
Аркитские беки считались влиятельными не только в Табасаране, но и далеко за его пределами. Они были выходцами из Шама. В Аркит Айдыкади-бек пришёл в первой половине XIX века. До этого их предки были бе- ками в Лезгистане и в с. Гасик. Его сын Ильдар-Кади Айды-кади-оглы занимал должность северо-табасаранского кадия и имел звание подполковника.
«Должность северо-табасаранского кадия, после того как от нее в 1283 (1866) году был отставлен покойный подполковник Ильдар-Кади Айдыкади-оглы, исправляется наибом, назначенным правительством, и в настоящее время наибом там состоит сын того покойного ротмистр Бейбала-бек, светлая личность, украшенная многосторонним духовным и светским воспитанием», – пишет в своей книге «Асари Дагестан» Алкадари Г.-Э.
Правитель северного Табасарана Эльдар-кади-Айди-бек, потомок табасаранских кадиев, и владетель южного Табасарана Султан-Ахмед-бек Карахан бек-оглы, происходивший из рода майсумов, были отстранены от власти в 1866 г. по специальному указанию наместника Кавказа. Бывшим правителям Северного и Южного Табасарана было пожаловано по 500 десятин земли и 400 рублей в год пенсии каждому. В Табасаране было введено окружное управление.
Бейбала (или Бекбала)-бек – наиболее запомнившийся аркитцам феодальный владетель. Сын Эльдар-Кадибека, ротмистр с 1866 года, наиб северного Табасарана, Бейбала-бек являлся крупным помещиком. Дослужился до звания подполковника царской армии, был награждён двумя Георгиевскими крестами.
На самом видном месте в Арките на пригорке были построены бекские хоромы (отаглар) – 2-этажное здание из тесаного камня с верандами и балконами, колоннадой. В здании было 24 комнаты, прихожие, тюрьма и другие помещения. Бейбала-бек женат был на дочери влиятельного дербентского богача Шахмардан-бека. У Бейбалы-бека было 697 десятин земли, 100 коров, 200 лошадей и больше 1000 овец. Весь скот зимой он держал на своём кутане, а летом перегонял на горные пастбища у селений Чилик и Кужник. За разрешение пасти овец сельчан на бекском кутане взымалась отдельная плата в размере 25 копеек за овцу.
О Бейбале-беке рассказывают и пишут разное: например, говорят о его отрицательном отношении к бездельникам: если бек видел праздношатающегося на улице, то давал ему гужевую скотину и заставлял идти на полевые работы. Сельчанам также запомнился произвол, который он чинил в Арките. Зависимые от бека крестьяне несли различные повинности: обрабатывали бекскую земли, платили оброк и разного рода штрафы. До сих пор в Арките сохранилось предание, что за плохо обработанную землю бек заставлял крестьянина ложиться на нее и наносил до ста ударов шашкой плашмя.
В отношении независимых тухумов бек также чинил произвол. По другому преданию, в тяжбе за землю он одержал верх над тухумом Саидовых, выселил их, а в их жилищах устроил конюшни. Эта семья стала первой табасаранской семьей, поселившейся в Дербенте. Вот что пишут о них в источниках: «Первыми переселенцами из Табасарана в Дербент были следующие семьи, которые в дальнейшем постоянно там и проживали:
- Самая первая приехала из села Аркита в 70-х годах XIX века. Гаджи Теймур, отец Мирза, Магомед, Гусейн, Гаджи Абдурагим и Мирза-ага. Семья эта скромная, гостеприимная и образованная. Они поселились на 7-ом магале и там же построили двутрехэтажный дом.
- Вторая семья приехала в начале четвертой четверти XIX века. Это отец Искендера, дед Ахада. Семья тоже славится гостеприимством и уважительностью. Они поселились на 8-ом магале» (Д. А.-О. Талыбов. Дербент: судьбы и люди).
Вот что говорят о бекском управлении архивные документы. Беки получали с зависимого населения подати и повинности, осуществляли суд над ними, решали земельно-правовые и внешнеполитические вопросы, «управляли раятами, водили на войну, чинили суды, расправы между ними по адату, а иногда по своему убеждению». Они регулировали отношения между подвластными тухумами, джамаатами, а также с соседними владениями. Недовольные решением бека обращались к майсуму или кадию, которые принимали окончательное решение. Они руководили военными действиями, выставляли войско по зову кадия.
