Одним из древних селений Табасарана является Хили-Пенджик. Для освещения прошлого этого села большой интерес представляют разнообразные материалы: исторические, этнографические, археологические, эпиграфические, лингвистические.
Хили-Пенджик переводится как «пять селений». Селение состоит из четырех кварталов: Верхний Хили, Нижний Хили, Пенджик и Екрах.
Об основании села существуют различные легенды и предания. Согласно некоторым из них, основателем селения считают некого Турка из селения ЧIилигъ, по другим – Билая. Неизвестно также, какое село подразумевается под ЧIилигъ. По другим преданиям, основателями села будто были таты. В разное время в Хили-Пенджик переселялись жители сс. Акка, Цантиль, Кандик и др.
Основные тухумы с. Хили-Пенджик: Алугайлар, Гараханлар, Чарлар (Туба-нынчар кянди), Хановлар (Мугартылар), Диггилер, Джилгидилер (Хучнинцы), Агуллар (Шамсиевы) и др.
Территория, занимаемая этим селом, была заселена с древнейших времен. Об этом свидетельствуют археологические памятники. Керамика, собранная в 0,5 км к юго-востоку от сел. Хили-Пенджик, относится к рубежу II-I тыс. до н.э. В 6 км к югу от сел. Хили-Пенджик находится большое средневековое поселение Селик, расположенное на пологом склоне невысокой горы возле дороги в село Хучни.
В 1 км от Хили-Пенджик, левее дороги в село Дарваг, в урочище Гаргуи, на заброшенном старинном кладбище сохранилась куфическая надпись «Это могила Амриб…»
На другом памятнике – «Это могила Фатимы».
Надписи на надгробных памятниках на территории поселения Эскикент, близ Хили-Пенджика, датируются XII-XVIII вв., причем XII-XV вв. представлены сравнительно большим числом памятников, а XVI-XVIII вв. – в незначительном количестве. Последнее обстоятельство можно объяснить тем, что, вероятно, в XV в. основная часть жителей селения перешла на новое место (селение Хили-Пенджик), а часть или же отдельный тухум долгое время оставался на старом месте.
Эти данные дают основание полагать о существовании древнего поселения на территории Хили-Пенджик, населенного коренными жителями – табасаранами, о его вхождении в состав Кавказской Албании.
На ранних этапах истории жители селения Хили-Пенджик говорили на табасаранском языке. Смена языка жителей этого села – процесс длительный. Начиная с раннего средневековья, Хили-Пенджик подвергался нашествиям различных народов, в том числе и тюркоязычных. Смена коренных языков народов Кавказа тюркским исследователи относят к XI-XIII векам – к периоду нашествий тюрок-сельджуков. Вытеснение табасаранского языка тюркским в сел. Хили-Пенджик продолжалось и в последующие века.
Селение Хили-Пенджик фигурирует в легендах, преданиях, отражающих события, происходившие в раннем средневековье, в частности, связанные с нашествиями гуннов. Под названиями «Хили», «Халикент» село упоминается в одном из вариантов легенды о семи братьях и сестре. Согласно легенде, жителям сел. Хили-Пенжик один из семи братьев завещал Коран гуннов, и этот «Коран весьма больших размеров и высокочтим; за право присягнуть на нем платится по 1 рублю в пользу мечети; Коран до сих пор совершенно хорошо сохранился, на одной только странице виднеется кровавое пятно; кто-то дерзнул присягнуть ложно, и глаз его немедленно вырвался и влепился в Коран», пишет А.Генко в своей работе «Арабский язык и кавказоведение. О значении арабских материалов для изучения истории Кавказа» (1941).
В раннем средневековье жители с. Хили-Пенджик подвергались нашествиям сасанидов, которые для упрочения своего господства в Табасаране переселяли из Ирана татоязычное население.
Хили-Пенджик занимал территорию на опорных рубежах Горной стены (Даг-Бары), и поэтому часто подвергался нашествиям-арабов, тюрок-сельджуков, затем татаро-монгол, турок, сефевидов.
В сасанидскую эпоху селение Хили-Пенджик, которое в одних источниках было известно как Малый Ухайл и Большой Ухайл, в других списках как Малый Арджил и Большой Арджил, с соседними селами Дарваг, Гимейди и др. составляло военно-оборонительный комплекс Дарпуш, включавший в себя разветвленную сеть крепостей и укреплений, а также систему раннего оповещения и предупреждения.
Большой и Малый Арджил (Хили-Пенджик) занимали важное положение в оборонительном рубеже в эпоху Сасанидской империи и Арабского халифата и в борьбе против Хазарского каганата.
