Навстречу 90-летию малой Родины

 

 

 

Приближается 90-летний юбилей Табасаранского района. К этой знаменательной дате мы вспоминаем историческое прошлое района, встречаемся с пожилыми жителями, знакомимся с их видением развития малой родины, изучаем архивные материалы. В них находим ответы на многие вопросы по истории Табасарана. Так, в 1939/40 учетном году в районе имелись 36 начальных, 8 неполных средних и одна средняя школы. В них обучались 5376 учащихся, в т.ч. 1073 девочек.

 

 

 

В эти годы главное внимание обращалось на повышение качества учебы и преподавание русского языка, ликвидацию неграмотности и малограмотности. Обучающихся взрослых на курсах по этому профилю было 1931 человек. Имелись 13 подростковых школ с охватом 374 детей. Архивные документы показывают, что были и трудности. Это – слабо поставленная работа по дошкольному воспитанию, вовлечение девочек в старшие классы школы. Из педагогических кадров только один имел высшее образование, трое – незаконченное высшее образование, 48 – среднее образование, 99 – незаконченное среднее. Многие учителя не имели даже среднего образования. Не было соответствующих учебных пособий для нормального проведения занятий. Не была налажена заготовка продуктов питания для обеспечения школьников горячими завтраками. Учительский состав был засорен классово чуждыми элементами. Допускались срывы начатого строительства школьных зданий в Хили-Пенджике, Тураге, Шиле, Бурганкенте. Для капремонта недостаточно использовалось местное сырье. Задерживались строительные работы в Сиртыче, Чулате, Дюбеке, Халаге, Гасике и Ерси. Своевременно не ремонтировались занимаемые под школы частные помещения. В школах не было соответствующей мебели.

В этих условиях для принятия мер по выправлению ситуации в системе образования была создана комиссия, в состав которой вошли от райкома партии Амирханов, райисполкома – Агададашев и райкома комсомола – Муртузалиев. Проведенная ими работа была обсуждена на бюро райкома партии.

Благодаря принятым мерам, к концу 30-х годов во всех крупных населенных пунктах за счет государства были простроены более-менее сносные школьные здания.

В исключительно тяжелых условиях работали первые учителя района: Абдуриза Кулиев, Юзбек Гюльмагомедов, Сафарали Байрамов, Фатах Казиев из с.Хучни, Касум Михралиев из с. Гуми, Гамдулла Ахмедов из Арака, Казиахмед Кулиев из Тинита, Раджаб Гасанов из Хурика, Залбек Алибеков из Ерси, Манап Абдуллаев из Хили-Пендижка, Кази Мирзаев из Мараги, Рамазан Алиев из Ханага. Некоторые из них были награждены высокими правительственными наградами. Традиции первых учителей района продолжило второе поколение педагогов – Н.Абдуллаев из Аркита, К.Мусаев из Хучни, Т.Юнусов из Цухтыга, затем Р.Курбанов из Шиле, Г.Абдуллаев из Кюряга, А.Хасимов из Гуми, Г.Рустамов из Афна, У.Мурадов из Цуртиля. И.Гасанов из Хурика и многие другие. Партийно-советские органы, руководители колхозов, депутаты всех уровней уделяли должное внимание обучению детей, охвату девочек, ремонту школ, созданию приемлемых условий для педагогов.

В 1930 г. заведующим народным образованием Табасаранского района был назначен уроженец с. Хив Темирхан Шалбузов. Впоследствии он стал «Заслуженным учителем» республики.

Сегодня, когда мы говорим об успехах табасаранов как в сфере культуры, искусства, так и в сфере науки, образования, мы не должны забывать, что у истоков этих достижений стояли такие личности, как Темирхан Шалбузов и другие.

Это были люди, для которых высшим смыслом жизни было самоотверженное служение своему народу. Они считали главным своим назначением нести народу свет знаний и духовного совершенствования. И не случайно народ называет их своими просветителями. На книгах, учебниках Т. Шалбузова, которые многократно переиздавались, выросла вся современная табасаранская интеллигенция, талантливые кадры, ученые, поэты, писатели.

Деятельность Т. Шалбузова была многогранной. Его поэтическое творчество представлено в многочисленных литературных хрестоматиях и антологиях табасаранской литературы. Его стихи и поэмы были адресованы главным образом детям и молодежи, воспитывали их в духе любви к своей земле, прививали чувства дружбы ко всем народам и гордости за свою страну. В них отражена радость, нежность, ревность, отчаяние, доброта, бескорыстие, бесстрашие, образность. Поэтическое наследие Т. Шалбузова еще ждет своего собирателя и исследователя. Но следует отметить, что он сам не считал себя крупным поэтом. Свои произведения он подчинял одной цели – воспитанию подрастающего поколения.

Несмотря на многие свои заслуги, более всего Темирхан Шалбузов дорожил и гордился тем, что табасараны считали его своим учителем. Он хорошо разбирался в восточной астрологии, богословии, знал математику, логику, гуманитарные, исторические науки. Отвергнув бытующее мнение о преимуществе арабского языка в литературном творчестве, свои произведения писал на родном языке, тем самым показав, что табасаранский язык обладает всеми поэтическими, психологическими и лексическими средствами для воспроизведения реальной жизни, исторического прошлого, народной мудрости и традиций гуманизма.

Как писатель он создал бесценное богатство – книги, которые позволяют нам вернуться в наше прошлое и заглянуть в будущее. Они учат нас различать добро и зло, призывают к борьбе со злом, зовут к свету, к знаниям, поднимают вопросы просвещения, развития самобытной национальной культуры. Его труды, как и сама его жизнь, теснейшим образом связаны с судьбой своего народа, всех дагестанцев.

