Окончание. Начало в предыдущем номере.
Село Татиль (Даттил, ТIаттил). Относительно происхождения названия существуют разные мнения. Некоторые считают, что название села Татиль связано с петухами (даттар). По моему мнению, оно произошло от слова Дагътиль – данный топоним образован при помощи сериального форманта VII – тил, обозначающего место расположения – на горе. В действительности, село первоначально располагалось намного выше, на склоне горы. Я помню, что в 1947-48 годы все дома села были расположены выше родника, что стоит у дороги, на макушке горы, а под дорогой были полусухие большие деревья пирар, которые в народе считают священными.
Село Ханак. Образовано от слова «ханакI» – северная (теневая) сторона местности + формант III – к. Село действительно расположено на теневой стороне.
Село Хюртиль (Хъюр-тIил). Название также указывает на место расположения и форму села. Село похоже на седло, или «хъюр» и расположено на бугорке. Образовано с помощью форманта VII-тил – ХъюртIиль (хъюр+тIил).
Село Караг (Хьарагъ). Свое название получило от близости к скалам с большими гротами (хьарар). Образовано с помощью форманта VI – гъ: хьар +а – гъ, по месту расположения.
Село Цалак. Возникло в 1970-е годы на базе совхоза «Хучнинский». Когда на реке Рубас не было моста, люди из верхних сел шли в Хучни по тропинке, проложенной по скату горы левого берега реки Рубас. Скат очень крутой, как стена (цал), отсюда и название расположенного напротив этого ската села – «Цалак». Образовано посредством форманта III – к, по месту расположения.
Село Хучни (Хючна, Хючнаъ). О происхождении этого одного из древнейших сел Табасарана существуют разные версии. Одни говорят, что оно произошло от тюркского слова «хош», другие – от слова «хюч». А село существовало до нашествий турок и было, наверное, табасаранским, т.е. жили там табасараны, как в Арките, Цанаке, Араке, Хуряке, где сегодня говорят в основном на азербайджанском.
Р.М. Магомедов в книге «Поездка по аулам Табаса-ранского района» пишет: «На вопрос о причине смешения языков определенного ответа не получил. Было высказано мнение, что это произошло со времен Бейбала-бека в Арките, который пренебрегал табасаранским языком и принуждал местное население говорить по-азербайджански».
Отсюда можно сделать вывод, что село существовало до иноземных нашествий. Поэтому первая версия о происхождении названии Хучни отпадает. Остается вторая версия – о происхождении названия села от слова «хюч» (охота) при помощи форманта I – ъ.
Cело Вечрик (Вечрикк). Названо по расположению на местности – под яблоней или садом при помощи форманта V – кк.
Село Хили-Пенджик. Образовано из двух еврейских слов: «хили» обозначает село, и «пянжук» – пять + формант III – к. На территории современного села Хили-Пенджик ранее располагались пять населенных пунктов под разными названиями.
Село Гарик (Гьарихъ). Название произошло по расположению на местности – за деревом, лесом. «Гьар» по-табасарански означает и дерево, и лес.
Село Сикук (СикIухъ). Название образовано по месту фактического расположения села – у самой горы. Образовано посредством форманта IV – хъ.
Село Уртиль (УртIил). Названо по расположению на местности и на основе сходства с «ур», или кишкой прибавлением форманта VII-тIил. Село расположено на отходящей от горы Каркул длинной полоске, которая напоминает этот орган пищеварения.
Село Рубас. Расположено на берегу одноименной реки, от чего и получило свое название.
Село Гюхряг (Гали-Гюгьрягъ). На месте расположения села были зимние пастбища, которые в народе называют галар. Отсюда и название Гали-Гюхрягъ. Образовано из двух основ посредством форманта VI – гъ.
Что касается села Гухраг (Гюгьрягъ), расположенного в Верхнем Табасаране, его этимология неизвестна.
Село Дарваг (Ваакк) имеет большую историю. Оно существовало до строительства крепостной стены Даг-Бары. На табасаранском языке его называют «Ваакк». Это табасаранское село существовало до нашествий хазар, сасанидов. В эпоху раннего средневековья, в период их нашествий, в Дарваг переселяются различные этносы, и в селе табасаранский язык сменился на азербайджанский. По происхождению названия села имеется несколько версий: Баб-Вак, Ваакк, Дурбах. Из всех названий первым названием является Ваакк, потому что оно образовано до переселения народов ближневосточных стран. Полагают, что оно образовано от слов «Бар-Вакъан» – дом переговоров, на что указывает профессор Магомед Раджабович Гасанов.
Село Вертиль (ВертIиль). Точное значение слова мне не удалось найти. Но в табасаранском языке есть слово «веркIил». До появления дверных петель, двери изготавливали с ушками по обеим сторонам, а в нижней и верхней части дверных коробок делали ямки для этих ушек. Двери держались и двигались, упираясь на эти ушки, которые назывались «веркIил». Слово имеет и значение «труднодоступное место». Возможно, это слово и является основой слова «ВертIил», которое образовалось при помощи сериального показателя VII – «тIил».
