Гаджиибрагимов М. А.,
Табасаранский р-н, с. Гувлиг
«Прошлое бывает слишком тяжёлым для того, чтобы повсюду носить его с собой.
Иногда о нём стоит забыть ради будущего»
(Дж. Роулинг)
Почему я вернулся к этой теме опять? Из газеты «Зори Табасарана» (№48, 1 декабря 2023 года) я узнал о предложении членов Региональной национально-культурной автономии табасаранов (РНКАТ) к автору и режиссёру фильма «Бурж» Тахмине Гаджикеримовой (наша землячка из с. Тураг) снять художественный фильм про защитников Крепости семи братьев и одной сестры. Если Тахмина Гаджикеримова возьмётся за осуществление этого проекта (в чём искренне пожелаем ей успеха), чтобы в какой-то мере облегчить её работу по созданию фильма, неплохо бы было ознакомить её с публикациями в СМИ, с произведениями поэтов, писателей, учёных и сценическими постановками о Крепости семи братьев и одной сестры.
Ранее в нашей газете (№10, 10 марта 2017 г.) со своей версией и в поддержку версии поэта Шамиля Казиева я выступил со статьей «Прости меня, Ямисат!»(У поэта так названа сестра). В следующей статье «Нетабасараны о табасаранах», где я подверг критике и сомнению профессионализм горе-учёного И. Березина, крайне уничижительно высказывающегося о табасаранах, назвав их «кучкой разбойников, у которых не может быть истории, мною упоминается и легенда о Крепости семи братьев и одной сестры, где я предлагал отринуть все легенды, переданные невежественными, недальновидными информаторами о «предательстве» сестры, и взять за основу, к примеру, трактовку Шамиля Казиева, данную им в поэме «Чёрное серебро»: «не вынесши тяжести утрат, в пропасть шагнула сестра Ямисат!» Аналогичные версии есть и у других поэтов, писателей и учёных.
Не вникнув в содержание моей статьи, где говорилось об отсутствии отзывов на версию поэта о невиновности сестры семи братьев, нашлись горе-читатели со своими выводами о моём незнании нашей истории, что я тогда пропустил мимо ушей. И сейчас бы не вернулся к этой теме, не услышь я реплику ещё одного уважаемого мною читателя, аксакала, ветерана педагогического труда, ратовавшего твёрдо закрепить за сестрой клеймо «предательницы». А если бы она была его сестрой?
На эту мою статью (взяв, конечно, во внимание версии многих авторов) главный редактор нашей газеты Маллалиев Г.Н. откликнулся статьёй «Почему нельзя подчищать историю, или каков смысл легенды о предательстве сестры?», которую он завершает на оптимистической ноте, уверенный в продолжение полемики по этой теме (№8, 2018 г.). Я постараюсь поддержать его оптимизм, но не версию, которой он придерживается. Из его статьи видно, что утверждение невиновности сестры он считает подчищением истории. Ответная статья была у меня готова ещё тогда, но с некоторыми комментариями отдаю в печать сейчас.
В умении построить диалог с аудиторией, безболезненно пройтись по публикациям, ненавязчиво предложить свою точку зрения в этом главному редактору не откажешь, но, тем не менее, наше рядовое мнение тоже имеет право на жизнь.
Если бы к своему утверждению «История – одна из самых субъективных наук, которая испокон веков исполняла политический заказ», главный редактор добавил бы вводное слово «к сожалению», оно, мне кажется, было бы более объективным. Правильно говорят: «В историю можно попасть, в историю можно влипнуть, историю можно сделать». Мы что, со своей легендой сделали историю, попали в неё или влипли?
В нашей жизни мы были свидетелями и не таких подчищений истории. Ленин и Сталин управляли ходом истории и одновременно творили её. Предав забвению таких великих вождей пророческого видения, выбросив их на обочину жизни, мы предали забвению и нашу историю. Это ли не подчищение?! Оказавшись в руках подонков, нечистоплотных ревизоров-фальсификаторов, история потеряла своё истинное лицо и стала достоянием потомков в очень неприглядном, карикатурно искажённом, даже в омерзительном виде. Видите ли, приватизировали даже историю, стали заниматься её подчищением для своих манипуляций на мировой арене. В глобальных масштабах идёт подчищение истории и по вертикали, и по горизонтали. Не потому ли американские бомбы, брошенные в конце второй мировой войны на японские города, оказались «советскими»?
Почему после пресловутой «перестройки» оголтелая пропаганда со стороны Запада и США стала набирать обороты? Да потому, что в России они нашли много подпевал, подонков, охаивающих нашу историю, принижающих роль И.В.Сталина и многих исторических деятелей в Великой Отечественной войне и в жизни нашего государства. Враги поняли, что в своём патриотическом порыве мы не едины; нашлось много предателей, которым были по душе материальные богатства, а не духовное составляющее нашего народа.