Земельные участки – ятаги к бекам переходили по наследству. Так, владения беков Северного Табасарана составляли 25 селений. Важным источником доходов беков в Северо-Табасаранском наибстве также являлась отдача пастбищных земель в аренду за большую плату жителям узденских обществ. Беки получали доходы и от пошлины с провозимых через подвластные им аулы товаров. Значительный доход приносили штрафы. За убийство и увоз женщин, например, беку полагалось 40 руб., за поранение – 5 руб., за воровство – от 5 до 10 руб. За ослушание взимали 3 руб.
В Арките в XIX веке действовал обычай платить «барху». В Табасаране такая плата (за девушку, выходившую замуж в другое общество – 10 рублей, за вдову – 5 рублей) шла в пользу феодала. В селении Аркит рассказывают, что Бейбала-бек строго придерживался этого порядка, и многие бедняки вынуждены были откладывать свадьбы на более поздний срок из-за невозможности накопить нужную для «барху» сумму.
Бек имел право прогнать раята из своего селения за неповиновение или за какое-либо преступление. Слово бека было законом для подвластных.
«Если кому именем бека объявлена какая служба, а он против того окажется ослушным, то таковой наказывался от бека смертью, т. е. либо велит убить из ружья или срубить саблей голову, палками забить, повесить, глаза выколоть, или, если богат, то отобрать все его имение под видом штрафа в пользу бека…» (Алимова Б. Табасаранцы. С. 26).
В Северном Табасаране кадии, беки постоянно при себе имели вооруженных нукеров, которых выбирали сами беки из числа близких людей, из верхушки, а также из раятов, особо отличившихся смелостью и преданностью. Так, например, нукерами у Бейбалы-бека Аркитского были три его молочных брата и четвертый по имени Магомед из зажиточной семьи. Обычно все более или менее состоятельные люди аула являлись нукерами бека. Среди нукеров обязательно бывал «баш-нукери» (главный нукер). У Бейбала-бека баш-нукером, например, считался его молочный брат Абдулали.
Во время военной обстановки нукеры составляли ядро войска. В функции нукеров входило и исполнение приговоров и решений феодальных владетелей – кадия, майсума, беков Для приведения во исполнение приговора своего над неповинующимся правители имели достаточное число нукеров. Нукеры выполняли разнообразные поручения и при осуществлении хозяйственно-административных и судебных дел. Они помогали кадию, майсуму, бекам собирать подати. Они же сопровождали майсума, кадия, беков в поездках. За службу нукеры освобождались от хлебной и других повинностей. Основная часть нукеров содер- жалась за счет бека. Каждый нукер получал от них лошадь, одежду, оружие и питание. Их обеспечение ложилось тяжелым бременем на раятов. Но были ну- керы, которые обеспечивали себя сами. Они же следили за порядком на подвластных тер- риториях. (Алимова Б. М. Табасаранцы. С. 27.).
Селение Цанак было зависимо от аркитских беков. Следует отметить, что до присоединения Дагестана к России в 1813 году и образования Дагестанской области в 1860 году Цанак относился к магалу «Верхнее Теркеме». Население Цанака делилось на раятов и свободных крестьян. Последние составляли тухум «шихов» (35-40 хозяйств), кроме того, были тухумы «Чанга миллети» и др. Расселялись тухумы отдельными кварталами. Представителями бекской власти непосредственно в Цанаке были кавхи.
Предание помнит совместное правление двух кавхов аркитского Бейбалыбека: Сефербея и Мазака. Примечательно, что эта должность стала наследственной. По преданию, когда Бейбала появлялся в Рушуле (рушульцы так же, как и цанакцы, зависели от аркитского Бейбала-бека), никто не имел права стоять на улице и тем более заговаривать с ним – бекские люди сейчас же бросались бить таких сельчан.
Аркитские беки вели борьбу за пастбища с агульским союзом сельских обществ Кушан-дере. Вот что пишет об этом источник: «В ущелье Кушандере агулы страдали от постоянных притеснений табасаранских беков. До самой Октябрьской революции продолжа- лись земельные споры между агульским сельским обществом Худиг и табасаранским беком – подпол- ковником царской службы Бейбала из селения Аркит. Закончилось это тем, что бек силой захватил лучшие пастбищные земли этого общества» (Ихилов М.И.).
В те времена в Табасаране виноград выращивали в селениях Дюбек и Аркит. Плантации виноградников охранялись сторожами, которые клялись на Коране в том, что сами не своруют и другим не дадут воровать. Тот, кто был пойман на воровстве, подвергался немедленному штрафу независимо от его социального положения. Работу сторожей оплачивали зерном или деньгами, которые они же собирали в виде штрафов у воров. Старожилы села рассказывают один интересный случай. Аркитский бек Бейбала, проезжая мимо дюбекских виноградников, решил посмотреть, какой выдался урожай, и сорвал несколько гроздьев винограда. Его заметили сторожа, и раздались выстрелы. Бейбала-бек вынужден был признаться в воровстве и заплатил штраф.
