Народная одежда табасаранцев

 

 

Начало в 39 номере

Женская одежда и украшения

 

Материалом для женского костюма служили изделия домашнего производства из льна, шерсти, хлопка. Наряду с домоткаными материалами, использовались и фабричные ткани, нефабричные восточные ткани (узорнотканый шелк «хара», золототканый шелк – «дарай», бархат), приобретаемые состоятельными людьми в местных лавках или в Дербенте.
Женская одежда табасаранок состояла из следующих основных компонентов: рубахи – «ккуртт», штанов – «хужаг», верхнего платья – «валжагъ», платья – «булушка» (позднее), обуви, различного рода головных платков.

Нательная одежда: (рубаха – «ккуртт» и штаны «хужаг»). Рубаха «ккуртт» составляла основу женской нательной одежды. В исследуемое нами время (XIX – нач. XX в.) рубаха «ккуртт» в комплексе с выходным распашным платьем «валжагъ» выступала в качестве нижнего платья, и лишь дома и во время работы она использовалась как рабочая одежда. Рубахи эти были двух типов: «ккуртт» и «улукIай». Ккуртт шилась в основном из льняного полотна. Цвет рубахи был преимущественно белый. Встречались оранжевые и красные цвета. Обычно же любимые цвета табасаранок: красный, зеленый, оранжевый. Молодые девушки и женщины носили рубахи из тканей ярких цветов (голубой, зеленый, красный и т. д.). Для пожилых женщин самым подходящим считался белый цвет.

Рубаха «ккуртт» имела туникообразный покрой, расширяющийся книзу с небольшим разрезом на груди и одной застежкой у ворота. Разрез зачастую обшивали другой материей. Воротник рубахи был небольшой, стоячий. С боков рубахи у подола оставлялись разрезы. Рукав был втачной прямой на манжете, застегнутом на пуговицу. Плечи чуть спущены. Под мышкой вшивали квадратную ластовку «вазах» для свободного движения рук. Иногда между боковинами вставляли клинья, чтобы рубаха приобрела большую раскошенность.
Некоторые состоятельные женщины рубахи шили из фабричных дорогих тканей.

Рубаха «куртт» для табасаранки являлась нательной одеждой, которую она носила под «валжагъом», а также ходила в ней дома. Она использовалась и в качестве рабочей одежды в поле. В данном случае, у нее была вторая такая же рубаха, которую она надевала поверх верхнего платья – «валжагъа». Возможно, поэтому Л. Дирр писал: «Костюмы женщин, очевидно, татарского происхождения: широкие шаровары, сверх которых, они надевают несколько рубах, из коих верхняя всегда короче нижней».
Рубаха «улукIай» по покрою ничем не отличается от первой. Она считалась более нарядной из-за своеобразного покроя рукава, который был прямой до локтя, а далее к нему пришивалась широкая разлетающаяся оборка, которая колоколообразно ниспадала на кисть руки. Такой рукав хорошо был виден из-под рукава валжагъа. Многие молодые женщины часто край рукава обшивали тесемкой или другой красивой материей и украшали вышивкой. В комплексе с платьем рубаха с таким рукавом считалась верхней одеждой табасаранки.
Штаны «хужаг» – широкие, длинные до щиколоток, которые надевались под рубаху. Они были как нательной, так и выходной одеждой женщин. Из-под платья штаны были видны на 5–10 см. Шились они из ситца, редко из льняного полотна, из шелка (женщины из состоятельных семей). Обычно для девушек и молодых женщин подбирались яркие, а для старых женщин темные цвета. Штаны пожилых женщин были чуть уже.

Табасаранские штаны имели сложный технический покрой. Штаны этого типа были широко распространены в равнинном и предгорном Дагестане. Они хорошо описаны С. Ш. Гаджиевой. Штаны эти выкраивались из двух частей, (нижняя и верхняя), которые потом объединялись. Верхняя часть (до середины бедра) делалась узкой. «Ниже бедер шла вторая половина, котораяпредставляла собой две широкие штанины, пришитые к более узкой части сборками или мелкими складками». Шов проходил посередине штанов, если позволяла ширина ткани, то они выкраивались без швов. Между штанинами вставлялся ромбовидный клин. В поясе штаны подшивались рубцом для продевания шнура и собирались в сборку.
Женщины из состоятельных семей штаны шили из одного куска материи, обычно из шелка, сатина. Женщины из бедных семей верхнюю часть штанов делали из простых тканей, а для нижней части использовали более нарядные ткани. На эти штаны обычно затрачивалось от 10 до 12 м ткани. Ширина одной штанины была равна от 2 м 60 см до 3 м. Таким образом, каждую штанину делали из 4–5 полотнищ.
В 20–30-е гг. длинные штаны все еще сохранялись повсеместно. В послевоенные годы они были заменены привнесенными городского типа штанами. В настоящее время в традиционных штанах «хужаг» ходят лишь некоторые пожилые табасаранки.

