Наши коллеги из геленджикской городской газеты «Прибой» обратились в редакцию с просьбой разместить на страницах издания «Табасарандин нурар» их интервью с нашим земляком, уроженцем села Гюхряг Табасаранского района Шахмаром Михралиевым – президентом Федерации ММА СБЕ г. Геленджик, чемпионом мира по ММА, чемпионом Азии по ММА, чемпионом России по ММА.
По судьбе этого геленджичанина, а в прошлом обычного мальчугана из дагестанского села, пожалуй, можно снять художественный фильм. Рано повзрослев, ему пришлось не только взять на себя большую ответственность, но и с нуля до небес подняться по ступенькам спортивной карьеры.
В минувшую субботу (30 октября – Ред.) всё спортивное сообщество отмечало, пожалуй, самый главный свой праздник – День тренера. Накануне замечательного события мы встретились с победителем городского конкурса «Тренер года» Шагьмаром Михралиевым. Многие друзья называют его Шах. В геленджикском клубе ММА «Чемпион 123» яблоку негде было упасть: несколько десятков юных бойцов находились на тренировке. Дав задание и оставив на время воспитанников, спортивный педагог дал интервью корреспондентам «Прибоя».
Детство кончится когда-то…
– В нашей семье было десять детей: шестеро братьев и четыре сестры. Я был самым младшим и самым любимым. Мама Секинат Агабековна с такой оравой была домохозяйкой, а папа Казанфер Михралиевич работал в сов-хозе на руководящей должности при виноградниках. Отец, начиная с пяти лет, усердно заставлял меня работать и готовил к взрослой жизни. К десяти годам умел всё: копать, сажать, строить, класть плитку, даже делать ремонт в доме. К совершеннолетию, скажу без хвастовства, у меня были золотые руки. Вместе с батей построили дом. Когда мне было 14 лет, а отцу – 71, папы не стало. От непосильной работы сердце не выдержало – инфаркт. Моё детство внезапно кончилось. Чтобы семья свела концы с концами, мне, помимо учёбы, приходилось подрабатывать разнорабочим: брался за всё, потому что очень нужны были деньги.
Кстати, вы спросите, почему многие называют меня Шах? Моё настоящее имя Шахлар (переводится как «сила повелителей»). Когда я получал паспорт, произошла ошибка – записали, как Шагьмар. Переделывать не стал.
Кулаки – не аргумент?
До 15 лет особо не увлекался спортом. В родном селе Гюхряг Табасаранского района Дагестана тренажёрных залов не было, разве что старший брат поддерживал меня в форме, заставлял отжиматься, подтягиваться на турнике, приседать, бегать, бить по груше, ежедневно делать утреннюю зарядку и растяжку. С семи лет садился на шпагат. Изначально рос обычным неприметным мальчишкой. В нашей деревенской школе в то время было не так всё просто, иногда кулаки становились единственным аргументом. Можно было получить по лицу за всякую мелочь. У нас же на два села – Гюхряг и Экендиль – была одна школа. Дрались за всё – за парты, стулья… Школа была старая, и мест всем не хватало, приходилось задолго до начала урока приходить и занимать свободное место, а иногда отвоёвывать. Если ты опоздал, то и стоял бы так целый день. Кто-то подумает, что это какое-то средневековье, но факт имел место быть.
Фёдор позвал в зал
В то время по видеокассетам смотрел на кумиров – Фёдора Емельяненко, Магомедхана Гамзатханова. Победители по-настоящему вдохновляли меня и были примером, а встретиться с Фёдором было заветной мечтой. В 17 лет за компанию с другом поехал в столицу соседнего района Дербент, чтобы начать тренироваться в зале – сначала на вольную борьбу, а затем на рукопашку.