Село Кулик (Кьуликк). Согласно преданиям, недалеко от селения Вертиль располагалось село Чиллар (ЧIиллар). В древние времена оползень разделил село на две части. Одну часть этого села оползнем унесло в южную, а другую часть в теневую северную сторону, где течет река Рубас. Отсюда и название Кьуликк – от слова «кьал», которое означает обрыв, пропасть, то есть под обрывом (кьаликк). Образовано формантом V – кк.
Село Гурик (Гурихъ). Название образовано от слова «гур», что означает переход, перевал с помощью форманта IV – къ.
Селение Дуртиль (Дур-тIил). Название образовано от названия местности, на котором собирались люди. Образовано формантом VII – тIил.
Село Кандик (Гъвандикк). Село расположено на горной местности. Недалеко, можно сказать рядом, находится валун, небольшая скала, или «гъван». Село, расположенное ниже этой скалы, названо «Кандик» по месту расположения. Образовано формантом V – кк.
Село Куштиль (ГъуштIил). Существуют две версии образования названия села. Первая связана со словом веревка, так как в нитрикской группе диалекта слова «тIил» означает «веревку». Но в названии села КуштIил (Гъуштиль) ничего общего со словом «веревка» нет. Вторая версия связана с перелетными птицами «гъушар», которые, возвращаясь с Арана (низменностей), садились там на отдых. Таким образом, название села образовано от места, на котором собирались птицы, с добавлением к основе слова «гъушар» форманта VII – тIил.
Село Сертиль (СертIил). Расположено на бугорке – открытом всем ветрам месте. На табасаранском языке существует слово «сирин йишв» – прохладное место. Название села образовано формантом VII – тIил.
Село Пилиг (Пилигъ). Название, по моей рабочей версии, образовано от слова «пилар» – дикий лук. Село расположено на ровном месте, там где, когда-то рос дикий лук. К основе слова прибавляется формант VI – гъ.
Село Ерси. Жители села говорят на азербайджанском языке. Но среди названий местностей села много топонимов на табасаранском языке. Название села имеет несколько версий. Согласно первой версии вместе с дождем на село выпало большое количество змей и жители, спасаясь от змей, вынуждены были покинуть родное село. Но новое место им не понравилось и они вернулись на старое место и получило название Ярсар (Ерси) – Старый.
Село Арак. На табасаранском языке есть слово «ар» – болотистое место, жижа, осадочная земля. От слова «ар» с прибавлением сериального показателя форманта III-к получило название Арак.
Село Аркит. В табасаранском языке есть выражение «ахьуйишвар», на русском «впадины». Место. На котором расположено село Аркит, впадина – «авхъуйишв», «эчI». Название села образовано по сходству с местом расположения села «АхьитI».
Село Марага. В книге «К истории и культуре табасаранского народа» М.Р.Гасанова указано, что название села имеет несколько версий. Первая версия: житель села Айдемиров полагает, что название села произошло от имени Мегерага. А по другой версии – оно связано с переселенцами из иранского города Марага. Но ни Мегерага, ни переселенцы из иранского города не подходят, потому что село существовало до иноземных нашествий, так как в указанной книге отмечается: «Не исключено, что ираноязычное население было переселено и в Марага», то есть в селение, которое уже существовало.
Существует название села на табасаранском языке – «РишитI – риштIар». Потому надо искать слово по этимологии со словом «РишитI», чего пока мне не удалось найти.
Село Куваг (Кувагъ). Есть табасаранское диалектное слово «кув» (купI) – на русском «кизяк». Расположено оно на крутизне. «Кув» лепили на стене. Село тоже небольшое, прилеплено к крутизне формант VI – гъ.
Село Шилле (Шиллаъ). Оно образовано от слова «шил» – «след», «тропинка» посредством сериального показателя формантом I – ъ.
Село Чулак (ЧIвалакк). Слово «чIвал» – «ива» – ивовое дерево. К слову ЧIвал прибавляется сериальный показатель V – кк.
Село Фуркиль (ФуркIиль). Основа слова «фур» – «арба». Многие села этегского наречия и сейчас часто употребляют слово «фур». В слове «ФуркIиль» сериальный показатель VII – ил, т.е. седьмой формант, буква «кI» постфикс, который употреблен при словоизмненительной функции.
Село Чурдаф (ЧIвурдаф). На табасаранском языке есть слово «чIвурд» – башня. Слово «ЧIвурдаф» (название села) образовано от слова «чIвурд» + сериальный показатель «ф» формант II – ф, с суффиксом а.
Этимология и образование названий аулов и топонимов табасаранского языка очень трудные темы. Потому, наверное, остались не тронутыми в изучении. Трудность заключается в том, что в послевоенные годы табасаранское население только начало тянуться к знаниям. А в последние годы народы сменились. В языковой культуре один язык оказал влияние на другой. Нет уголка в России, где не живут табасараны. Не остались старики, у которых можно спросить что-либо. Это тоже важно, так как многие слова ушли из языка.
В одной статье охватить названия всех аулов не смог и не получилось, так как возраст не тот, чтобы взяться за такую работу.
Еще по теме: