Керим Мамедбеков (революционер из Дербента)

 

 

 

В этом году в марте исполнилось 120 лет со дня рождения одному из прославленных представителей Табасаранского района Кериму Мамедбекову – советскому дагестанскому политическому и общественному деятелю, революционеру; активному участнику борьбы за установление советской власти в Дагестане, председателю Дагестанской областной ЧК (1921-1922), народному комиссару внутренних дел Дагестанской АССР (1921-1923), начальнику Дагестанского областного отдела ГПУ (1922-1925 и 1928-1931), народному комиссару финансов (1925-1928) и председателю СНК Дагестанской АССР (1931-1937). Предлагаем вниманию читателей выдержки из книги И. Б. Гаджиева, посвященной яркой и в то же время трагической жизни Керима Мамедбекова, мужественного и умнейшего человека своего времени.

Среди активных и отважных борцов за победу Советской власти в Дагестане видное место принадлежит Кериму Гусейновичу Мамедбекову. Всю свою жизнь, с 17-летнего возраста, он отдал делу революции. Был руководителем революционной мусульманской молодежи в небольшом южном городке – Дербенте, затем с оружием в руках защищал Советскую власть, был одним из организаторов социалистического строительства в Дагестане. В последние годы жизни он был главой правительства Дагестана – председателем Совета народных комиссаров.

В Южном Дагестане, недалеко от древнего Дербента, раскинулось большое предгорное азербайджанское село Ерси. В конце прошлого века здесь жил и работал письмоводителем ерсинского участка Кайтаго-Табасаранского округа неимущий азербайджанский бек – уроженец Кубинского уезда Бакинской губернии Мамед-Гусейн Мирза Али Абасоглы Мамедбеков. После переселения в Дагестан он женился на крестьянке Сеид-Каябике, дочери дербентского сеида Мир-Садыка. 28 марта 1899 года у них родился Керим, второй ребенок Сеид-Каябике. После Керима в семье Мамедбековых появилось еще пятеро детей: двое мальчиков и три девочки.

Когда Керим подрос, его отвезли в Дербент к дедушке Мир-Садыку и бабушке Рабия-Ханум. В 1906 году они отдали мальчика в мусульманскую школу, построенную благотворительным обществом. Дед Керима не был похож на других сеидов: не принимал пожертвований («незиров»), не ладил с богатеями и духовенством, добывал хлеб своим трудом. Честная жизнь деда оказала влияние и на внука.

В 1908 году на семью Мамедбековых обрушились один за другим два удара – умер дед, а у родителей Керима произошел раздор, и мать, забрав детей, ушла от мужа и переехала из селения Маджалис, куда был назначен отец Керима после Ерси, в город Дербент, в отцовский дом. Керим тяжело переживал смерть любимого деда, разлом семьи и трагедию матери, оставшейся с малолетними детьми без средств на существование. Мать Керима оказалась подлинной героиней. Она мужественно перенесла лишения, выпавшие на ее долю, и сумела воспитать детей честными, правдивыми, трудолюбивыми и скромными.

Любознательный и от природы одаренный, обладавший удивительной памятью мальчик учился охотно, рано стал следить за периодической печатью, у Моллы Фейзуллы стал изучать классиков восточной и азербайджанской литературы. Брат Керима – Хади, старый большевик, вспоминает: «Керим много и жадно читал и ночами просиживал у керосиновой лампы».

… В разгаре была первая мировая война, в России назревала революция. Обстановка сложилась такая, что Керим Мамедбеков к этому времени стал уже больше интересоваться не литературой, а политикой. С 16 лет он впервые знакомится с марксистской литературой, дружит с революционной молодежью – с Ароном Эрлихом и его сестрой Любой, с Г. Ильдаровым. Это были члены марксистского кружка, созданного в Дербенте профессиональным революционером Я.Л. Маркусом. Так стал революционером и Керим Мамедбеков.

Уже в 1915 году Мамедбеков стал активным участником нелегального кружка, объединившего мусульманскую молодежь. Кружок назывался «Умуд», что означало «Надежда», и в него входили рабочие железной дороги, наборщики типографии, каменщики, сапожники. Было в кружке и несколько учеников городского реального училища. Молодежь собиралась на импровизированные «вечеринки» и читала нелегальную литературу. Члены кружка вели беседы с рабочими, городскими ремесленниками, с крестьянами-мусульманами, приезжавшими в город. Кружок обзавелся и конспиративной типографией – гектографом. Ее назвали «Hyp» («Свет»). Появилась возможность печатать революционные прокламации и воззвания. Листовки распространялись в Дербенте и Кайтаго-Табасаранском округе и подбрасывались в проходящие через станцию Дербент на турецкий фронт воинские эшелоны.

