Одежда табасаранцев изготовлялась преимущественно из материала, который производился в их натуральном хозяйстве. Наряду с тканями домашнего производства одежду шили и из привозных тканей, которые приобретались в основном в порядке обмена.
С проникновением в табасаранские села фабричных тканей, особенно дешевых, спрос на кустарные ткани и другие изделия постепенно падает. К концу XIX в. домотканое сукно, льняное и хлопчатобумажное полотно частично выходят из употребления. Однако соотношение местных и покупных материалов зависело целиком и полностью от материальных возможностей, социального положения жителей. Привозные ткани ценились дорого и были доступны, главным образом, богатым людям и в основном употреблялись для шитья праздничной одежды. Поэтому для основной массы населения главным источником получения материалов для одежды вплоть до 30-х г. XX столетия оставалось домашнее производство.
Мужская одежда и украшения
Мужская одежда по своей внешней форме схожа с одеждой других народов Дагестана. Сходство проявляется не только в форме и покроях одежды и обуви, но и в способах их ношения. В то же время она имеет и некоторые свои локальные варианты.
В XIX – начале XX в. мужская одежда табасаранцев состояла из следующих основных частей: черкески – «чуха» («хуччич»), бешмета – «валжагъ», рубашки – «ккуртт», штанов – «хужаг», шубы – «ургам» (разновидности – «кавал ургам», «чубухайрайин ургам»), папахи – «бачукI» (разновидности – «ашли бачукI», «парах бачукI, «хункI, «бухара бачукI») и обуви.
Нательная одежда мужчин состояла из рубахи – «ккуртт» и штанов – «хужаг». В XIX в. они совмещали»в себе и верхнюю, и нижнюю одежду. Шились рубаха и штаны в основном из льняного полотна – «ирин ккуртт», «ирин хужаг» – домашнего производства. Лишь немногие имели рубахи из бязи – «сигези» и штаны из домашнего сукна – «шал».
Покрой табасаранской мужской рубахи – «ккуртт» был такой же, как и у других народов Дагестана. Она имела туникообразный покрой, по бокам пришивались клинья. Благодаря клиньям рубаха становилась расклешенной. Рукав был без плечевых швов, длинный и прямой на узких манжетах, скреплялся одной пуговицей. Под мышкой, на месте соединения швов рукавов и боковин, вшивали квадратную ластовку – «вазах». Воротник рубахи был стоячий с небольшим вырезом спереди, скрепленным одной или двумя пуговицами. По бокам рубахи внизу делались разрезы. Иногда верх стана для прочности примерно на 10–15 см делали двойным. Ворот и манжеты нарядных рубах обшивались узкой тесьмой.
В начале XX в. характер мужской рубахи претерпевает некоторые изменения, хотя ее традиционная основа сохранилась. В это время некоторые состоятельные табасаранцы стали носить две рубахи, нижнюю (нательную) и верхнюю. Шилась верхняя рубаха из тканей темного цвета, а для шитья нижней рубахи использовалась белая ткань «сигези» – небеленая бязь. Льняное полотно стало употребляться реже. Рукав верхней рубашки был вшивной, воротник – стойка, манжеты на рукавах стали делать шире и застегивались они уже на две пуговицы. Некоторые носили рубахи с нагрудными карманами. Вертикальный разрез на груди имел планку. Постепенно высокий стоячий воротник пришелся по вкусу местному населению и прочно вошел в быт и просуществовал до 50-х г. XX в. Во время полевых работ в теплое время и дома рубаху носили навыпуск, в остальное – заправляли в штаны. Такая рубаха использовалась в качестве выходной, повседневной и праздничной (кавказские рубахи).
В настоящее время рубахи такого типа еще сохраняются кое-где в среде представителей старшего поколения. Рубашка мальчика и по форме и по покрою повторяет рубаху взрослых.
Рубахе соответствовали льняные, окрашенные в темные цвета штаны «хужаг» («хуччиг»), либо штаны из самодельного сукна «шал». Как и рубаха, первоначально штаны совмещали и верхнюю, и нижнюю одежду крестьян. В некоторых селах штаны называют «шалвар». Кроились штаны из двух полотнищ ткани, согнутых вдвое. Книзу они немного суживались. Между штанинами вставляли ромбовидной формы лоскуток «вазах», который вырезался отдельно из другого куска ткани. Верхний край штанов отгибался вовнутрь и подшивался широким рубцом, служившим для продевания шнура-завязки (вздежки), которая поддерживала штаны при ношении. Шнур завязывался спереди узлом. Первоначально штаны не имели прорехи. С конца XIX – начала XX в. появляются вторые штаны (верхние), которые шились преимущественно из сукна «шал» и из крашеной в темные цвета конопляной ткани. Часть населения стала шить верхние штаны из покупного фабричного сукна.
В начале XX века получили распространение штаны с прорехой. В 20–30-е гг. XX в. появляются штаны типа галифе. Такие штаны в целом соответствовали стилю традиционной одежды, в связи с чем получили довольно широкое распространение и бытовали до 50-60-х гг. В настоящее время брюки-галифе имеют место лишь в среде старшего поколения. Кое-где сохраняются еще нижние штаны традиционного покроя.
Основной верхней одеждой табасаранцев, как и у других народов Дагестана и Кавказа, в их повседневной жизни был бешмет – «валжагъ». Его носили дома, во время работы, вне дома. Для большинства мужчин «валжагъи» служили и в качестве парадной одежды.
«Валжагъ» обычно надевали поверх рубахи. Шили их преимущественно из черной, белой и серой ткани. «Валжагъ» для повседневного ношения шили из более простого материала, обычно из домотканого сукна. Представители высшего сословия шили «валжагъи» из красивых фабричных тканей. Летние «валжагъи» делались без подкладки, из более тонких тканей (бязь), зимние на подкладке, для парадных использовались покупные фабричные ткани – шелк, кашемир, сатин, атлас светлых тонов.
Шили «валжагъ» цельнокроенным с разрезом до низу. Верхняя часть до поясницы плотно облегала фигуру, ниже поясницы он располагался свободными клиньями, расширяющимися книзу, образуя фалды. Подол обычно состоял из 7–8 клиньев. Длина до колен, но старики носили их длинные. Воротник невысокий, стоячий, рукав вшивной, прямой, неширокий, слегка суженный книзу. На груди делались карманы, которые украшались тесьмой. Застегивался «валжагъ» спереди до пояса мелкими пуговицами из тесьмы и петлями из материала цвета ткани. Позднее для застежек стали употреблять металлические крючки.
Как было сказано выше, зимний «валжагъ» шили на подкладке. Иногда для утепления между подкладкой и верхом прокладывали тонкий слой шерсти. Такие «валжагъи» носили старики и пожилые мужчины. Встречались также «валжагъи», отрезные в талии. В настоящее время их носят лишь отдельные пожилые люди в горных селах.
На фото: Табасаранец в национальной одежде (вид спереди).
Из книги: Алимова Б.М. Табасаранцы (XIX – начало XX в.): Историко-этнографическое исследование. Дагестанский научный центр РАН Ин-т истории, языка и литературы им. Г.Цадасы.–Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1992. – 264 с. С. 99-103.