Исследование древних этапов исторического развития племени, народов Дагестана, происхождение их этнонимов, внимание к их судьбам, взаимоотношениям продиктованы стремлением полнее, глубже и яснее понять слагающиеся отношения современности, уяснить действительную историю Кавказа и соседних регионов, выяснить и подчеркнуть значение малочисленных этносов в историческом процессе. Кавказ с глубокой древности известен как многонациональный край. Еще «отец истории» Геродот писал: «На западе оно (Каспийское море – М.Г) граничит с Кавказским хребтом… Много разных племен обитает на Кавказе, большинство которых питается дикими древесными плодами».
На протяжении веков, тысячелетий этносы страны сталкивались с различными событиями. Более того одни из них в результате миграций, передвижений, бесчисленных нашествий исчезали, ассимилировались среди других этносов. Длительный путь исторического развития, как и остальные дагестанские народы, прошли предки табасаранов.
На различных этапах истории табасараны были известны под различными этнонимами. Одно из названий их, как считал крупный знаток истории Дагестана, Кавказа проф. Р.М. Магомедов – это дарейты. Он писал об этом в книге «История Дагестана» (Махачкала, 1961 г.) переизданной в последующие годы. «Еще у Геродота упоминается о дарейтах. Дарейты являлись соседями и единоплеменниками кюринских массагетов. Это современный Табасаран. Свое название дарейты получили от города Дарбахи, существовавшего в Табасаране за Северной горной Дербентской стеной»
Р.М. Магомедов говорил, что согласно легендам, преданиям, на территории занимаемой Дарвагом в древности был расположен населенный пункт Дарейт, с названием которого связано происхождение этнонима табасаранов – дарейты. В прошлом населенный пункт Дарваг был известен и под другими названиями, как например РишитI, а также Ваакк. На нынешнем этапе мы видим, как растет наше знание прошлого, как много внесли в это знание новые открытия в различных областях науки, как они нередко заставляют менять, казалось бы прочно утвердившиеся представления по тем или иным вопросам.
Говоря о древнем населенном пункте Дарейт на территории Дарвага, следует отметить, что недалеко от этой местности обнаружены археологические памятники, относящиеся к эпохе палеолита. И в последующие этапы события, связанные с этой территорией, играли важную роль в исторических судьбах древнего населения Табасарана и всего Дагестана.
Следует отметить, что по вопросу о дарейтах, их расселении источники различаются по своей хронологии и географии, а также по степени информативности. Источники противоречат друг другу, что неизбежно вызывает дискуссию среди исследователей и создает определенные трудности для разработки темы. О дарейтах впервые упоминает Геродот. Дариты Геродота в литературе известны под различными названиями: в одних – дарейты, в других – дариты. Так, в работах И. Алиева говорится о дарейтах, а не дарийтах. Дарейты расселялись по западному побережью Каспийского моря, где происходили столкновения племен миграции различных народов. Дарейты входили в Каспиану, которая являлась одиннадцатой сатрапией Ахеменидской державы. Полагают, что дарейты расселялись на территории распространения языков иберийско-кавказской семьи, когда граница распространения иберийско-кавказских языков, представленных ныне дагестанскими языками, проходила гораздо южнее, чем сейчас. «До появления иранцев и турок, – пишет Н.Я. Марр, каспийским проходом владело лезгинское (дагестанское – М.Г) ответвление северо-кавказских яфетидов».
К сожалению, источниковедческая база исследователя древней истории Дагестана изобилует лакунами и пустотами. Находясь длительное время на окраинах культурного мира древности, Дагестан получал и соответствующее отражение в письменных источниках, создаваемых в тогдашних культурных центрах Евразии, которые контактировали с Кавказом.
Редко случалось, чтобы какие-то ученые сами посетили Дагестан, Кавказ и дали развернутое, насыщенное информацией описание регионов, народов, населявших их. Несколько чаще такие описания попадали в античные труды из вторых, третьих рук (Страбон, Птолемей, Плиний).
Даже Геродот сознавал, что не все в его труде безупречно как с точки зрения соответствия действительности, так и с точки зрения здравого смысла, и это заставило его сделать заявление, свидетельствующее о величайшей авторской добросовестности: «Я обязан передавать все, что мне рассказывают, но верить всему не обязан, и это пусть относится ко всему моему труду».
Все части света и страны мира, о которых повествует Геродот, привлекали его не сами по себе, а лишь постольку, поскольку их населяли народы, вызывавшие особый интерес автора. Поэтому при исследовании некоторых проблем историки вынуждены дополнять источники гипотетическими реконструкциями.
Современные табасараны – безусловно потомки древних автохтонных этнических общностей, живших на берегу Каспийского моря и предгорья. Велика была в этнических процессах роль массовых переселений, глубоко влиявших на судьбы населения Дагестана. Миграции имели место уже в глубочайшей древности, хотя абсолютизировать роль и значение переселений не следует. В древности имели место переселения целых народов и даже семей родственных народов. Большинство этносов сложилось в результате смешения различных этнических групп – автохтонных и пришлых. В древности одно и то же племя меняло свое место или, сохранив это место, выделяло ветви из своего племени, отходившие на новые, часто другие местности. Сказанное относится и к предкам табасаранов.