В феврале 1917 года, когда в России совершилась буржуазно-демократическая революция, Кериму Мамедбекову было восемнадцать лет. С первых дней революции он включается в активную организаторскую работу, вместе со своими боевыми друзьями создает профессиональный союз рабочих мусульман города Дербента, избирается членом правления союза. По его инициативе открывается первая в Дербенте читальня-библиотека «Ишиг» (Свет), создается группа, члены которой читают лекции, доклады, распространяют газеты и журнал «Молла Насреддин», организуют любительский самодеятельный театральный кружок…

Весна 1917 года ознаменовалась бурными событиями и в Дербенте. В марте учащиеся учебных заведений города объявили всеобщую забастовку. «Задача стачки, – писал позже К. Г. Мамедбеков, – заключалась в том, чтобы снять, начальницу и ряд учителей, составлявших руководящее ядро кадетской партии в городе и активно обрабатывавших учащуюся молодежь». Для руководства забастовкой был создан общегородской стачечный комитет. В него вошли Мусаиб Шахбазов, Любовь Эрлих, Вера Саксой, Маня Длугий и другие. Председателем стачечного комитета был избран Керим Мамедбеков. К этому времени он, учившийся в последнем классе реального училища, был уже признанным руководителем дербентской революционной молодежи… Успех стачки дербентских учащихся во многом зависел от поддержки ее молодыми борцами других городов Дагестанской области. Дербентский стачечный комитет принял решение добиться расширения забастовки и распространить ее среди учащихся всех учебных заведений Дагестана. Для этого во все города области решено было послать специальную делегацию. В ее состав вошли Керим Мамедбеков, Люба Эрлих, Маня Длугий, Вера Саксой и другие. «По инициативе Керима – пишет Л. Эрлих, – делегация стачечного комитета под его председательством выехала в Порт-Петровск и Темир-Хан-Шуру, и там была организована забастовка всех учащихся. Это первое после февральской революции революционное выступление учащейся молодежи Дагестана имело большое значение в революционизировании молодежи».

Одним из результатов стачки было создание «ЦК союза учащихся Дербента». Керим Мамедбеков был избран председателем этой организации. Тогда же его послали в Баку делегатом на съезд мусульманской прогрессивной молодежи Кавказа. Съезд состоялся в апреле 1917 года и этим всекавказским съездом молодежи руководили выдающиеся деятели большевистской партии Нариман Нариманов и Мешади Азизбеков.

В Баку Керим Мамедбеков познакомился с деятельностью большевистской организации «Гуммет» при Бакинском комитете партии. Вернувшись домой, Мамедбеков поднял вопрос о создании Дербентского филиала этой большевистской организации, работавшей в мусульманской среде. В конце апреля было созвано организационное собрание дербентских гумметистов. Позже в своей автобиографии Керим Мамедбеков писал: «В апреле 1917 года мы оформляемся как организация гуммет-большевиков». Так, будучи еще учеником реального училища, Керим Мамедбеков стал руководителем революционной борьбы молодежи и примкнул к большевистской партии.

В октябре 1917 года пролетариат России в союзе с беднейшим крестьянством совершил первую в истории победоносную социалистическую революцию. Ее победа застала Керима Мамедбекова в Казани на медицинском факультете университета. И здесь он – активный участник революционных студенческих организаций. Но в обстановке триумфального шествия Советской власти по всей стране Керима Мамедбекова уже не манили университетские аудитории. В начале 1918 года он вернулся в родной Дербент, где с помощью бакинского пролетариата была установлена Советская власть. Посланцами бакинских рабочих были профессиональные революционеры-ленинцы Кази-Магомед Агасиев, Мухтадир Айдинбеков, Буниат Сардаров и Гайдар-Али Таги-заде. Керим Мамедбеков вспоминает: «Кази-Магомед, Гасанов, Расул-заде ставят перед нами – большевиками основную задачу – добиться большинства в Дербентском Совете. Они разработали с нами вместе ряд мероприятий на специальном закрытом совещании, где я принял участие». Дербентские большевики создали Исполком дербентского Совета; в него был избран и Керим Мамедбеков. Он был включен и в военную тройку. Ее задачей была организация вооруженных сил для борьбы против контрреволюции – местных национальных комитетов и городской управы.

Из книги И.Б. Гаджиева

Продолжение следует