В последнее время интерес к истории Табасарана возрос. Как известно, история народа, края складывается из деятельности личностей, множества событий, многогранных взаимоотношений с различными народами, странами и самое главное – из истории населенных пунктов, памятников старины.
С целью глубокого изучения исторического прошлого табасаранского народа разработан настоящий вопросник и предлагается широкому читателю, интересующему историей своего аула, края.
Составители: профессор М.Р. Гасанов,
к. и. н., ст. преп. кафедры истории, Э.М. Магомедова
Вопросник
1. Фамилия, имя, год рождения, специальность /занятие/ информатора.
2. Название аула, происхождение его. Имеет ли аул другие названия? Как соседи его называют?
3. Время образования аула.
4. Как возник аул – в результате объединения других населенных пунктов или другим путем? Как назывались те аулы, которые вошли в состав вновь образованного? Когда примерно это произошло?
5. Если аул образован выходцами из других существующих или исчезнувших аулов, то укажите их названия.
6. Каким путем произошло объединение – мирным слиянием, добровольным или насильственным путем и т.д.?
7. Кому приписывается основание аула (пришелец, беглец, кровник и т. д.)?
8. Старинные памятники – башни, крепости, места расположения, оборонительные сооружения, определите площадь, занимаемую кладбищами (подробно расскажите историю этих памятников).
9. Является ли население аула смешанным и когда оно стало таким?
10. Ономастика/немусульманские имена или же другие редкие имена/.
11.Tyxyм.
1. Название тухумов.
2. Происхождение названий тухумов, т.е. генеалогия;
3. Есть ли тухумы-пришельцы и откуда?
4. Основатели тухумов, названия их.
5. Сколько поколений родственников входит в тухум?
6. Богатые тухумы, как они образовались?
7. Жил ли тухум компактно в ауле или смешанно?
8. Заключались ли браки между представителями различных тухумов?
9. Заключались ли союзы между группами тухумов в ауле?
10. Какие тухумы были в ауле? Перечислите:
— Бекские /ханские, шамхальские/;
— Раятские;
— Узденские;
— Лагские
12.Кварталы и их количество:
— происхождение их названий;
— совпадают ли названия тухумов и кварталов?
13.Социальное положение аула:
— узденское;
— раятское;
— лагское.
14. В какое бекство входил аул?
15. В какое феодальное владение входило бекство?
16. Из какого тухума были беки? Наследственность власти беков, шамхалов, ханов.
17. Генеалогия шамхалов, ханов, кадиев, уцмиев, майсумов, беков /перечислить их имена/.
18. Имеются ли в ауле места, связанные с именами беков, ханов, майсумов, шамхалов, уцмиев и т.д.
19.Чем платили жители аулов феодалам?
— зерном /пшеница, просо и.т.д./;
— яйцами и курами;
— дровами;
— сеном; травой;
— косьбой сена;
— уборкой хлеба;
— пастьбой скота;
— строительством бекских помещений.
20. Классовая борьба:
— бывали ли случаи, когда раяты отказывались выполнять феодальные повинности?
— отказывались ли нести подати?
— записать все эпизоды классовой борьбы.
— бывали ли случаи, когда бек посягал на общинные земли и имущество зависимого населения?
21. Сельское управление и земельные отношения:
— функции старшины;
— функции бека, амира;
— какова их взаимосвязь?
— бек и eгo земли;
— наделял ли бек раят землей?
— или же раят имел свою собственную землю? Как она называлась?
— чем платил раят с земли беку?
— имел ли старшина землю и примерно какую площадь?
— когда, примерно, земля, перешла в частную собственность?
— какие земли оставались в общинной собственности?
22. Лес и пользование:
— бекский лec;
— джамаатский лес;
— названия лесных участков.
23. Сенокосы, пастбища и правила пользования ими.
24. 3aнятия населения:
1. Земледелие, террасы, их названия.
2. Основные зерновые культуры /пшеница, ячмень, кукуруза, рис, горох и т.д.
— яровые, озимые.
3. Садовые: абрикос, яблоня, сливы, черешня, вишня и.т.д.
4. Животноводство:
— крупный рогатый скот /коровы, быки’ буйволы/;
— лощади;
— овцы, бараны, козы;
— птицы;
— животноводство отгонное, заготовка кормов, помещения;
— стационарное животноводство;
— пастбища летние, зимние, их количество
5. Домашние промыслы:
— обработка шерсти;
— ковроткачество;
— производство чулок, носков шерстяных;
— изготовление паласов;
— обработка дерева;
— строительный материал;
6. Изготовление сельхозорудий:
— плугов;
— саней;
— лопат;
— молотильных досок;
— веников и т.д.
7. Мастера по обработке металла.
8. Перечислите имена популярных в прошлом мастеров по обработке дерева, камня, наиболее известных строителей, каменщиков? Какие у вас были мастерские.
9. Гончарное производство.
10. Древний характер этого вида ремесла.
11. Производили ли порох?
12. Изготовление красок;
13. Торговля:
— основные торговые пути /новые и старые, связывавшие население аула с другими аулами и народами/; указать направления дорог;
— что вы продавали /подробно перечислите/?
— что вы покупали /подробно опишите/?
— куда ездили продавать свои товары и где вы покупали необходимые?/ укажите центры торговли/.
— Денежные единицы и их названия:
1 руб. –
50 коп. –
20 коп. –
15 коп. –
10 коп. –
5 коп. –
3 коп. –
1 коп. –
— Какие виды транспорта существовали?
— Были ли посредники в торговле?
— Известны ли у вас термины: торговля, торговец, компаньон, процент-пай, прибыль-хайир, фирма, лавка?
— Имелись ли лица, которые привозили в ваш аул те или иные изделия? Чьи товары, изделия реализовывали такие лица.
— Межаульские базары:
25. Взаимоотношения с соседними аулами и народами.
— Как вы называете тот или иной соседний аул, народ?
— Назовите соседей, соседних народов?
— С каким из аулов вы составляли Союз или входили в политическое образование?
— С какими аулами вы находились в ссоре и из-за чего?
— Как регулировались ссоры?
26. Место сбора ополчения из одного или группы аулов:
27. Взаимоотношения аула с беками:
— Выставляли ли вы войско?
— Платили ли подати?
— Заключались ли браки с жителями других аулов, народов?
— Разрешалась ли продажа земли вне аула?
— Работали ли жители вашего аула в других аулах и кем?
— Принимали ли вашем ауле работников из других аулов и народов? Кто их нанимал, чем они занимались?
28. Мельницы и их количество:
— частные;
— тухумные;
— джамаатские;
— кто из соседей пользовался этими мельницами?
— чем платили хозяину мельницы и сколько?
29. Токи:
— частные;
— тухумные;
— джамаатские;
— чем платили хозяину за пользование током?
30. Топонимика:
— названия пахотных участков;
— сенокосов;
— пастбищных гор;
— лесов;
— рек.
31. Меры весов (чему равно):
— 100 гр –
— 200 гр –
— 300 гр –
— 400 гр –
— 500 гр –
— 1 кг –
— 2 кг –
32. Сыпучие тела:
— 1 сяъ –
— 4 сяъ –
— 8 сяъ –
— 12 сяъ –
— 16 сяъ–
33. Меры измерения:
— длина локтя –
— длина шага –
— ширина 4 пальцев –
— расстояние между большим и указательным пальцами –
— определяли ли меры охапкой?
— как определяли площадь земельных участков?
— определяли ли цену пахотного, сенокосного участка количеством получаемого зерна, сена или как?
34. Распространение религии:
— Были ли ваши далекие предки язычниками?
— Какие сохранились в ауле и его окрестностях культовые сооружения:
1) каменные сооружения;
2) священные рощи;
3) священный лес;
4) «священное» дерево;
5) целебная вода?
— Предания о распространении иудейства и христианств:
— Имеются ли не мусульманские кладбища, захоронения?
— С чьим именем связывают местные жители распространение мусульманской религии?
35. Мечеть и духовенство.
— Сколько было мечетей в вашем ауле?
— Количество земли, принадлежавшей мечети?
— Как эту землю приобрела мечеть?
— Как эта земля распределялась?
— Какая часть дохода завещалась в пользу мечети?
— Куда поступала мечетская часть зерна?
— Кто распоряжался мечетским имуществом?
— Какое имущество принадлежало мечети – ковры, посуда и т.д.?
— Размеры мечети. Число лиц, посещающих мечеть.
— Какой литературой располагали служители мечети – Коран, грамматика, философия, математика и т.д.? Была ли примечетская библиотека? Количество экземпляров книг.
— Сохранились ли хроники, рукописи, документы на арабском языке. У кого хранятся?
— Какие предметы преподавались в мусульманской школе (мактаб, медресе) – арабская грамматика, математика, Коран?
— Какие книги переписывались?
— Многие ли знали арабский язык?
36. Обряды:
— вызывание дождя, для чего и как это было организовано?
— вызывание солнца, с чем это связано?
— похоронные обряды;
— свадебные обряды.
37. Традиции:
— гостеприимство;
— дружба с народами;
— уважение к старшим;
— аталычество.
38. Старинные бытовые предметы
— утварь-светильник;
— предметы украшения;
— монеты;
— орудия труда.
39. Как у вас называется Юг, Север, Запад, Восток?
40. Как называют ваши жители звезды и другие небесные светила?
41. Стихийные бедствия (землетрясения, грады, засуха, голод, эпидемииболезней).
42. Запишите песни, предания, сказки, пословицы, поговорки известные в вашем селении?
43. Места игрищ и игры:
— мяч с палкой (расскажите о спортивных играх и в связи с чем они проводились).
44. Что вам известно об истории других аулов, что вас связывает с ними?
— предания, связанные с борьбой против иноземных завоевателей;
— об образовании аулов;
— о древнейших памятниках-крепостях, башнях, дорогах;
— об известных лицах – силачах, героях, музыкантах, певцах, поэтах, ученых-алимах и т.д,
45. Борьба против иноземных завоевателей /записать подробно предания, песни, сказания о борьбе против них /:
— Кого вы называете гуннами? Сохранились ли места, связанные борьбой против них?
— Сохранились ли места, связанные с хазарами?
— Сведения о борьбе с арабами. Где, когда, исход?
— Что известно о борьбе против турок?
— Какие имеются предания, связанные с борьбой против шейха Хайдара, Аббаса I и дp.?
— Сведения о борьбе против Надиршаха.
46. Отношения с Россией. Связи с русским государством.
47. Борьба против царизма:
— участие в движении горцев в 20–50 гг. XIX в. под руководством Шамиля;
— участие в восстании 1877 г. и др.
48. Есть ли в ауле участники Русско-японской (1904–1905) и Первой мировой (1914-1918) войн?
49. Выселяли людей из аула в другие области России / укажите, на какой срок и в какие города /?
50. Кто из местных жителей до революции умели читать и писать на арабском и русском языках?
51. Обучался ли до революции житель вашего аула в каком-либо учебном заведении; где, когда?
52. Расскажите об отходниках и их составе?