К 74-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне
22 июня 1941 г. фашистская Германия совершила вероломное нападение на нашу Родину. На защиту Советского Союза поднялись все народы страны.
В общем в строю братских народов, поднявшихся на защиту отчизны, достойное место заняли и дагестанские народы.
Чувство подлинного патриотизма, готовность бороться, не щадя жизни, за свободу и независимость страны выразила многонациональная интеллигенция Дагестана. Среди них и известный поэт – воин, общественный и государственный деятель Дагестана Муталиб Митаров.
Муталиб Митарович прошел сложный жизненный путь. Девизом его жизнедеятельности служили слова:
Жизнь началась не с нас с тобой,
Не с нами путь земной закончит.
Покажем слабость перед судьбой,
Кто с нами говорить захочет?
М.Митаров родился в 1920 г. на древней табасаранской земле, воспетой великим Мирзой Калукским, овеянной легендами и преданиями, взрастившей немало выдающихся ученых, поэтов.
Будущий поэт вырос в семье крестьянина. Часто юноша отправлялся на заработки с отцом в табасаранские и лезгинские аулы. Наряду с табасаранским он владел и лезгинским языком. В формировании М. Митарова как личности и поэта большую роль сыграла не только устная поэзия табасаранского народа, но и поэтические творения дагестанских, закавказских, преимущественно, азербайджанских художников слова.
Уже в 1937 году у семнадцатилетнего юноши М. Митарова на страницах районной газеты «Красный Табасаран» появилось первое стихотворение «Все на выборы», посвященное выборам в Верховный Совет СССР. В молодом возрасте М.Митаров с лезгинского на родной язык перевел стихи С.Стальского, которые вошли в сборник «Избранные произведения С.Стальского», вышедший из печати в 1939 году. Затем он перевел на табасаранский язык рассказы Л.Толстого для детей, произведения А.Пушкина, Ю.Лермонтова и других классиков русской литературы, подготовил к печати сборник произведений табасаранских поэтов. Все это принесло ему заслуженную известность.
Сложным этапом в жизни М.Митарова стал период Великой Отечественной войны. Сам поэт пишет: «Я бывал у смерти на краю, / Умирал за Родину свою».
В 1940 г. он был призван на действительную армейскую службу. В 1941 году М. Митаров был курсантом военной школы и находился в Ленинграде. Уже в первые дни дороги войны привели его в Мурманск. М.Митаров, замполит стрелковой роты, действовавшей при штурме стратегической высоты у реки Западная Леща, получил второе ранение. В результате третьего тяжелого ранения он полгода лечился в госпиталях.
Летом 1942 года, будучи инвалидом войны первой группы, вернулся в родной аул Кандик.
В дни жестоких испытаний он воочию увидел и понял, как советский человек любит и предан своей Родине. Это все он отразил позже в поэме «Сказание о чунгуре».
Война закалила характер М.Митарова, прошла сквозь сердце поэта, оставив в памяти светлые образы павших товарищей по оружию и научив науке любить и ненавидеть. Поэтому тема защиты Родины, борьба за мир впоследствии стали основными мотивами его творчества.
Ранение не позволило ему снова стать солдатом, но война сделала его бойцом на трудовом фронте. В 1943 году М.Митаров был избран первым секретарем Хивского райкома комсомола, затем он занимал ответственные хозяйственные должности в районе и республике. В 1945 году, по предложению первого секретаря Дагобкома ВКП(б) А.Алиева, М.Митаров стал заместителем председателя Дагхудожпромсоюза. В последующие годы он работал редактором Дагестанского книжного издательства, референтом Дагестанского отделения общества «Знание».
В 1951г. М.Митаров окончил областную партийную школу, а в 1957 – Высшую партийную школу при ЦК КПСС, после чего работал в аппарате Дагобкома КПСС, затем первым секретарем Табасаранского райкома партии, министром бытового обслуживания республики, директором Дагучпедгиза, директором республиканского литературного музея.
И где бы и кем бы ни работал М.Митаров, не только пользовался заслуженным авторитетом, но и создавал произведения, в которых воспевал труд, любовь, героизм.
В 1949 году он издал первый сборник табасаранской поэзии «Бахтавар уьмур» (Счастливая жизнь»). В 1959 году была опубликована следующая книга «Строки из жизни», куда вошли стихотворения и поэмы «Иран-Хараб» и «Мастерица».
Значительное место в творчестве М.Митарова занимала историческая тематика. Этому способствовало длительное собирание поэтом народных эпических творений – это легенды «Крепость семи братьев и одной сестры», «Битва с персами» и другие, в которых показана борьба табасаран с многочисленными завоевателями. В сборники «Народные песни» («Халкьдин ирс»), «Жизнь в узорах» («Накьишариъ айи уьмур») М. Митарова вошли легенды и предания о борьбе табасаран с иранскими, турецкими поработителями.
Размышления об исторических судьбах народа, его патриотизме отражены в поэмах «Иран-Хараб» («Гибель Ирана»), «Ифдин гъарзар» («Кровавые скалы») и других.
