Обрядовая одежда. Существование специального свадебного наряда невесты-табасаранки нами не зафиксировано. Особенностями костюма невесты являются его новизна, качество материала и яркая расцветка. Свадебный костюм невесты обычно обильно украшался серебряными украшениями.
В Табасаране имела место специальная погребальная одежда. Погребальные рубахи женщин–«ахиратдин ккуртт» представляли собой кусок зеленого полотна, свернутый пополам и вырезанный в форме треугольника посередине для головы. Задняя часть рубахи короче (до пояса). Рубахи не сшивали. Элементами погребальной одежды для женщин являлись еще зеленые носки, зеленый платок и зеленая лента (лента из того же материала, что и погребальная рубаха), которая служила налобной повязкой.
Что касается савана – «кафан», то у табасаранцев он был такой же, как у остальных дагестанцев. Мужчину обычно хоронили в белой рубахе и в кафане. Молодых мужчин и женщин хоронили в лучшей одежде. Близкие родственницы покойного, как правило, в течение года носили траур. Траурное платье шилось из черного материала.
Женские прически и украшения. Табасаранки тщательно ухаживали за волосами. Широко практиковалось крашение волос хной и басмой, особенно у северных табасаранок из бекских селений. С 6–7 лет девочки начинали отпускать косы. Косы обычно плели из трех прядок. Шести-десятилетние девочки носили от четырех до шести косичек, с 10-13 лет – две косы. Женщины средних лет и старухи также носили две косы. Пробор в традиционной прическе всегда делали прямой. Концы каждой косы у девочек и девушек закреплялись при помощи вплетаемых в них тесьмы, шерстяных ниток, материи. Пожилые женщины концы кос закрепляли при помощи более мелких косичек, заплетаемых отдельно из каждой пряди.
В случае смерти близкого родственника женщины в знак скорби обрезали косы и завязывали их на руки. Через год, после окончания траура, они снова начинали носить косы.
Немаловажное значение женщины придавали и украшениям. Почти все украшения заказывались ювелирам или покупались готовыми. В конце XIX– начале XX в. в Табасаране был распространен ряд украшений, главным из которых являлся пояс – «камар». «Камар» был двух видов – кожаный или матерчатый с нашитыми серебряными украшениями и с серебряной пряжкой и целиком серебряный. Наиболее распространенный из них был матерчатый, на котором закреплялись различные серебряные фигурки и монеты. Пояса состоятельных табасаранок были серебряными или позолоченными. В среде крестьян имели место пояса из черного сукна или бархата с серебряной пряжкою впереди.
Табасаранки носили кольца – «тIулсан» (лит. «тIулбан») и серьги–«сиргъйир» («ибарикахьрудар»). Их носили женщины и в старости. Некоторые женщины носили браслеты на запястье. Почти все табасаранки носили различные шейные и нагрудные украшения. Особенно нарядно украшался костюм новобрачной. Самым важным и обязательным украшением новобрачной было головное или налобное украшение – «гьабагъду». «Гьабагъду» представляло собою серебряную бахрому, сделанную из множества подвесок. Подвески состояли из отдельных элементов, надетых на серебряную проволочку, служившую им осью. Носили «гьабагъду» под платком. Из-под платка виднелась только передняя часть украшения.
Необходимой частью украшения костюма новобрачной и нарядной одежды молодых женщин и девушек являлись нагрудные украшения – «дюгме», «бухма». «Дюгме» представляла собой круглую серебряную бляху, которую носили отдельно или вместе с «яха». «Бухма» – многорядное ожерелье из различных подвесок.
Широкое распространение для украшения костюма новобрачной и нарядно одетой женщины получило нашивное украшение – передник из плотного сукна – «яха», который обшивался монетами, бляхами и различными пластинками. Украшениями для одежды женщины служили серебряные застежки, нашивные подвески, пластинки, монеты.
Детская одежда в целом была однотипна с одеждой взрослых. Лишь одежда младенцев имела некоторые особенности.
Изучая женскую одежду табасаранцев, можно сказать, что в XIX – начале XX века она характеризовалась разнообразием используемого материала, технических приемов его изготовления. Различалась повседневная и праздничная одежда. Социальные различия в одежде выражались как в составе костюма, так и в качестве тканей, степени украшенния и в количественных показателях.
Из книги: Алимова Б.М. Табасаранцы (XIX – начало XX в.): Историко-этнографическое исследование. Дагестанский научный центр РАН Ин-т истории, языка и литературы им. Г.Цадасы.–Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1992. – 264 с. С. 109-110.
Народная одежда табасаранцев …