Возвращаясь к легенде о Крепости семи братьев и одной сестры, хочу задаться вопросом: «Почему, имея несколько версий, горе-авторы протолкнули в школьные программы худший вариант?» Плохих патриотов история бьёт по-своему. В своё время нас называли молчаливыми табасаранами, какие только ярлыки ни навешивали на нас стараниями таких горе-учёных, как Березин И.Н. и распирающихся от гордости новоиспечённых «гениев» науки. Кому не хочется быть в потомках героев, прославивших свой народ в борьбе с иноземными захватчиками? Почему мы не отдаём отчёта своим словам, поступкам, публикациям и их последствиям? Почему мы не хотим пропустить через себя боль этого божественного создания, боль братьев, отца, матери? – ведь всё это проклятьем ложится на весь их род, на всё племя, на весь наш народ. Вам когда-либо приходилось бывать без вины виноватыми? Справедливость – это святая святых. Несправедливость – самое изъедающее человека чувство. В моём обращении к Ямисат: «Тебе было больно и тяжело не столько от груды камней, лежачих на твоей груди, сколько от разящего слова «предательница» – заключена жгучая боль каждого из нас, будь на её месте моя, твоя, его сестра. Каждому из нас следовало бы воспринимать её не только как сестру семи братьев, но и как свою сестру, старшим – как свою родную дочь, народу – как свою Парту Патиму – только так это станет нашей общей болью. Я предлагаю в отдельности вариант легенды, порочащий честь и достоинство нашей горянки, не давать ни в печати, ни в учебных программах, ни в сети Интернет, а только вкупе со всеми остальными, делая при этом логическое ударение на невиновность, на морально-нравственную чистоту нашей героини. Это – наша общая боль, это – наша общая гордость!
Имеющийся вариант легенды мог придумать такой подонок, как Элихан у поэта Шамиля в поэме «Чёрное серебро» – человек с чёрной душой, таким образом оклеветав девушку за отказ выйти за него замуж; либо старуха – алчная, падкая женщина, готовая продать душу дьяволу за вознаграждение, или кто-то другой с продажной душой.
Легенда – это та же самая ложь с намёком добрым молодцам извлечь из неё урок, но при этом не надо забывать, что многократно сказанная ложь – это уже правда, а там недалеко и в историю попасть. Сказки, легенды, былины – это жанры устного народного творчества, плод фантазии какого-либо конкретного автора, хотя некоторые утверждают, что это продукт коллективного труда (может и так). Поскольку эти фольклорные жанры создавались до возникновения письменности, естественно, передаваясь из уст в уста, претерпевали определённые изменения, подвергаясь субъективной интерпретации, и варьировались до тех пор, пока не воплощались в письменно законченное произведение.
Я не противник всех легенд. Я приветствую светлые легенды о своём народе, служащие визитной карточкой Табасарана для желающих приехать к нам гостей. В патриотическом воспитании подрастающего поколения мы очень часто обращаемся к героическому прошлому своего народа, когда у него есть кем и чем гордиться, а вот прибегнуть к истории Крепости семи братьев и одной сестры мешает щемящее чувство боли за сестру, дурная слава о которой витает в горах Табасарана и за его пределами не без нашей помощи.
Мы, табасараны, самые чистые и честные. Как будто в жизни никто не занимается подчищением своей истории. Сколько жизней было погублено в бессмысленной войне горцев с русскими, а вот Шамиля чествуют как национального героя; не говорю уже об Ахульго и памятнике близ Согратля. А у нас не подчищение, а отстаивание и утверждение истины!
Бриллиант сверкает, оказавшись в руках мастера. В руках мастера и простой речной камень может радовать глаз в прекрасном архитектурном сооружении, а мы без суда и следствия закидали такими камнями нашу сестру. Разве так хоронят людей?! Где же справедливость?
Прошлое бывает слишком тяжёлым для того, чтобы повсюду носить его с собой. Иногда о нём следует забыть ради будущего. А история Крепости семи братьев и одной сестры – это и прошлое, и настоящее, и будущее табасаранского народа. Забыть не получается! Поэтому я приветствую предложение членов РНКАТ о воплощении в жизнь версии аксакала Абдурахманова Гаджикерима из с. Татиль (царство ему небесное) о невиновности героической защитницы крепости с разъяснением, как это сделать: через распечатание текста этой версии легенды с размещением на большом щите у входа в крепость; через размножение текста в буклетах для туристов; через школьные программы и через ожидаемый художественный фильм. В добрый путь! Аминь!