Первые шаги делал на курорте
К 18 годам переехал в Геленджик к старшему брату Михрали, работал на стройке. На курорте жили два моих односельчанина – спортсмены Сираж Усманов и Джанибек Курчиев, которые и познакомили с моим первым тренером по боевому самбо и смешанным единоборствам Андреем Баратовым (клуб “Red Сode”). Просыпаясь с утра, отправлялся на пробежку, затем следовала изнурительная работа на стройке, а вечером пропадал в спортзале. Уже через полгода выступал за честь города на своих первых соревнованиях – Кубке Сочи по грэпплингу, где поднялся на высшую ступень пьедестала. Тогда, 11 лет назад, я испытал бурю эмоций от победы и понял, что спорт – это моё призвание. Через несколько месяцев там же, в Сочи, победил в трёх боях на всероссийском турнире ММА.
Признаюсь, по приезде на курорт было и время, когда попал в плохую компанию. Бог отвёл от алкоголя, наркотиков и других более тяжких соблазнов, так как был под постоянным контролем старшего брата. Тот не отдал меня “улице”, за что ему безмерно благодарен. Я и сейчас чувствую его поддержку.
Мечты сбываются
В 2012 другой мой земляк Ренат Магамедов, пригласил меня представлять новороссийский клуб «Novoros-Fight». В то время моим тренером стал чемпион России и финалист чемпионата мира по боевому самбо, осуществлявший ещё и подготовку бойцов смешанного стиля, Бесики Геренава. Пройдя жёсткий отбор – чемпионат края, затем чемпионат ЮФО, где мне сломали два ребра, я полетел во Владивосток, где, проведя четыре боя, победил на Кубке России, и мне было присвоено звание мастера спорта. Тогда и сбылась мечта детства: награду мне вручил кумир, Фёдор Емельяненко. Кстати, в те дни «Прибой» впервые обо мне написал, был этим безумно горд. Позже в Казахстане в составе сборной России выиграл чемпионский пояс на Чемпионате Азии по ММА. В родном селе меня считают «спортивной иконой», даже в холле школы, в которой я учился, висит большая фотография. В своём ремесле, наверно, единственный, кто добился столь максимальных результатов и успеха. В Дагестане многие воспринимают меня как национального героя, хотя в душе остаюсь всё тем же самым сельским мальчишкой.
«Чемпион 123»
В 2016 году коллеги посоветовали открыть городскую федерацию на курорте, что я и сделал. На тот момент из Геленджика я был единственным титулованным спортсменом в этом направлении. Уже через год открыл свой первый зал на ул. Шевченко. Сейчас 140 моих учеников занимаются на ул. Островского, 114 в бойцовском клубе «Чемпион 123». Подготавливаю как мальчишек, так и девчонок, существуют и разновозрастные группы. Двери клуба для всех желающих всегда открыты.
Кстати, многие говорят, что ММА – самый травматичный вид спорта. Это отнюдь не так. Тот же бокс или футбол являются более травматичными. ММА хоть и считается боями без правил, но на самом деле правила там есть и достаточно жёсткие, поэтому травмироваться практически невозможно. Уверен, у каждого геленджичанина есть шанс стать чемпионом. Мои подопечные не раз побеждали на чемпионатах края и ЮФО, а Данила Карымов стал бронзовым призёром России. В своих учениках хочу воплотить то, что не дополучил в детстве. Уверен, они смогут добиться большего, чем я.
На территории Геленджика уже дважды организовывал весомые турниры по смешанным боевым единоборствам. В 2019 году состоялся чемпионат края, а в феврале 2021 – краевое первенство.
По рекомендации руководителя дагестанской общины города меня пригласили в Молодёжный совет при главе города. Уже через год предложили его возглавить.
Теперь Геленджик – моя вторая Родина. Здесь у меня есть свой дом, любимая жена Аня и большая семья: трое детей – два мальчика и лапочка – дочка. Моим мальчишкам также прививаю любовь к спорту. Теперь они пополняют семейную копилку медалей.
Фото А. Бочнев