Магомед Гасанов,
профессор, доктор исторических наук
На севере Табасарана, на границе с Кайтагом расположено сел. Хурик (Хюрикк). Недалеко находятся села Ханаг, Ругуж, Пилиг, Цантил, Дживживарик (этого селения теперь уже нет), Гурхун, Хустиль Табасаранского района, а также Пиляки, Кирцик, Элтин, Джавгат и др. Кайтагского района.
Как рассказывают старожилы, свое название селение Хурик получило от основателя Кухрука или Хюрюха. Хурик расположен у подножия скалы, которая по форме напоминает большую скирду «хюр», отсюда и название села Хюрикк. Согласно одному из преданий, основателем села был беглец Базузай хана.
С левой и правой сторон села текут речушки «Къярихъ нир» и «Ширихъ нир», которые сливаются в одну у дороги, ведущей из с. Хурик в с. Xaнаг.
Группу селений северного (горного) Табасарана, в том числе и Хурик, называют «Гъунна» (Гунна), а жителей – «гьуннуар» (гунны). Вблизи аула Хурик располагались разрушенные сёла КютI, Тураг. По преданиям, села находились также в местности Хина и в ущелье Учни. Эти сёла, как и многие другие, были разрушены во время стихийных бедствий или иноземными завоевателями. Часть населения разрушенных сел переселилась в с. Хурик. На месте разрушенных аулов КютI, Тураг и др. во время хозяйственных построек обнаружены фундаменты стен, были найдены кувшины, украшения. На территории разрушенного аула Тураг сохранились источник, различные подземные постройки, а также фундаменты сооружений. Согласно преданию, жители современного аула Тураг Кайтагского района, расположенного теперь недалеко от табасаранских аулов, также являются выходцами из разрушенного с. Тураг. Предание гласит, что селение Тураг было разрушено змеями или заразными болезнями, как в некоторых селениях Табасарана. Эти болезни на табасаранском языке называются «битIарин уьзур» (болезнь змей).
Письменные исторические сведения о селе Хурик отсутствуют.
Основным занятием жителей сел. Хурик были земледелие и скотоводство. Население занималось выращиванием зерновых культур – пшеницы, ячменя конопли и др. Жителям села Хурик были известны двухпольная и трёхпольная система севооборота. С целью увеличения площади пахотных угодий путем натаскивания плодородной земли сельчане создавали искусственные клочки пашни, огораживая их каменными степами. Земля ценилась высоко и ею дорожили. В полеводстве применяли удобрения, на пахотные участки вывозили навоз, золу. Для обработки полей употребляли примитивное сельскохозяйственное орудие – деревянную соху с железным лемехом. Хлеб с полей снимали серпами, молотили специальными досками, которые по-табасарански назывались «гарар». Решающим условием успешного возделывания хлебов было применение искусственного орошения.
Несмотря на чрезвычайно упорный труд жителей аула урожаи были низкие. Местное земледелие не обеспечивало их хлебом на весь год. Недостающее количество хлеба завозили из соседних аулов плоскостного Табасарана или из близлежащих к Дербенту, Кайтагу. Земледелие населения Хурик сочетаюсь с скотоводством.
Территория, принадлежащая хурикскому джамаату, особенно богата ореховыми рощами В хурикских садах произрастали яблоня, груша, слива, тутовник, грецкий орех. Фрукты служили продуктами не только личного потребления, но и для продажи. Хурикцы продавали в основном орехи и сушеные груши.
К числу основных занятий жителей с. Хурик относилось и скотоводство Разведением крупного и мелкого рогатого скота – быков, коров, буйволов, овец, коз занимались издавна и очень интенсивно. Развито было в Хурике и буйволоводство. Буйволы, в сравнении с быками, обладали большей продуктивностью и работоспособностью, они лучше переносили жару.
