угла», – в этих словах пульсирует неуемная боль человека, который знал другой Дагестан и гордился им.
Во многих статьях, которые вошли в книгу, Магомер Гаджиибрагимов призывает свое поколение оказывать всемерную помощь молодежи, которая, потеряв ориентиры в жизни, гибнет в тенетах меркантильности, безнравственности и вседозволенности. Он ощущает глубокую персональную ответственность за происходящее в Дагестане и считает, что такие чувства должны беспокоить каждого человека, который считает себя наследником прежних горцев, прежнего Дагестана. «Мы должны бороться и драться за молодежь, за каждого отдельного человека так, как боролись за каждую пядь родной земли наши отцы и деды в годы Великой Отечественной войны» – только так, убежден Магомер Гаджиибрагимов, можно сделать безоблачной завтрашнюю жизнь детей и внуков.
Сам автор во многих статьях обращается к молодежи с различными призывами – уважать прошлое народа, ценить знания, почитать старших, изучать историю, быть достойными представителями своего народа и страны. И эти советы ни в коей мере не отдают резонерством и назидательностью, потому что звучат из уст человека, который всегда поступал в соответствии со своими жизненными принципами, у которого слова не расходились с делом. «Вы – плод любви ваших родителей. Вы тоже дарите им свою любовь, отвечайте взаимностью, живите такой жизнью, чтоб вами гордились отец, мать, друзья, сельчане. Никогда не забывайте родительский дом – «начало всех начал, в жизни вашей надёжный причал», и к тому же Родина начинается с порога отчего дома» – какая любовь, забота, отеческая опека слышится в этих словах!
В своей первой (и, убежден, не последней) книге Магомер Гаджиибрагимов выступает в разных ипостасях – думающего педагога, неравнодушного патриота, мудрого наставника, трезво рассуждающего философа. Потому нередко житейские советы в книге органично перемежаются с глубокими умозаключениями, отстраненность мудреца сочетается с горячим пылом человека, болеющего за свою страну и народ. И хотя четкая и однозначная точка зрения автора по многим темам, которые подняты в книге – величия СССР и его достижений, роли Ленина и Сталина в отечественной истории и др. – сегодня не пользуется поддержкой большинства, это не останавливает М.Гаджиибрагимова от озвучивания неудобной позиции, и тем большего уважения она достойна.
Магомер Гаджиибрагимов высоко чтит нравственные составляющие и основы жизни горца – Совесть и Мудрость, которые он неизменно пишет с прописной буквы – настолько высоко его преклонение перед этим ценностями. Автор глубоко убежден, что для совести самой высокой оценкой является эпитет «чистая». «Человек должен прожить свою жизнь, соизмеряя все свои дела и поступки с Совестью в полном смысле этого слова. Неудовлетворительной оценкой для Совести является слово «грязная» – в этих словах выражено жизненное кредо М.Гаджиибрагимова, считающего, что «жить надо так, чтобы и другие радовались этому», а «цена жизни определяется не количеством прожитых лет, а добрыми делами».
Настоящим тестом на человечность можно считать статью М.Гаджиибрагимова «Покидая этот мир», где автор задает беспощадные вопросу – в первую очередь себе, а потом и каждому из нас: Что оставил после себя? Как себя вел с окружающими? Истинно ли верил или притворялся? Оправдал ли высокое доверие и миссию или бесцельно растратил в погоне за наживой и в угоду тщеславию своему?
Магомер Гаджиибрагимов, учитель-филолог, прекрасно владеет русским языком и обладает хорошим художественным вкусом и чувством слова. Поэтому неудивительно, что многие его публицистические статьи напоминают добротную ритмическую прозу с ярким поэтическим синтаксисом – анафорами, синтаксическим параллелизмом, риторическим обращениями и восклицаниями, богатым синонимическим рядом. Позволю себе привести два ярких примера: «Законы гор. Как они мудры и просты: землю любить, ее пóтом поливать, от врагов защищать, не дать погаснуть огню в очаге, чтоб хлеб всегда был на столе, чтоб семья в довольстве была, чтоб плакать не заставляла вражда, чтоб стороной обходила беда, чтоб детей любили в семье и стариков почитали на селе, чтоб слепого не обижали зря, чтоб у хромого тросточка была, чтоб каждое село имело свое ремесло…»; «Дети будут всегда со мною – с их щебетаньем, весёлым говором, угрюмым молчанием, суетливые, упрямые, смышлёные, внимательные, любопытные и любознательные, аккуратные, красиво одетые, вихрастые, с косичками в бантиках, задиристые – самые разнообразные, но главное – интересные. Они будут преследовать меня во сне и наяву, дома и в гостях, днём и ночью. Мои мысли всё время будут вертеться возле них».
Вполне закономерно, что М.Гаджиибрагимов обратился и к художественной прозе – в книге даны его литературные опыты, которые обладают несомненными достоинствами. К примеру, рассказы про двух собак, с которыми жестоко обошлись люди («Собачье горе», «Верность»), зарисовки про диких животных («Ну чабан, погоди!», «Ночь на отгонных пастбищах») можно смело включать в хрестоматию для изучения в школе.
О книге «Мудрость оседает в горах» можно писать много. Но лучше, уважаемые читатели, самим прочитать ее и составить собственное мнение. Убежден, что прочитанное обязательно найдет отклик в ваших душах и сердцах.
Пользуясь возможностью, хочу от имени автора и себя лично поблагодарить за добротную редакторскую работу Назлу Темирхановну Рагимову, чье неравнодушное участие помогло приобрести книге презентабельный вид и стройную композицию.