Историческая поэма М.Митарова «Иран-Хараб» – заметное явление в дагестанской литературе, в которой описана борьба свободолюбивых горцев против иранских полчищ Надир-шаха. «Иран-хараб» переводится как «Разорение (или гибель) Ирана». Это – название местности, где происходили ожесточенные сражения против иранских полчищ и им был нанесен непоправимый удар.
Создавая поэму, М.Митаров использовал не только легенды, предания табасаран, но и народные песни, произведения поэта-воина Мирзы Калукского, предводителя табасаран в битве с иранцами в Андалялской долине, где он и погиб.
События, которые легли в основу этой поэмы, относятся к 1734-1743г.г., когда совместно с остальными дагестанскими народами, табасараны героически сражались с иранскими завоевателями.
В поэме, состоящей из пролога, 20 глав и эпилога, описаны жестокость грозных завоевателей, свободолюбие горцев. Вблизи табасаранского аула Кувиг свыше 1,5 км над уровнем моря расположена высокая гора «Кьаркьул дагъ», площадка на которой называется «Эреллер». По преданию, на этой площадке иранские полчища молотили жителей близлежащих аулов, и образовалось озеро из крови, известное как «Озеро крови» («Ифдин дагар»). По другим преданиям, на местностях «Сенгирик» и «Къай-къуйдиъ» шахские войска также молотили табасаранских детей и стариков.
При чтении поэмы М.Митарова «Иран-Хараб» прежде всего предстает «кровавая история», крики и слезы истерзанных, замученных детей, женщин и стариков:
… С аулов окрестных
Сгоняют в долину всех жителей местных,
Здесь женщины, древние старцы и дети.
Рубцуют их спины иранские плети…
Поэма насыщена примерами героической, мужественной борьбы дагестанских народов против иноземных завоевателей. Автор с эпической широтой, масштабно рисует исторические события. Зримо и рельефно выступают такие герои, как предводитель табасаранских отрядов Мажвад, богатырь Навруз и многие другие безымянные защитники.
Убедительно и художественно красочно раскрыты образы врагов – самого Надир-шаха, мечтавшего о мировом господстве, и его брата Ибрагима, а также предателей и изменников родного края – Джюгея, Усмана и других.
М.Митаров в поэме подчеркивает солидарность всех дагестанских народов, сражавшихся против полчищ Надир-шаха: лезгин, аварцев, кумыков, даргинцев, лакцев, табасаран, агулов и других.
В 1960-70 гг. М.Митаров на родном и русском языках издал повести «На заре», «В разведке»; поэтические сборники «Сообщите друзьям», «Поэмы», «Стихи», «Избранное», «Песня скал», «Солнце Сулака» и др.
Творчество М.Митарова 80-90-х гг. шло по пути углубленного отражения действительности, усиления связи с жизнью, развития его гражданских и общественных черт, расширения тематики, разнообразия манер и стилей на основе использования лучших национальных традиций литератур народов Дагестана, русской литературы.
Отличительная черта творчества М.Митарова – это раскрытие внутреннего мира горца, стремление мобилизовать весь арсенал темы, которой подчинены все художественные компоненты.
Характерными для этого периода были стихи «Баллада о старшем брате», «Русскому народу», «Голос Рубаса», «Брат мой» «Чиркейгэсстрой», поэмы «Кровавые скалы», «Судьба абрикосового дерева» и др.
В сборник «Симфония души» вошли стихи и поэмы «Сам себя суди», «Мое желание» и др. В 1990 году М.Митаров опубликовал сборник «Воскрешение», состоящий из стихов, воспоминаний, написанных в разные годы.В этом же году вышел сборник «Я вижу душу каждого цветка», в который включены статьи о творчестве М.Митарова. Известные литературоведы России и Дагестана высоко оценили поэтическую деятельность М.Митарова.
М.Митаров многое сделал для пропаганды табасаранской литературы. В разные годы он был составителем и редактором альманаха «Литературный Табасаран». Многие его произведения печатались в журналах не только на дагестанских и русском языках, в местной и центральной печати. Его произведения вошли в школьные учебники. Некоторые его стихи стали народными песнями. Произведения М.Митарова учат мужеству, героизму, трудолюбию, любви к Родине, женщине.
Родина высоко оценила подвиги Муталиба Митаровича в боях с немецко-фашистскими захватчиками, а также на поприще созидательного труда, творческой деятельности. Он был награжден орденом Отечественной войны и многими медалями, ему были присвоены почетные звания «Народный поэт Республики Дагестан», «Заслуженный работник культуры ДАССР», он был удостоен Государственной премии республики Дагестан в области литературы.
У Муталиба Митарова было много друзей по перу, государственных деятелей, а также среди ученых, простых тружеников. Его отличали высокий профессионализм, глубокая внутренняя культура, доброе и внимательное отношение к людям.
Имя Муталиба Митаровича Митарова вписано в историю Дагестана как славного защитника Отечества.