Развитие скотоводства тесным образом связано было с наличием зимних и летних пастбищ. Летние пастбища были расположены в горах. С наступлением холодов скот с высокогорных пастбищ перегонялся на плоскость или на приаульные пастбища и луга. Зимовка скота проходила успешно при благоприятных условиях погоды. Животноводческое хозяйство, как и земледельческое, было крайне отсталым и примитивным, продуктивность животноводства была невысока.
Жители аула Хурик, издавна занимавшиеся земледелием и скотоводством, на основе опыта многих поколений выработали сельскохозяйственный календарь. Весь сельскохозяйственный год делился по календарю на четыре периода: хьад (лето), хьадукар (весна), чвул (осень), кьорд (зима). В свою очередь они подвергались дальнейшей конкретизации: в рамках этих больших периодов отмечались мелкие отрезки времени, связанные с определенным циклом хозяйственной деятельности. Жители села Хурик, как и жители других селений, отмечали праздник «первого выхода плуга» – он у хурикцев назывался «Аьвялцан машквар». В местности «ХьалитIил» около села находится дерево. Когда при заходе солнце становилось в одну параллель с этим деревом, жители отмечали праздник.
Земледелие и скотоводство являлись главными, но не единственными занятиями жителей аула Хурик. Низкий уровень развития земледелия и скотоводства заставлял жителей села искать дополнительные источники доходов. Большим подспорьем в их хозяйстве были домашние промыслы, изготовление различных изделий, сельхозорудий. Жители аула обеспечивали население одеждой, обувью, предметами домашнего обихода, сельскохозяйственным инвентарем и т.д. Женщины изготовляли сукна, шали, шерстяную обувь, вески, ковры, паласы, мешки сумки. хурджины и пр.
Как и везде в Табасаране, в селе Хурик издавна было развито ковроткачество. Изготовляемые изделия отличались высокой добротностью и качеством. Ковровщицы не только ткали узорные ковры, но и сами изготовляли пряжу, растительные краски. Ковры отличались разнообразием выделки, а их рисунки, орнамент свидетельствовали о высокой местной культуре. Широко было развито изготовление различных изделий из кожи. Из овечьих шкур, после тщательной обработки, возделывались женские и мужские тулупы, папахи, сумки, ремни, обувь.
Население Хурика, как во всем Табасаране, занималось обработкой дерева и камня. Из дерева хурикцы изготовляли арбы, ручки для кос и серпов, молотильные доски, вилки, ложки, миски, тазы, кушетки, станки для ковроткачества, сукон, оконные рамы двери, балки, мерки для сыпучих тел – сеъ, швурушв, ящики для хранения зерна – танх, корыта и др.. Произведения хурикских резчиков по дереву встречались далеко за пределами Табасарана.
Наличие большого количества песчаника, легко поддающегося обработке, способствовало широкому применению камня в качестве строительного материала и развитию в Хурике камнерезного дела.
Жители села Хурик создали богатое содержанием и разнообразное искусство. Особое развитее получило прикладное искусство. Ковры, паласы, одежда, обувь, ткани, сельскохозяйственный инвентарь, предметы украшения – все изготовлялось в селении. Значительного расцвета достигли ткачество, вязание. Сравнительно рано развились художественные промыслы по обработке дерева в Табасаране, который был богат обилием местного природного материала – лесом. Об этом профессор А. Башкиров писал: «Центром памятников резьбы по дереву на юге являются табасаранские аулы и в особенности аулы Хурик, Ханаг, Ругуж… Этот район богат исполинскими орехами, и не мудрено, что здесь развился этот вид искусства. Резьба покрывает двери с косяками, наличники и ставни окон, продольные брусья («лежни») в кладке каменных стен, столбы (колонны) и анты верхних галерей (своеобразных тесных лоджий) и другие деревянные части домов».
Каменная резьба у хурикцев развивалась в жилом строительстве. В жилых домах встречаются резные каменные окна, двери и различные резные каменные вставки на фасаде. Иногда в кладке стены жилого дома делается целый пояс, состоящий из резных камней. В отличие от деревянной, каменная резьба имеет растительный орнамент в виде лилий.