Историческое прошлое Хили-Пенджика было тесно связано с историей Дербента, а также окружающих сел – Дарвага, Гимейди и др. Селение Хили-Пенджик в источниках было известно под различными названиями, в сочинении «Дербенд-наме» под названием Ухейл. Мухаммад Аваби Акташи пишет: «Он (Йезид ибн Асад – М.Г.) построил Дервак, Медине и Химейди. [Также] построил Малый Ухейл (Ухейл Сагири) и Большой Ухейл (Ухейл Кабири). И города эти завершил он за шесть месяцев». Абу Бакр ад-Дарбанди называл населенные пункты Табарсарана «пограничными постами ал-Баба: в частности, в этом качестве упоминается Арджил (совр. Хили- Пенджи).
Проф. Аликберов А.К. пишет, что А.Р. Шихсаидов, Т. Айтберов, Г. Оразаев полагают, что Ухайл (Большой и Малый) в «Дербенд- наме» является искажением названия Арджил, тем более, что Большой и Малый Арджил упоминаются у Ал-Баладзори в X в. в числе крепостей, построенных Йазидом ас-Сулами в Ширване. Арабский историк под Ширваном понимал всю территорию к северу от Куры, включая ал-Баб, поскольку во времена Йазида это была одна административная единица. «Дербенд-наме» однозначно связывает Большой и Малый Ухайл с военными укреплениями мусульман в северном Табасаране, примыкавшем к Баб ал-Абвабу со стороны гор. Помимо ал-Хумайдийи, Дарвака, Зидйана, Митаи, Мукатира, Мухраки, Камаха, Рукала и Йирси, в состав Северного Табасарана входят еще два населенных пункта: Пенджи и Хели. Расположенные на близлежащих возвышенностях, они в настоящее время почти соединились, так что их еще нередко объединяют под одним названием – Хили-Пенджи. В Райхан ал-Хакаик, – пишет Аликберов А.К. в работе «Эпоха классического ислама на Кавказе» – Арджил упоминается в форме Парджи, причем он относится к числу крепостей «пограничья» Дарбанда. Исходя из этого, можно согласиться с предположением о том, что под Большим и Малым Арджилем (или Ухайлем) скрываются Хили и Пенджи.
Наибольшее влияние на предков жителей села Хили-Пенджик оказали иноземные завоеватели – сасаниды, особенно походы арабов, в результате которых проникает мусульманская религия. Об этом свидетельствуют топонимические материалы: «Палут пирлер», предания о распространении религии.
У хили-пенджинцев сохранились легенды о борьбе против иранских полчищ Надир-шаха, а также царских войск в 20-50 гг. XIX в.
Основным занятием жителей сел. Хили-Пенджик было земледелие. Возделывались зерновые культуры (пшеница, ячмень). Земледелие сочеталось с садоводством и скотоводством. Жители села были заняты и различными видами промыслов: изготовлением льняного полотна, ковроткачеством, а также сельхозорудий.
Хилипенжикцы находились в связях с жителями соседних табасаранских, азербайджанских селений. Взамен на изделия своего производства жители сел. Хили-Пенджик приобретали скотоводческие продукты. В Дербенте они сбывали ковры, паласы, сушенные фрукты.
Торговые пути из сел. Хили-Пенджик вели по маршрутам: Хили-Пенджик–Марага–Дербент; Хили-Пенджик–Датиль–Хучни и т.д. Одна из торгово-экономических и военно-стратегических магистралей проходила через Хили-Пенджик. Об этой дороге в источнике написано: «… Табасаранская дорога идет от Майдан Булака вверх по долине Меньшего Дарбаха через деревню Зыл, Дербентскую стену и Табасаранский хребет, деревню Пенчи, урочище Кадучи, мимо деревни Масраги, узкими проходами и тернистыми каменистыми местами к урочищу Девичу Магатан» .
Благодаря своему удобному географическому положению на перекрестке дорог, в сел. Хили-Пенджик происходила торговля местных жителей с жителями соседних сел. Торговлей занимались таты в местности «Сенгер». О дороге через Хили-Пенджик в различные аулы Табасарана, в Дербент, другие ремесленные центры говорится и в очерке П.Ф. Колоколова «Описание Табасарана».
Социальный состав жителей сел. Хили-Пенджик был неоднородным. К господствующему сословию относились правители. После распада Кавказской Албании жители села входили во владение Табасаранского майсумства, затем в кадийство.
Дробление единого владения кадийства Табасарана произошло в период правления Рустам-кадия. «До Рустам-кадия, – говорится в источнике, – раятская Табасарань не подвергалась разделу между членами кадиевого семейства. Табасаранью управляли одни кадии, в его расположении сосредоточивалась вся сила Табасарани» .
