Иран и Россия: некоторые страницы многовековой истории взаимоотношений

 

 

В актовом зале Многопрофильного лицея №1 Табасаранского района 9 октября состоялась научно-практическая конференция «Мирза Калукский – поэт-воин, опередивший время. 280 лет разгрома полчищ Надир-шаха в Дагестане».

С докладом на конференции выступил известный учёный, доктор исторических наук, академик Гасанов М.Р. Он рассказал об основных вехах борьбы табасаранов совместно с другими народами Дагестана против полчищ Надир-шаха в XVIII веке. Докладчик упомянул и Шапи Казиева, автора книги «Крах тирана», посвященной событиям почти трёхсотлетней давности – дагестанским походам завоевателя Надир-шаха и его разгрому.
Иранский правитель применял самые разные методы для захвата Дагестана: посылал многотысячные военные отряды, подкупал феодальных правителей деньгами, драгоценностями, писал им то грозные, то «дружеские» письма. Жители горного края угонялись в плен. В ход был пущен и религиозный фактор – мусульман-суннитов натравливали на мусульман-шиитов. Но всё это не давало желаемых результатов. Страну гор защищали люди, готовые на жертвы во имя интересов родины. Именно благодаря сплочённости народов Дагестана были уничтожены отряды Надир-шаха. Грозный завоеватель с позором был изгнан из Страны гор.

Россия в этот период хоть и состояла с Персией в союзнических отношениях, но руководство страны мало верило в силу трактатов и полагало, что Надир готовится к вторжению в Россию. Эту уверенность подтверждали и доклады Государственной коллегии иностранных дел, составляемых на основе донесений резидента И.П. Калушкина.
Шапи Казиев отмечает, что деспотизм обезумевшего Надир-шаха привёл к тому, что против правителя выступили и его ближайшие сподвижники. Они видели, что шах даже храмы грабил, а священнослужителей отдавал в солдаты. Персия превращалась в страну нищих и разбойников, нападавших даже на правительственные отряды. Надоевший всем Надир-шах был убит своим племянником Али Кули-ханом и другими заговорщиками в ночь на 20 июня 1747 года.

Во исполнение резолюции конференции в Хучнях мы намерены обратиться к Главе Республики Дагестан и председателю Правительства с просьбой о принятии Постановления о проведении в июне 2022 года мероприятий, посвящённых победе дагестанского народа в 1742 году над значительными войсками Надир-шаха в четырёхдневном сражении в местности «Иран-Хараб» на территории нынешнего Табасаранского района Республики Дагестан.
Руководство Фонда имени поэта-воина Мирзы Калукского 14 октября 2021 обратилось к директору ДФИЦ РАН, член-корреспонденту РАН Муртазаеву А.К. с просьбой дать заключение роли этого исторического сражения в местности «Иран-Хараб» и его значение в разгроме иранских полчищ.

Мы с писателем Левсетом Дарчевым встретились с директором ДФИЦ РАН Акаем Муртазаевым в его кабинете (на фото) и провели беседу. Он выразил готовность оказать нам содействие, но задал резонный вопрос о возможной реакции современного руководства Ирана на подобное постановление.
В этой связи привожу некоторые сведения из истории российско-иранских отношений, позиции дипломатического представительства Ирана в Москве по перспективам сотрудничества двух стран. Одновременно приглашаю высказать свои точки зрения наших учёных, общественных деятелей, депутатов НС РД, глав районов и городов.

Основу русско-иранских отношений до 1917 года составлял Туркманчайский мирный договор 1828 года. Во время Гражданской войны в России в ночь на 3 ноября 1918 года была разгромлена советская дипломатическая миссия в Персии. Первый полномочный представитель Советской России в Персии И.О.Коломийцев был убит на иранской территории в 1919 году белогвардейцами.
Исламская Республика Иран на протяжении многих веков играла ключевую роль на Востоке. Современный Иран обладает четвёртой по размеру ВВП экономикой в исламском мире и второй по размеру в Западной Азии, является одним из наиболее технологически развитых государств региона. Иран для Республики Дагестан – близкий сосед и давний партнёр в культурных, торговых, экономических отношениях.

Иран, как и Республика Дагестан, многонациональная, полиязычная страна. Наряду с персидским, рабочими языками являются азербайджанский, курдский, лури, туркменский, арабский, бахтиярский, армянский, талышский, грузинский, халаджский.
О создании союза иранских и российских журналистов. По сообщению информационного агентства Исламской Республики Иран (ИРНА), 13 февраля 2021 года на встрече с редакторами российских СМИ в Москве посол Ирана в России Казем Джалали в целях расширении экономического сотрудничества, культурных связей двух стран призвал к созданию союза иранских и российских журналистов, подчеркнул необходимость активизации ирано-российского медиакомитета.

О межкультурных отношениях. В декабре 2019 года в интервью корреспонденту РИА Новости Казем Джалали в частности сказал: «Что касается культурной сферы, то у нас близкие отношения, однако в этом направлении надо сделать больше, поскольку обе нации знают друг друга не очень хорошо, а иногда мы даже смотрели друг на друга через западную призму. Мы должны видеть друг друга напрямую, без каких-либо посредников. По этой причине необходимо расширить связи и общение двух стран. На наш взгляд, число туристов, которые приезжают из России в Иран и из Ирана в Россию, находится на низком уровне. Мы точно можем прибавить в этом».