Широкое распространение в Хурике получило ковроделие. Помимо ворсовых ковров, в Хурике изготовлялись очень своеобразные односторонние гладкие ковры, сумахи, двусторонние паласы и всевозможные ковровые изделия. В Хурике издавна были известны следующие типы ворсовых ковров: «Табасаран», «Турар», «Рушуль». «Шал», «ЧIере-кюкю» и другие.
В Хурике, благодаря богатому растительному покрову, развито было и пчеловодство. Богатые леса давали населению возможность заниматься охотой. В лесах и горах, принадлежащих обществу Хурика, богато были представлены лисицы, волки, кабаны, зайцы, куропатки и др.
Несмотря на интенсивное занятие земледелием, скотоводством, домашними промыслами, жители аула не могли обеспечить себя всем необходимым для хозяйства. Экономическая необеспеченность заставляла жителей с. Хурик заниматься отходничеством. В Хурике было очень много мастеров плотников, строителей. Они отправлялись на заработки до весенне-полевых работ не только в соседние табасаранские аулы, но и бывали у других народностей Дагестана. Жители Хурика находились в тесных торгово-экономических связях с остальными селами Табасарана, Кайтага, Акуши, Аварии, с Дербентом, а также с агулами, лезгинами, азербай-джанцами, лакцами, кумыками.
Внешняя торговля развивалась в рамках натурального хозяйства. Близкое соседство с Дербентом способствовало раннему вовлечению хурикцев в активную внешнюю торговлю Жители свои товары сбывали в Хучнях, Дербенте, Маджалисе и других торгово-ремесленных центрах Дагестана. Предметами вывоза служили ковры, паласы, продуты животноводства, деревянные изделия; ввозили зерно, ткани, предметы украшения, металлические изделия, огнестрельное оружие. Особенно тесной была связь жителей аула Хурик с Дербентом, кайтагскими аулами, а также с агулами. Из Хурика агулы, кайтагцы вывозили материал для изготовления паласов, фрукты, деревянные изделия, агулы привозили мясо, кайтаги – железные изделия. Предметы домашнего производства, сушеные фрукты, орехи вывозили в Дербент, Кубу и т.д.
В Хурике насчитывались следующие тухумы: «Мистхъар», «КкуккупIар», «Рямзар», «ТIур’яр», «Тасин’яр», «Мям’яр» «Гад’яр «Джамил’яр», «Бусар», «Гаршнар», «Атт’яр», «Кантрар», «Тяргь’яр», «КIелдикар» (верхние, нижние), «Гъаз’яр» (верхние, нижние). «АлитI’яр», «Базак’яр», «Сейд’яр», «Бархудрар» «Букъар», «Айднар», «Адаб’яр» «Пе лучар», «Миснар», «Мямдар», «ЦIевар», «Къарчияр» и др.
Собранный материал о тухумах в с. Хурик свидетельствует о том, что названия одних тухумов происходили от имени какого-либо известного предка, других – зависели от характера прежней деятельности, третьих – от занимаемой тухумом местности. Как полагают, тухум «Рямзар» получил название от предка этого тухума по имени Рямяз, а тухум «Мистихъар» получил название от того, что дома этого тухума располагались за мечетью («Мистахъ»). Круг родственников, входящих в тухум, ограничивался 5 или 6 коленами родства. Для обозначения более широкого круга дальних родственников применялись термины «кьам», «джинс» – корень. Эти термины применялись для обозначения двух, трех и более родственных тухумов. Например, тухумы «Тасин’яр», «КкуккупIар» и «Мямдар» села Хурик составляли один кьам, джинс. Тухумы «Мистихъар», «Бусар», «Бархудрар» также являются родственными. Во главе тухума стоял наиболее уважаемый человек.
Продолжение следует…