Вклад Темирхана Шалбузова в развитие культуры дагестанского народа и в частности табасаранов велик, и новым поколениям наших земляков еще предстоит по достоинству оценить роль и место этой одаренной личности в истории района и республики.

С середины 30-х годов ХХ столетия в каждом населенном пункте было несколько русских учителей. Только лишь в период с 1940 по 1958 годы в район были направлены более 250 учителей русского языка из разных уголков Советского Союза, которые всецело отдавали себя педагогическому делу, обучению и воспитанию детей. Приезжали учителя из Оренбургской, Курской. Ярославской, Ростовской, Московской, Липецкой и других областей. Учителя не только учили детей, но и сами учились у них языку, местным обычаям.

Сегодня воспоминания о первых педагогах особо важны, ибо перед школой стоит задача по формированию у своих выпускников современного мышления, умения с позиций общечеловеческих ценностей оценивать общественные явления. Какой будет общеобразовательная подготовка подрастающего поколения, какие мировоззренческие понятия и нравственные ценности они освоят, от этого в решающей степени зависит будущее нашего района, села.

В школе наше будущее, завтрашний день. Сделаем счастливой школу – будет счастливым и наше завтра.

Первые упоминания о формировании здравоохранения района связаны с переносом районного центра в с. Бурганкент, а затем в с.Хучни. В 1935 г. в райцентре были созданы районные структуры, сформирован райздравотдел.

В селах Бурганкент, Ерси и Хучни открылись первые участковые больницы – маломощные (8-10 коек, с 2-3 медработниками, в арсенале которых имелись лишь средства борьбы с малярией, мази и настойки). В районе работал всего один врач, 18 работников среднего медперсонала разных народностей, была организована детженконсультация в с.Хучни и родильный дом в с.Ерси.

Обеспеченность врачебным персоналом была недостаточной, имеющиеся два врачебных пункта функционировали без врачей, не было и санитарного районного врача. Слабо велась борьба с разного рода болезнями, особенно паршой. Через СНК ДАССР удалось добиться выделения средств для приобретения стройматериалов, оборудования для райбольницы. Были открыты фельдшерские пункты в селах Ханаг и Хараг.

В памяти табасаранского народа навсегда сохранятся имена первых врачей Ханмагомеда Ибрагимовича Мамаева, Надежды Прохоровой, первых фельдшеров М.С. Рейслер, Н.Б. Алибековой, И.Д. Мирзабекова. Медработники тех лет обеспечивали качественную медпомощь жителям района, ориентировали их на профилактические мероприятия, охрану здоровья матери и ребенка, пропагандировали здоровый образ жизни, рациональное питание. Это были люди с высоким чувством ответственности.

В прежние времена кадровый потенциал сельского здравоохранения в основном состоял из представителей русского народа, которых направляли в сельские районы для поднятия уровня медицинской помощи населению. Наряду с русскими, в районе самоотверженно трудились и люди других национальностей: лезгины, лакцы, азербайджанцы, осетины, украинцы. В 50-60-е годы свою лепту в развитие районного здравоохранения внесли выходцы из разных народностей Дагестана. Это славный сын лакского нарда Исмаил Ширваниевич Лачуев с супругой Марьей Исаевной, проработавшей заврайздравотделом района в конце 50-х-начале 60-х годов, затем здравоохранение возглавлял представитель азербайджанского народа Джамал Махмудович Мирзаев, лезгин М.Гамидов, табасаранцы Т.Ш.Гаджиев, Нурутдин Сулейманович Гаджиибрагимов, Джамалутдин Гаджимурадович Зиявутдинов.

В этот период закладываются основы будущего здравоохранения района и начинают формироваться подразделения и структуры районного здравоохранения.

Врачей того времени объединяло единое желание помочь людям в борьбе с болезнями, стремление оставить после себя добрые дела и сформированную систему сельского здравоохранения. Для этого периода также характерно широкое развитие сети медицинских пунктов и в селах района. Эти медицинские учреждения объединяли медицинское обслуживание несколько сел, их материальная база была скудной, размещались они в частных домах.

За прошедшие годы районное здравоохранение претерпело заметные качественные изменения как в кадровом потенциале, расширении и укреплении материально-технической базы, так и в организации лечебнопрофилактической, санитарногигиенической, противоэпидемической помощи населению района, и достигло своего расцвета. Ныне в районе трудятся 102 врача и 390 средних медицинских работников.

Изменился качественный состав врачебных кадров. Среди врачей 8 отличников здравоохранения, 1 заслуженный врач РФ, 7 заслуженных врачей РД, 2 награжденных медалью «За доблестный труд», 4 заслуженных работника здравоохранения.

Перед здравоохранением района сегодня стоят следующие задачи – обеспечение доступности медицинской помощи, санитарно-эпидемическое благополучие людей, создание социально-экономических условий, снижающих распространение негативных факторов риска и уменьшающих их влияние на человека.

Надо добиваться того, чтобы в районном центре была современная медицина с врачами, имеющими богатую и постоянную практику, новейшим оборудованием, в населенные пункты нужно посылать на помощь участковым больницам и фельдшерскоакушерским пунктам (ФАП) хорошую бригаду врачей для проведения обследования населения, назначения лечения. Медицинский персонал должен быть материально обеспеченным, а значит, добрым, а больные не должны идти на лечение со своими лекарствами, бинтами, рублями для дачи врачу за лечение.

За здоровье людей полную ответственность обязаны нести государство, работодатель, врач. Здравоохранение обеспечивает конституционные гарантии граждан по охране здоровья.

Нужно совершенствовать способы оказания медицинской помощи населению и делать все для того, чтобы люди получали высококвалифицированную медицинскую помощь.

Продолжение в следующем номере