Город для бедолаг

 

По пути на работу я каждый будний день проезжаю мимо гостиницы «Ленинград». Мой папа очень любит это здание и каждый раз, когда приезжает в Махачкалу, восхищается им и, ностальгируя, называет «отголоском СССР». Он – человек, который видел старый город – просторную, комфортную и красивую Махачкалу, восстановленную из руин после землетрясения 1970 года. Может быть, поэтому папа говорит о Махачкале с трепетом, как о чем-либо таком хрупком, дорогом… даже живом существе.

 

Я же застала столицу Дагестана бетонную, многоэтажную, несуразную и бездушную. Мёртвую… Не вижу ничего интересного и в гостинице «Ленинград» – может быть, из-за этой уродливой громадной вывески на торце здания или же копошащихся внизу пёстрых исчадий коммерции. То есть не видела до последнего времени, пока…

 

«Землетрясение в Дагестане. 14 мая 1970»

 

…Пока не посетила выставку в Музее Махачкалы «Землетрясение в Дагестане. 14 мая 1970» и самолично не ознакомилась с историей появления этой гостиницы и возрождения города Махачкалы.

Итак, краткий экскурс в историю, на 50 с лишним лет назад.

Как рассказала мне экскурсовод Музея Махачкалы Сияна Шейхова, землетрясение, сила толчка в эпицентре которого достигла отметку в 9 баллов, принесло на дагестанскую землю разруху и потери.

«Первый толчок пришёлся на 12 часов 20 минут. Его сила оценивалась в 7-8 баллов в эпицентре и 6-7 баллов в Махачкале. Он оказался предупреждающим и даже стал «спасителем» тысяч жизней. Испуганные жители республики в спешке покидали свои дома. Спустя несколько часов земля выдала основной удар. Этот толчок произошел на глубине 12 км и был силой в 9 баллов», – сообщила экскурсовод.

По всему Дагестану в результате землетрясения погибло 45 и было ранено 156 человек. Вследствие сильных разрушений без крова тогда остались 45 тысяч дагестанцев.

Полному или частичному разрушению подверглись 25% территории Дагестана. Естественно, что руководству СССР что-то нужно было делать с теми 45 тысячами людьми, которые остались без крова. И помощь была оказана.

«4 июня 1970 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление №388 «О мерах помощи Дагестанской АССР по ликвидации последствий землетрясения»», – приводится в Справке о землетрясении ДАССР и мероприятиях, проводимых по его ликвидации, за подписью Председателя Совета Министров ДАССР А. Умалатова.

По словам замдиректора музея Наиды Дибировой, ряд советских и автономных республик, краев и областей проявили инициативу по оказанию помощи населению дагестанской АССР, пострадавшей от землетрясения. Она предоставила нашему изданию полный перечень республик и городов, которые принимали участие в отстройке новой Махачкалы.

В документе отмечается, что наибольшую поддержку Дагестану оказала Узбекская АССР. Так, узбекскими строителями был построен целый микрорайон, который сейчас так и называется – Узбек-городок. Что касается нашего исполина – гостиницы «Ленинград», то она была построена ленинградскими строителями и по сегодняшний день является достоянием Махачкалы.

«Махачкала постепенно стала приобретать облик современного города, на место одноэтажных домов пришли многоэтажные постройки, появились новые жилые микрорайоны, широкие проспекты. Спустя некоторое время был разработан и новый генплан Махачкалы, который предусматривал дальнейшее развитие города как административного, культурного и промышленного центра Дагестана», – рассказала Дибирова.

«Выставка в Музее Махачкалы – напоминание всем нам о необходимости повышенной ответственности к градостроительным и сейсмо-нормам. Их соблюдение позволяет значительно снизить риски чрезвычайных ситуаций и избежать больших человеческих и материальных потерь», – говорится в экспликации к выставке.

 

Генеральным планом тут и не пахло…

 

Лишь узнав всё это, я поняла причину того трепетного отношения отца к «некрасивой Махачкале». Она была красивой – когда-то. В нее было вложено столько сил со всех братских республик Советского Союза, что не любить, не лелеять этот город было бы кощунством.

И я просто диву даюсь нынешней застройке Махачкалы, учитывая высокую сейсмическую активность её территории. Эти люди – застройщики, бизнесмены, власти, которые дают разрешение на строительство – они не видели, как возрождалась Махачкала? Им не стыдно уродовать город, отстроенный усилиями людей со всех концов СССР? Неужели не стыдно перед людьми, которые живут в дешевых многоэтажках? Эти «жилища для бедолаг» определенно ведь не выдержат 8-9-бального землетрясения. Посыплются ведь!

Вы только представьте, что будет, как поведут себя при землетрясении те здания, которые появились здесь за последние 20 лет?

Или когда строят очередную высотку, неужели не мелькает мысль: а остались ли в городе открытые площадки, где человек при землетрясении мог бы чувствовать себя в относительной безопасности? Или когда втыкают очередное АЗС туда, где ему, казалось бы, не место? Взять хоть тот же самый многострадальный проспект Акушинского – автозаправки здесь через каждый шаг, притом рядом с жилыми домами!

Давайте визуализируем это. Происходит условное землетрясение: здесь представьте эффект карточного домика и следом – построенные впритык друг к другу высотки в Махачкале.

Возле этих домов – большое количество автозаправочных станций. Сюда же добавим пробки и заторы на дорогах, усугубляющиеся при экстренных ситуациях. В случае первых толчков людям нужно в течение 20 секунд покидать помещение и пешком идти на открытую местность с минимумом построек.

Минимум построек? В Махачкале? В таком случае людям придется галопом бежать до района ипподрома. Или взбираться на Тарки…
Интересная картина, правда?

 

P.S. Уважаемые застройщики и те, кто выдает разрешения на строительство, и те, кто строит без разрешения!
Если хотите увидеть, что будет с Махачкалой при очередном землетрясении, предлагаю вам сходить в Музей Махачкалы по адресу: проспект Петра Первого, 59к. Почувствуйте себя прорицателями. Вход бесплатный.
Только что-то мне подсказывает, что, в случае землетрясения в сегодняшней Махачкале 45 жертвами не обойдется. Бежать-то людям не очень просторно. Улочки узенькие, да и тротуары, чтоб по ним убегать, отсутствуют.