В другом предании говорится о конфликтах между феодалом Бейбалой Аркитским и легендарным мстителем Беглером.
«Однажды бек съел единственного барана разбойника Беглера, который пасся с общинными и его отарами. Когда овец пригнали с зимних пастбищ, то барана Беглера среди них не оказалось. На вопрос, куда же делся баран, чабаны заявили, как было им велено сказать, что несчастного съел волк. Поняв, в чем дело, Беглер встретился с беком и выразил сожаление:
– Несчастный волк! Наверно, измучился бедняжка, отыскивая моего единственного барана среди твоих тысяч!
Прошел год. На свадьбу сына местного кадия были приглашены все, в том числе и Беглер. Бегбала Аркитский тайно уговорил заезжих зурначей, чтобы во время танца Беглера они под каким-нибудь пред- логом прекратили играть, и пообещал им за это десять рублей золотом. Бек мечтал публично осмеять храбреца. О сговоре стало известно «разбойнику». Он собрал у друзей двадцать рублей и накануне отдал их музыкантам, чтобы они «испортили» свои инструменты во время танца самого бека. В разгар свадебного торжества чавуш пригласил танцевать Беглера. Народ шумно хлопал в ладоши, желая увидеть его танец. Воодушевленные лезгинкой Беглера, музыканты начали плясать сами.
Не ожидавший такого исхода своей задумки, Бейбала выскочил на майдан, вытол- кал танцора и без разрешения чавуша начал плясать. Нукеры бека вывели на танец с ним семерых жен- щин. Но тут музыка прекратилась. «Лопнул» бара- бан, а зурначи «запищали», как ишаки. Собравшиеся сельчане начали громко смеяться. Такого унижения Бейбала в жизни не испытывал. Остановив танец, вне себя от злости он закричал нукерам:
– Гоните этих зурначей из села! Гоните!
Так храбрец Беглер отомстил беку за своего барана».
Многие информаторы говорят о простоте и справедливости Бейбалы-бека. Вот подтверждающий случай из его жизни. На свадьбах бек сидел вместе с джамаатом и делал «шабаш» в таком же размере, как и остальные. Как-то заезжий гость стал расбрасываться деньгами. Тогда бек вызвал его и предупредил: «Ты своими действиями нарушаешь установленный в селе порядок. У меня денег больше твоего, и я могу давать на «шабаш» больше, чем ты, но я не делаю этого не потому, что мне денег жалко, а потому, что не хочу нарушать установленный порядок, тем самым оскорблять чувства джамаата».
Из поколения в поколение среди жителей Аркита передаётся рассказ о том, как Бейбала наказывал вора. Как известно, аркитский бек любил шутить сам и понимал шутки. Как-то поймали вора, полезшего в яблоневый сад бека, и привели к хозяину для вынесения наказания. Когда Бейбала узнал, что вор из с. Дарваг, стал требовать, чтобы тот проклял его, Бейбалу (дарвагцы славились особыми способностями в проклинании). Вор долго отнекивался, но бек был настойчив. И тогда дарвагец сказал: «Засучу рукав, опущу его в сосуд с мёдом, потом суну в мешок с просом. Сколько проса прилипнет к мей руке, пусть столько несчастий падут на голову Бейбалы-бека». Говорят, что бек развеселился и отпустил вора.
Сын Бейбалы-бека Селим благосклонно принял советскую власть и долгое время работал в разных учреждениях, в том числе главным бухгалтером Минсельхоза ДАССР – был прекрасным экономистом, бухгалтером. От первой жены у него родилась дочь Бедиржиган, а от второй жены, кумычки Маяханум – дочь Лютвия (кандидат филологических наук, долгое время работала доцентом кафедры методики русского языка ДГПУ) и сын Тофик (скульптор, женат не был). Дети Бедиржиган – сын Низами и дочь – обосновались в Дербенте. Дети Лютвии Селимовны – Джаннет и Амин – получили медицинское образование и являются прекрасными специалистами. Джаннет – кандидат медицинских наук, живёт и работает в Москве, а Амин – в Махачкале.
На фото: подполковник царской армии, кавалер двух Георгиевских крестов Бейбала-бек Аркитский.