Хучни и хучнинцы: история и современность

 

 

«Хучни и хучнинцы: история и современность» – так называется книга, посвященная одному из древних сел Табасарана и Дагестана – Хучни. Авторами книги являются Э.Ш. Мусаев, Т.Р. Маграмов, М.Р. Гасанов и руководитель проекта Э.Ш. Мусаев.

 

Книга открывается очерком «Из исторического прошлого с. Хучни», автором которого является профессор М.Р. Гасанов. В нем изложен материал, связанный с сел. Хучни с древнейших времен до начала XX в. При его написании использованы разнообразные материалы: археологические, письменные, эпиграфические, архивные, а также обширная литература.

Авторами остальных очерков, содержащих сведения о географическом положении сел. Хучни, известных вариантах легенды о крепости семи братьев и сестры и т.д. являются коренные жители села Хучни — Мусаев Э.Ш. и Маграмов Т.Р. Мусаевым Э.Ш., Магарамовым Т.Р. изложением материала.

В разделе «Гражданская война» коротко сказано о победе Октябрьской революции, событиях гражданской войны, в которой приняли участие и хучнинцы: Кулиев А., Байрамов С., Сулейманов К. и др.

«Ликвидация безграмотности. Образование» – очередной очерк книги; в нем говорится о просветителе Гаджинеджефе и примечетских школах Хучни, часть учеников которых позже обучалась в Маджалисе; Дербенте, Буйнакске. В 1920 г. в сел. Хучни была создана первая светская школа. В разделе отмечается роль Хучнинской школы в обучении населения района.

Специальный очерк посвящен молодежи: в нем говорится о комсомольских активистах Хучни и создании молодежной ячейки, а также об активном участии комсомольцев села в проводимых в районе мероприятиях.

Солидное место в работе занимает раздел, посвященный религии, которая не только питала духовно-нравственные истоки, но и сформировала во многом образ жизни людей. В очерке говорится о том, что наступило время переосмыслить роль примеческих школ с. Хучни, благодаря которым представители села получили возможность приобщиться к богатой арабо-мусульманской культуре.

В очерке «Фольклорные фестивали» авторы подробно освещают мероприятия связанные с проведением в сел. Хучни, начиная с 1956 года, различных фестивалей. Наиболее значимыми из них были фольклорные фестивали, которые состоялись в 1981 и 2002 годах.

«Ковроделие» – так назван следующий очерк книги. Ковроделие было особой сферой духовной жизни, отраслью материального производства и одним из источников дохода многих хучнинцев. Об этом свидетельствуют разнообразные историко-этнографические материалы. Дальнейшее развитие оно получило в XX в. В 1928 г. в селе Хучни было создано товарищество по совместному изготовлению ковров. Ковры, сотканные хучнинскими ковровщицами, получили высокую оценку на международных выставках.

Очерк «Джамаат села» посвящен тухумам села Хучни, их происхождению. Джамаат села Хучни состоял из 11 основных тухумов. Семьи Байрамалиевых, Казиевых, Магомедовых, Пирмагомедовых, Султановых составляют тухум «Айлар». Представители этого тухума Султанов Мурад, Кахриманов Гаджинежеф и др. известны в Хучни и за пределами Табасарана.

Коренным, основополагающим и самым крупным в селе Хучни является тухум «Атабайлар». Согласно легенде предки тухума – выходцы из стран Ближнего Востока. Основными представителями тухума являются Алирзаевы, Рамазановы, Уружбековы, Шиховы, Байрамовы, Гусейновы, Ильдаровы.

Тухум «Бабатлар» (Бабаттар) составляют семьи Кахриманова Гаджитагира, Кахриманова Малакурбана, Раджабова М.Р., Шунайлар и др.

Один из известных тухумов Хучни – тухум «Дайшйигьеннер». Этот тухум известен и как «Хаджимагьрамлер». Происхождение названий тухума убедительно раскрывает Т.Р. Маграмов. Представители тухума Ханахмедов Р.Х., Маграмов Р.М., Маграмов Т.Р. и др., их дети своей активной деятельностью на различных ответственных должностях заслужили глубокое уважение жителей района.

Тухум «Касалар» состоит из семей Рагимовых, Сулеймановых, Гаджиевых, Гагаевых, Балаевых, Ибрагимовых, Ярмагомедовых, Фейзулаевых, Клинджевых. Представитель этого тухума Гаджиев Гюльмагомед – один из знатоков истории Хучни.

По одним преданиям, представители тухума «Кьянелер» переселились в Хучни из соседних сел, по другим – из Кайтага. Родоначальниками тухума были Сефер, Абдулла, Джамал и Гусейн. Этот тухум состоит из семей Алиевых, Абдуллаевых, Джамаловых и Гусейновых.
Крупным тухумом сел. Хучни является тухум «Лякьейлер», состоящий из семей Кулиевых, Алиевых, Абдуризаковых, Абдулазимовых, Герейхановых, Бабаевых, Шихлеро-вых, Гамзатовых, Неджефовых. Представитель тухума Абдуразак Кулиев был награжден орденом Ленина.

Довольно большой тухум «Маллалар», который состоял из семей Мусаевых, Азизовых, Гюль-магомедовых, Гафизовых. Полагают, что тухум отпочковался от тухума «Ургамлар». Представители этого тухума внесли значительный вклад в развитие образования экономики, культуры Дагестана. Предки тухума были просветителями, обучали детей в мектебах и медресе, работали на различных должностях Кайтаго-Табасаранского округа, Табасаранского, Дахадаевского и других районов, г. Махачкалы, служили в рядах Советской Армии. Представитель этого тухума Э.Ш. Мусаев первым в Табасаранском районе окончил среднюю школу с золотой медалью.

Тухум «Меттер» основал Ханмагомедов Ханмагомед. Этот тухум дал Хучни замечательных людей – активных участников сельского хозяйства, строителей.
Хучни и Табасаран прославили представители тухума «Пержигьаннар» (Пержигьанлар). Наиболее известными из них были Курбанов С.К. – партийно-советский работник, Байрамов С. – красный партизан-орденоносец.

Известным тухумом был «Ургамлар», представителями которого являются семьи Сулеймановных, Ильясовых, Уруджевых и др.
Специальный раздел книги посвящен хучнинцам, воевавшим на фронтах, труженикам, включившимся во всенародное движение Фонда обороны, организованном в сел. Хучни.

Достаточное место в книге отведено хучнинцам, которые посвятили свою деятельность службе в рядах. Вооруженных сил страны; десять человек из 80, избравших делом жизни военную службу, получили высокое звание «полковник». В работе также сказано о хучнинцах, которые работают в полиции, прокуратуре, таможне и других сферах.

Раздел «Русские хучнинцы и интернациональные семьи» посвящен представителям русского и других народов, которые трудились и трудятся в различных сферах деятельности: учителям, врачам, агрономам.

«Наши друзья о нас» – так назван последний очерк книги. Раздел посвящен людям, переселившимся в Хучни более 40-50 лет тому назад и считающим его своим родным домом – это черинец Алиев А.А., цухдигец Юнусов М.Т., ягдигец Магомедов М.Х., хурикец Гасанов А.Г., которые занимали ответственные должности в районе и постоянно жили в сел. Хучни.

Книга завершается обращением руководителя проекта Э.Ш. Мусаева к землякам, в котором он благодарит жителей с. Хучни за активную поддержку при написании книги.

В конце книги дан список использованной литературы.