В эпоху распада первобытнообщинного строя причинами, вызывающими миграции, были истощение естественных ресурсов в пределах племенных территорий, борьба за угодья, за скот, сам количественный рост населения и т.д.
Прототаваспары под этнонимом дарейты уже в древности выходят на историческую арену, принимая участие в различных событиях, испытывая ужасы нашествий киммерийцев, особенно скифов, а также крупных держав. Этническое единство скифов и киммерийцев – достояние науки.
«Киммерийцы – конкретное племенное название одного из большой группы племен, обозначаемой в науке как «скифы», – пишет проф. В.И. Абаев, – а не обозначение особого, нескифского и предшествовавшего скифам населения Северного Причерноморья». Киммерийцы, затем скифы нахлынули на Кавказ, затем в Переднюю Азию по западному побережью Каспийского моря.
Нам известно, что в VII в. до н.э. киммерийцы наседали на западное побережье Каспийского моря и весь VII в. они держали этот регион всостоянии войн и набегов, совершая отсюда походы в Закавказье и Переднюю Азию. В связи с этим многие племена снялись со своих насиженных мест, в том числе, надо полагать, и часть дарейтов частично или полностью эмигрировали в более безопасные места и ассимировались с различными племенами.
Археолог А.П.Круглов отметил, что «Каспийский проход, безусловно, был известен с глубокой древности и представлял несомненные удобства по сравнению с другими перевальными путями для миграций различных племен и народов».
Скифы, вторгаясь в Кавказ и Переднюю Азию, по данным Геродота («скифы…, свернув с прямой дороги, пошли верхним путем, гораздо более длинным, оставляя при этом Кавказские горы справа» ворвались в Мидию (точнее, в области Северного Азербайджана) через территорию Дагестана, через Дербентский проход. «В этом месте, – пишет Геродот, – произошла битва мидян со скифами. Мидяне потерпели поражение и потеряли свое господство, а скифы завладели всей Азией. В течение двадцати восьми лет владычествовали в Азии и своими излишествами и буйством привели все там в полное расстройство. Ибо, помимо того, что они собирали с каждого народа установленную дань, они, разъезжая по стране, грабили все, что попадалось».
Царство скифов на протяжении нескольких десятилетий являлось важнейшим фактором в военно-политической жизни Передней Азии. Геродот говорит о 28-летнем владычестве скифов в Азии.
Источники сообщают об ужасе и кошмаре, которые испытывали жители различных регионов Кавказа, Передней Азии перед лицом вторжения скифов. Нашествия этих и других завоевателей сопровождались геноцидом, значительными перемещениями, переселениями племен. В результате, следует полагать, часть про тотабасаран-дарейтов была оттеснена со своей прежней территории расселения, с прикаспийской низменности, в предгорье и горы, а другая часть ассимилировалась с пришлым населением. В период беспрерывных нашествий некоторые племена бесследно исчезали, а другие выживали.
В древности в северных территориях Месопотамии происходили контакты этносов Кавказа с местными этническими группами, осуществлялись этнические передвижения, причины которых могли быть разными. Древние этнические группы меняли свои насиженные местожительства в пределах обширного ареала Кавказа и Передней Азии из-за междоусобиц и войн, передвигались в поисках хлеба, добычи или более спокойного местожительства.
Дарейты были втянуты в водоворот беспрерывных нашествий, а также массовых переселений, но определенная часть дарейтов продолжала оставаться на прежней территории.
Дарий I (549-486г.г. до н.э.) разделил Персидскую державу на административно-податные округа, которые назывались сатрапиями.Сатрапии как административные единицы возникли еще в Мидийской державе. Во главе сатрапий стояли хранители царства, по-персидски «хшатрапаван». По Геродоту, дарейты, каспии, кадусии, павсики, пантиматы и др. входили в состав одиннадцатой сатрапии Ахеменидской (Персидской) державы.
Дарейты, как и остальные племена, платили Дарию I подати. Геродот писал: «Каспии же, павсики, пантимафы и дариты вместе платили 200 талантов. Это одиннадцатый округ».
Таким образом, дарейты, как и многие другие племена, были втянуты в разносторонние события и связи со многими племенами, народами и странами Передней Азии, Закавказья, скифского мира.
Некоторые вопросы, изложенные в статье, не являются истиной в последней инстанции – это мнение авторов, имеющее право на существование в равной степени, как и другие.
Данная статья возможно, послужит новым стимулом в активизации именно такой постановки историко-этногенетических вопросов. Как ни скуден на первый взгляд имеющийся материал, но нельзя его недосмотреть важности для древнейшей истории Табасарана и Дагестана. Каждый фрагмент должен быть использован для выяснения и освещения истории начального становления и образования табасаранского этноса.
Будем надеяться, что дальнейшие исследования вопроса о происхождении этнонима, расселении дарейтов имеет не только узкий интерес в области одного племени, но и более широкое значение.