На каждом лице отпечаток вины…

Серена Ризванова


Чей-то дом опустел наполовину, и теперь его маленькому жителю полжизни придется потратить на то, чтобы отгоревать свое: почему именно со мной?


Чей-то дом опустел полностью. Дом, в котором любили и мечтали, строили планы, готовили завтраки, мыли окна, встречали гостей, пели детям колыбельные – теперь навек закрыт ключом горя.


Чьи-то туфельки, бережно купленные к первому сентября, так и останутся заводским изделием, в которые не вдохнули жизнь ловкие ножки.


Чьи-то мягкие игрушки, теперь сложенные в ряд, так и не будут больше разбросаны по квартире. Не зазвучит заливистое ура-а-а или капризное не хочу, не съем, не лягу спать – наступит та самая тишина, от которой болят перепонки.


Чья-то слипшаяся комом в духоте больниц молитва не будет услышана, и сердце расколется, и голос иссякнет и грудь разверзнет ужас.


И кто-то скажет в своем доме: спасибо, Господи, что не со мной и не с моими близкими.


А кого-то прибьет к земле от зыбкости человеческой жизни, от беспомощности перед лицом трагедии, от безадресной вселенской боли.


Кто-то спешит помогать, обивает пороги центров крови, волонтерствует, устраивает сборы (что бы мы делали без таких людей!), а кто-то так обессмыслен и обессилен, что только льёт беззвучные слезы и не может встать с кровати.


И каждый пребывает в этом горе по мере его душевных сил.
И на каждом лице отпечаток вины.


Жаль только, что некоторые из нас превращают беду в зрелище. Я искренне не понимаю, откуда у людей столько душевных сил, чтоб с таким остервенением мусолить произошедшее, выкладывать и пересылать подробные видео.


Можно ли быть настолько «сильными»?


Зачем набивать соцсети, как утробу чревоугодника, неперевариваемыми, отравляющими кадрами? Как поможет это пережить горе?


Жаль также, что только трагедия заставляет нас вспомнить друг о друге. Мы сегодня поем оды сплоченности дагестанцев, но сплоченность и любовь к своему народу – это когда не строят бизнес с нарушением всевозможных норм безопасности, это когда не подписывают разрешение на открытие такого бизнеса, когда не покупают у такого бизнеса, когда пишут жалобы, требуют справедливого решения, знают свои обязанности и права и отстаивают их и т.д.


А то, что сейчас все называют сплоченностью, выглядит как смывание грехов за всё вышесказанное, как попытка выслужиться перед своим Господом.


Выслужиться и пойти дальше нарушать законы, не уважать друг друга, топтать посевы, сжигать алтари.


Есть такое выражение: когда защищаешь ребёнка на суде – битва уже проиграна.


Вот я и говорю: когда объявляют сборы для жертв рукотворных трагедий – нация уже разложена.