Он привел и некоторые цифры. Так, около 74 тысяч иранцев посетило Россию в 2018 году, когда проходил чемпионат мира по футболу. Примерно 24-25 тысяч россиян ежегодно посещают Тегеран. Разумеется, этого мало. Для изменения подобного положения нужно приложить большие усилия.
Гуманитарное сотрудничество. Говоря о гуманитарном сотрудничестве, посол отметил, что иранский народ недостаточно знает о современной русской культуре. Это отчасти вполне объяснимо. В России активно развито иновещание на основных европейских языках – от английского до испанского, а также на арабском. Но канала, осуществляющего трансляции на фарси, в России нет. Возможно, его появление поможет изменить ситуацию.

Экономический сектор. Рассуждая об экономическом сотрудничестве, в том же интервью РИА Новости Казем Джалали отметил: «Объём товарооборота между двумя странами невелик – меньше двух миллиардов долларов. На мой взгляд, этот показатель необходимо увеличить. Большую часть своих экономических потребностей мы могли бы удовлетворить за счёт торговли с Россией. Исламская Республика Иран, в свою очередь, обладает возможностями в торговле фруктами, овощами, рыбной продукцией.

В экономической сфере, думаю, нам необходимо постараться совершить скачок, в особенности с учётом того, что Иран подписал соглашение с ЕАЭС, и это соглашение было ратифицировано парламентом.
Россия является одним из крупнейших производителей и экспортёром зерновых культур. Иран мог бы быть хорошим транзитным маршрутом для экспорта российского зерна».

Энергетическое сотрудничество. Казем Джалали отмечал, что в перспективе энергосистемы России, Азербайджана и Ирана могут быть объединены. В случае синхронизации линий электропередач между тремя странами можно будет использовать излишки электроэнергии для нужд экономического развития. Известно, что 89 процентов водных ресурсов Ирана используется для нужд сельского хозяйства, а только 11 процентов представляет собой питьевая вода. Нам есть куда развиваться.

После инцидента с контейнеровозом Ever Given, который заблокировал Суэцкий канал, Посол Исламской Республики Иран в Москве заявил, что более дешёвой и надёжной альтернативой Суэцу может стать железнодорожная магистраль, связывающая Индию, Иран и Россию и известная как международный транспортный коридор Север – Юг.

Примерный прогноз. Ожидается, что новый маршрут будет привлекательным для логистических компаний и позволит дальше развивать конкурентную среду в транспортной отрасли. Особенно это относится к новому поколению логистических компаний 3-го, 4-го, 5-го уровней (3PL, 4PL, 5PL – высшие уровни логистического сервиса, включающие в том числе «виртуальную логистику», как, например, у AliExpress и Amazon). Они предоставляют услуги по обеспечению сетевого управления в основном в электронном виде. Основные же запросы делаются с упором на создание совместных компаний между странами-участницами этого коридора. Для этого необходимо, чтобы государства как можно быстрее нарастили потенциалы для их создания и реальной работы.

Ожидается, что ввод в эксплуатацию маршрута быстро загрузит его. Заинтересованы будут торговцы, грузовладельцы, перевозчики и даже водители. После искоренения коронавируса вырастет объём транспортировки и перемещения товаров на региональном и международном уровнях. Коридор Север – Юг сыграет важную роль.

О некоторых вызовах. На первом месте – переход от традиционной логистики к новому маршруту и развитию новых логистических операций на основе современных электронных технологий. Решением этой задачи должны стать: а) поддержка частного сектора странами-участницами коридора; б) привлечение совместных инвестиций к передовым проектам в области информационных технологий, например, электронного предпринимательства, связанного с логистикой и цепочкой поставок на этом новом маршруте.

Для преодоления возможных экономических и политических рисков необходимо расширить экономические обмены, грамотно управлять рисками, что в итоге может привести к процветающей торговле между Ираном, Индией, прикаспийскими государствами.
Маршрут Север – Юг рассматривается как более дешёвый и более выгодный с точки зрения сроков транспортировки грузов и транспортных расходов по сравнению с другими маршрутами.

 

Предлагаю:

1. Пригласить Посла Ирана Казема Джалали в Республику Дагестан.
2. Запланировать проведение в г.Дербенте мероприятий, посвящённых фольклору Дагестана и Ирана, продемонстрировать этнические художественные промыслы двух народов, показать возможные инвестиционные площадки.
3.Рассмотреть возможность установления между Табасаранским районом Республики Дагестан и провинцией Мазендеран (с IX по XII века – Табаристан) культурных связей.
4. C учетом того, что береговая линия единственного в России незамерзающего Каспийского моря у Республики Дагестан составляет более 530 километров, рассмотреть вопрос установления паромного сообщения между городами Махачкала – Чалус, Махачкала – Энзели, Дербент – Чалус, Дербент – Энзели, а также рассмотреть возможность строительства совместного предприятия по производству катеров на солнечных батареях, морских такси на электрическом питании.