По данным XVIII в. сел. Хили-Пенджик входило в владение Магомедбека. В источнике сказано: «Пенчи (Хили-Пенджи – М.Г.), пребывание Магомет бека, на утесистой каменистой горе при роднике, впадающем в Рубас». В своем владении Магомедбек имел неограниченную власть, с зависимого населения взымал подати, повинности, имел доход с различных штрафов.
Раяты сел. Хили-Пенджик были лишены права перехода из одного селения в другое без согласия бека. Они обязаны были работать на бека столько, сколько потребуется от них, и на это число дней не определялось. Повинности раятов подразделялись на три категории. Первая категория – это натуральные в форме приложения рабочей силы: распашка полей, жатва, молотьба, покос травы, заготовка дров, исправление канав, заборов и проч. Вторая категория – повинности, выражающиеся во взносе в пользу беков в виде пшеницы, ячменя, яиц, винограда, сыра, масла и прочее. Третья категория – это денежные повинности.
Власть была наследственной. После смерти бека его имение переходило к наследникам по мужской линии. За верную службу Магомед бека поощрял кадий Табасарана.
Наравне со всеми прочими раятами селений Северного Табасарана жители Пенджик несли подати и повинности Зал-Беку ерсинскому. Взамен хлебной подати жители сел. Хели-Пенджик платили 46 рублей, взамен сбора орехов – 50 рублей.
Евреи Хели-Пенджика отдавали беку в среднем в год по одному рублю деньгами, один батман и 8 фунтов табаку, одну сабу чалтыку, 4 дня работы с лошадью и 15 дней рабочих без скота.
Сельскую верхушку сел. Хили-Пенджик составляли кевхи, их назначал кадий или бек. В обязанности кевхов входило исполнение решений сельского схода, разбор дел по искам и спорам, сбор повинностей. Кевхи регулировали споры между членами джамаата. На службе беков находились и нукеры. Нукер содержался за счет кадия и сельской общины (джамаата).
Основную массу жителей с. Хили-Пенджик составляли зависимые от беков раяты, в селе были и рабы. Определенным влиянием и привилегиями в селе пользовались религиозные служители – шейхи или сеиды, которые избирались из лиц, знающих шариатские законы.
В сел. Хили-Пенджик существовали различные формы земельной собственности: бекские, раятские земли, общинная (джамаатская) – это лесные участки, пастбища луга, а также вакуфная (мечетская) земля.
После образования Кайтаго-Табасаранского округа Хили-Пенджик входил в Дарвагское сельское общество. По данным Е.И. Козубского, число дымов в Хили-Пенджике составляло 27, мужчин – 99 чел., женщин – 81, всего жителей села – 180 чел.
Селение Хили-Пенджик было отобрано у Залбека в казну и жители обложены казенными податями.
О культуре жителей сел. Хили-Пенджик свидетельствуют памятники устного народного творчества – пословицы, поговорки, легенды, предания. Отдельные представители были знакомы с пьесами «Лейла и Меджнум», «Асли и Керем». В примечетском мектебе и медресе детей обучали арабской грамоте, Корану. О культуре хилипенжинцев свидетельствуют ковровые изделия, резьба по камню. Сохранились старые надмогильные плиты с различными изображениями, в основном крестообразными, а также с именами покойников.
К востоку от селения Хили-Пенджик, в местности «Эски-кент» («Старое селение») имеется кладбище, занимающее большую территорию. Здесь находятся более 20 надмогильных плит. Наибольшее число памятников имеет текст, написанный полукуфи, характерный для XIII-XIV вв. Эти надписи не датированы. Надписи XV в. имеют даты – 786 г. хиджры, т.е. 1471 г., и датированные тексты составлены насхом, без элементов куфи. Селение, которому принадлежало это кладбище, прекратило свое существование в более позднее время. На территории Хили-Пенджик имеются полуцилиндрические надгоробия XI-XII вв.
По имеющимся некоторым сведениям, в сел. Хили-Пенджик рано проникла арабо-мусульманская литература, и в средневековую эпоху оно становится одним из центров образования: в местном медресе учились известные мусульманские теологи, в том числе Мухаммад ад-Дарбанди.
Ад-Дарбанди обучался у База ал Факиха шафиитскому праву в Арджиле.
Шафиитское право Абу Бакр ад-Дарбанди изучал у Абу Мухаммада ал-Курахи, последователя известного в Багдаде шайха Абу-л-Касима ал-Исма’или (ум. в 477/1084 г.) в Арджиле (совр. Хели-Пенджик).
Таковы краткие эпизоды из прошлого сел. Хили-Пенджик.
На фото: надгробные камни на старинном кладбище на территории села Хили-Пенджик