За мизерные средства хорошую дорогу не построишь

 

В Дагестане уже с 2013-го года идут разговоры о необходимости реорганизации дорожно-эксплуатационных предприятий (ДЭП) республики, которые отвечают за содержание дорожной сети региона. Для справки: на территории республики функционируют 43 ДЭПа, которые обслуживают более 7,5 тыс. км дорог и 1300 единиц мостов общей протяженностью более 30 км.

Мы обратились к руководителю АО «Дербентское ДЭП №13» Рамазану Магомедову и попросили его прокомментировать вопрос реорганизации республиканского комплекса ДЭПов. Но в итоге наша беседа вылилась в обсуждение проблем и успехов АО «Дербентское ДЭП №13», которое, кстати, обслуживает один из самих больших дорожных участков в республике общей протяженностью 185 км.

 

– Раз руководство республики приняло решение о реорганизации ДЭПов, значит, оно руководствуется определенными соображениями, а мы на местах в любом случае будем выполнять все поступающие указания, – начал нашу беседу Рамазан Магомедов. – Если говорить непосредственно о возглавляемом мною учреждении, оно за последние годы провело большую работу. Когда я приступил к своим обязанностям руководителя АО «Дербентское ДЭП №13», организация находилась на грани банкротства – на ней висел долг в размере около 10 млн руб. Предыдущий руководитель за один год чуть уменьшил его, но все же оставалась внушительная сумма – 7 млн рублей. В неважном состоянии находилась и техника. На первых порах было тяжело, но мы сумели выйти из этой сложной ситуации – на сэкономленные средства погасили долги, попутно добились хороших показателей и в работе.

– Каково состояние обслуживаемых вашей организацией дорог на данный момент?

– Асфальто-бетонное покрытие обслуживаемых нами дорог сегодня обновлено на 70%. Есть и несколько км гравийных дорог – в горной части Дербентского района. Старых дорог очень мало. В последнее время государством выделяются средства на ремонт дорог, поэтому с этим больших проблем нет.

– Какие участки в Дербентском районе в аварийном отношении самые опасные?

– В этом году будет ремонт так называемых опасных дорог в сторону Верхнего Джалгана до телевизионной вышки общей протяжённостью 12 км. Не асфальтированными остаются 4 км дороги в с. Верхнее Митаги – на ней в зимнее время образуется гололед и возникают опасные ситуации. Часто от жителей района к нам поступают звонки в связи с образовавшимся гололёдом на дорогах сел Рукель и Верхний Джалган. В Рукеле протяженность опасной дороги составляет 5 км, в Верхнем Джалгане – 11 км. Состояние дорог в горной части района мы постоянно инспектируем. А так, в целом, в Дербентской зоне снега практически не бывает.

– Вы отметили, что бетонно-асфальное покрытие 70% дорожной сети обновлено. А в каких населенных пунктах района дороги еще не заасфальтированы?

– На сегодня не асфальтированы дороги в селах Мугарты, Рукель, Верхний Джалган и Верхний Митаги, а на равнине – 8 км дороги в сторону с.Берикей.

На равнине дорога не портится, как в горной части, где дорогу в основном смывает после дождя. К примеру, уже на протяжении 2 лет, в ущерб другим дорогам, мы подтягиваем дорогу в Верхний Джалган. Хочу отметить, что на содержание дорог выделяют мизерные средства – всего 50 тыс. руб. на 1 км, поэтому совершать большие траты по этой статье мы не можем. К тому же содержание дороги зависит от ее состояния. Если дорога только сделана или же отремонтирована, больших расходов она не требует. Согласно нормативам, межремонтные сроки составляют 6 лет, а капитальный ремонт необходимо делать через каждые 12 лет. А у нас, к сожалению, дороги по 20-30 лет не ремонтируют. Они держатся в основном за счет содержания, мы и полученную прибыль организации расходуем на содержание, чтоб сохранять дороги в хорошем состоянии.

После дождей, когда дороги портятся, люди начинают жаловаться, не понимая, что и как финансируется. А им ведь не объяснишь, что все должно идти по установленному графику ремонта или выполнения аварийно-восстановительных работ при чрезвычайных ситуациях. На аварийно-восстановительные работы средства выделяются только после того, как дорогу снесет стихией – на такие случаи в резерве ГКУ «Дагавтодор» бывают средства в размере около 50 млн рублей. Эти деньги каждый год расходуются на очень масштабные работы: когда где-то обвалится дорога или случится другая форс-мажорная ситуация.

– Сколько у вашей организации единиц техники и сколько из них на ходу?

– Сейчас вся имеющаяся техника на ходу. После того как я возглавил ДЭП, я приобрёл 14 единиц техники за счёт прибыли. Понимаете, просто так нам деньги никто не даёт. Мы – хозрасчётная коммерческая организация, и наша задача – зарабатывание денег для государства, участвуя в тендерах. На данный момент из чистой прибыли каждый год 35% в качестве дивидендов мы выплачиваем государству. К примеру, в 2021 году мы получили прибыль около 9 млн рублей. В июне этого года состоится собрание акционеров организации, и на нем совет директоров решит, сколько процентов от прибыли мы должны заплатить государству. Остальная часть прибыли идёт на развитие. На нее мы можем купить технику, отремонтировать здание, кого-то поощрить или кому-то оказать материальную помощь на свадьбу, на лечение, на похороны.

В то же время мы не в состоянии закупить всю необходимую современную технику на собственные средства. Это у нас самая острая проблема. Раньше, когда функционировала система распределения средств от ГКУ «Дагавтодор», нам по необходимости выделялась техника, а мы потихоньку возвращали им так называемые амортизационные отчисления. Тогда было легче, а сейчас все изменилось.

– Если не секрет, какова средняя заработная плата сотрудников вашей организации?

– Механизаторы у нас получают 40 тыс. рублей, а рабочие около 30 тыс. Сегодня у меня работает очень сплоченный коллектив из 30 сотрудников. Все они профессионалы своего дела.

– И напоследок, расскажите, как идёт работа по обслуживанию дорожной сети района в осенне-зимний период? Хватает ли вам специализированной техники?

– У нас есть 2 единицы КДМ (техника, которая разбрасывает песок на дороги во время гололёда), 2 грейдера и 1 бульдозер для расчистки снега. К примеру, в Верхнем Джалгане небольшой участок дороги пролегает через впадину (яму), и там постоянно бывают заносы и огромные сугробы. Это место мы обязательно убираем бульдозером. В нашем распоряжении имеются 6 КамАЗов и все необходимое для содержания дорог. Мы разрабатываем специальную программу, которую потом представляем руководству ГКУ «Дагавтодор». В ней указываем объем песка и соли, который мы должны заготовить на зиму, график дежурств во время ухудшения погодных условий и т.д. Если снег не выпадает, запасы остаются и на следующий год. Но как правило, мы на дорогах заранее делаем конусы из песка на случай, если будет гололедица.
Хочу отметить, что когда в соседних районах погодные условия ухудшаются и местные ДЭПы не успевают, мы всегда готовы прийти на помощь. Вот накануне одну единицу технику КДМ мы отправили в Магарамкентский район.

– Рамазан Алиевич, спасибо за беседу.