Верхняя плечевая одежда. Традиционным видом верхней одежды табасаранки был распашной «валжагъ». В покрое табасаранского «валжагъа» обнаруживаются те же элементы, что и в покрое верхней одежды, носимой агулками, лезгинками, цахурками, и многими другими народами. Женский «валжагъ» по покрою был сходен с мужским. Шили его из различных тканей – привозных и домотканых. Женщины из состоятельных семей использовали для «валжагъа» привозные нарядные дорогие ткани – шелк, парчу, бархат, тонкий сатин. Женщины из бедных семей довольствовались простыми тканями ярких расцветок. Наиболее распространенными цветами были: красный, оранжевый, коричневый, белый. Наряду с однотонными тканями употреблялись и фабричные ткани с рисунком.
По покрою «валжагъ» – отрезное в талии, распашное платье с прямым вертикальным разрезом от ворота до подола. Лиф платья прилегающий, с глубоким клинообразным вырезом на груди (типа перевернутого треугольника). Нижняя часть широкая, сшитая из 3-4 цельных полотнищ, заложена в сборку или во встречные мелкие складки и доходит почти до пят. В талии платье с левой стороны застегивалось на пуговицы или серебряные застежки и стягивалось поясом. Рукав втачной, длинный до кистей рук. Нарядные платья имели втачные узкие до локтя рукава, ниже локтя они были широкие. Имели место и двойные рукава: первый узкий, а второй – свисающий от локтя (лопастеобразный рукав). «Валжагъ» одевался поверх рубахи с разлетающимися колоколообразными рукавами. Спинку и грудь «валжагъ» делали стеганными на вате или шерсти на ситцевой подкладке. Кроме того, спинку «валжагъ» всегда делали из более дешевой ткани.

Сейчас «валжагъ» используется в качестве праздничного костюма для участников художественной самодеятельности.
В 20–30-х гг. нашего столетия повсеместное распространение в Табасаране получило отрезное в талии нераспашное платье. Это платье – «булушка» сохраняется и по сей день. Такого типа платье носили как в праздники, так и в будни. Материалом для платья служила фабричная ткань (шелк, парча). Покрой платья очень простой. Впереди платье имело разрез до талии с застежками. Некоторые женщины и молодые девушки скрепляли разрез серебряными застежками. Воротник – стойка, рукав прямой, у запястья собирается манжетом. Лиф украшают по 2 складки с каждой стороны разреза. Низ платья шьется из 3–4 цельных полотнищ, закладываемых в мелкие складки. По старой традиции и в настоящее время спинку с изнанки платья делают из более крепкой простой ткани.
В 20–30-е гг. нашего столетия в качестве верхней теплой одежды табасаранок выступает и безрукавка, которая здесь носит название «пенжек». Материалом для «пенжек» служили сукно, бархат, шелк, атлас. Безрукавку всегда утепляли ватой или шерстью. Шерсть для безрукавки подвергалась тщательной обработке. Богатые женщины украшали передний разрез, края рукавов и подол безрукавки. Безрукавки имеют место в быту и сегодня.

Женская обувь. Традиционная женская обувь была представлена, как и у мужчин, дирихами «тIирихар». «ТIирихар» были рабочей обувью женщины. Носили женщины и обувь без задников – «башмакъар», «калушар». В целом женская обувь была такая же, как и мужская.
Состоятельные табасаранки приобретали в Дербенте сафьяновую обувь (сапожки, чувяки). Сафьяновая обувь, которая предназначалась невесте, украшалась вышивкой, аппликацией из другой, окрашенной кожи. К сожалению, обнаружить такую обувь нам не удалось. Женщины носили дома также вязаные носки. В последующие годы табасаранки стали пользоваться фабричной обувью (чувяки, ботинки, калоши) и обувью кустарного производства.
Головные уборы. Традиционным головным убором табасаранки была «чуткъа» («чухта»). Табасаранская «чуткъа» была такого же покроя, как у остальных народов Южного Дагестана. Поверх «чуткъа» надевался платок. Платки бывали четырехугольной и треугольной формы и в зависимости от материала имели разные названия: «хара шал», «дюгюр», «келагъа», «ккирибишин», «шал» и т. д.

Богатые табасаранки носили покупные дорогие платки. Однако платки, проникшие извне, как и любые другие элементы костюма, осознавались народом как не свои. Так, например, тюлевый платок, надеваемый некоторыми табасаранками, носил название «кумыкский». Пожилые женщины носили платки темных цветов, молодые женщины и девушки – яркие. Носили все платки треугольником, свернув по диагонали.
Различия наблюдались и в способе надевания. Так, например, девочки концы платка обычно скрещивали на затылке и завязывали. Молодые женщины и девушки один конец платка закидывали назад через плечо, другой оставляли свисать впереди. Пожилые женщины – один конец проводили вокруг шеи под подбородком и закрепляли на затылке, а второй свободно свисал впереди.

 

На фото: Традиционная одежда табасаранок.

 

Из книги: Алимова Б.М. Табасаранцы (XIX – начало XX в.): Историко-этнографическое исследование. ДНЦ РАН, ИИЯЛИ им. Г.Цадасы.–Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1992. – 264 с. С. 105-110.

 

Народная одежда табасаранцев

Народная одежда табасаранцев ..