Гомер ХХ века и его «Поэма о Серго Орджоникидзе»

Н.И. Исмаилов,
ветеран Великой Отечественной войны, заслуженный работник Высшей школы РФ, профессор
М.Н. Агасиева,
доцент кафедры социогуманитарных дисциплин ДГПУ

Сулейман Стальский начал слагать свои песни-стихи после тридцати лет. У него было тяжелое детство. С 13 лет начинается долгая скитальческая жизнь Сулеймана в поисках куска хлеба. Он батрачил в Дербенте, работал на мареновых плантациях в Гяндже (Азербайджан). Потом судьба закинула его в Среднюю Азию, где Сулейман трудился в качестве чернорабочего в железнодорожном депо в Самарканде и на работах по сооружению моста через Сырдарью. Несколько лет трудился на Бакинских нефтяных промыслах.

Поэт в своей автобиографии (записана Эффенди Капиевым) отмечает, что в период скитаний многое видел, но главное узнал, что везде и всюду было одинаково трудно рабочему человеку, что бедные люди одинаково несчастны и в Ашага-Стале (село поэта), и в Сырдарье. Неслучайно первые стихи, которые написал Сулейман Стальский, были направлены против власть предержащих, в том числе старшин, судей и даже мулл. За такие «грязные» стихи ему угрожали тюрьмой и запрещали их слагать. Сулейман Стальский был вынужден дать обещание молчать. И он молчал до свержения царского строя в феврале 1917 года. А победу Октябрьской революции и установление Советской власти поэт встретил восторженно.
В новых исторических условиях Сулейман Стальский не только становится певцом Советской власти и деяний партии большевиков, но и трибуном трудящихся. К началу 1930-х годов прошлого столетия он – широко известный и довольно популярный поэт Советского Дагестана.
13 июня 1934 года в Махачкале открылся Первый съезд писателей Дагестана, где на второй день выступил Сулейман Стальский. 15 июня 1934 года ЦИК ДАССР присвоил Сулейману Стальскому почетное звание Народного поэта Дагестана и установил ему пожизненную персональную пенсию.
В качестве делегата от писательской организации Дагестана Сулейман Стальский принял участие в Первом съезде писателей СССР, который открылся 17 августа 1934 года в Москве в Колонном зале Дома Союзов. Во второй день работы съезда имела место встреча и долгая беседа С. Стальского с М. Горьким. После выступления поэта 22 августа 1934 года на вечернем заседании съезда, А М. Горький дал высокую оценку творчеству С. Стальского, назвав его Гомером ХХ века. Он просил беречь людей, способных создавать такие жемчужины поэзии, какие создает Сулейман Стальский.
После съезда имя и творческое величие Сулеймана Стальского становятся широко известным во всех уголках СССР. Он уже не просто труженик, колхозник, поэт, но и видный государственный и общественный деятель Страны Советов. С. Стальский избирается делегатом многих съездов, конференций на уровне республики, Российской Федерации и Союза СССР. На каждых выборах избирался членом Дагестанского ЦИКа. В 1936 году удостоился высшей награды страны – ордена Ленина.
В связи с этим к безграмотному поэту, который прежде был представлен самому себе, в последние годы жизни стали приходить партийные работники, писатели, поэты, переводчики, журналисты разных рангов и уровней. Одним из них стал Эффенди Капиев. Их знакомство переросло в большую творческую дружбу. Эффенди Капиев становится переводчиком, рецензентом, советником народного поэта Дагестана Сулеймана Стальского.
Их совместная творческая работа касалась не только стихов старого поэта, она привела к зарождению и развитию жанра поэмы в поэзии С. Стальского. Исследователь творчества С. Стальского, поэт и переводчик Арбен Кардаш пишет: «Жанр поэмы как таковой был вообще чужд творческому импульсу Сулеймана, его форме выражения, его чисто натуральной натуре».

Тем не менее из-под пера С. Стальского вышли и несколько поэм, в том числе «Поэма о Серго Орджоникидзе, любимом сподвижнике и друге великого Сталина»
Серго Орджоникидзе – известный революционер, видный деятель большевистской партии и Советского государства. Сыграл выдающуюся роль в разгроме белогвардейцев на юге России и на Северном Кавказе, а также контрреволюционных банд и в установлении Советской власти в Дагестане.

В годы революции и Гражданской войны не раз бывал в Дагестане, в том числе в Дербенте, в Петровске (Махачкала), Темир-Хан-Шуре (Буйнакск), Левашах. В 1919 году был участником Съезда горской бедноты, который проходил в Левашах, где Серго выступил с докладом. 12 ноября 1920 года Орджоникидзе со Сталиным приехали в Темир-Хан-Шуру, а 13 ноября 1920 года на Чрезвычайном съезде народов Дагестана объявили об Автономии Дагестана в составе Российской Федерации.
После окончательной победы Советской власти в Закавказье в 1922 –1926 гг. Серго работал секретарем Закавказского крайкома партии. Орджоникидзе был накоплен огромный опыт партийного, советского и хозяйственного строительства, и потому он был востребован для выполнения новых дел на уровне страны.
В ноябре 1926 года Постановлением Президиума ЦИК СССР Серго Орджоникидзе был назначен на высокую государственную должность – заместителя председателя Совета Народных Комисаров СССР и наркомом Рабочей крестьянской инспекции (РКИ). С 10 ноября 1930 года он – председатель Высшего Совета народного хозяйства, а с 5 января 1932 года – нарком тяжелой промышленности СССР.

Как нарком Тяжпрома и член Политбюро партии Серго Орджоникидзе внес неоценимый вклад в дальнейшее ускоренное развитие всей тяжелой промышленности страны и его отдельных отраслей.
Особого внимания и высокой оценки Серго Орджоникидзе заслужил со стороны дагестанского народа – за ту роль, которую он сыграл в становлении и развитии крупной промышленности Дагестана. В бытность Орджоникидзе наркомом Тяжпрома в 18 км от Махачкалы (в нынешнем Каспийске) было построено одно из крупных предприятий оборонного комплекса страны. Сюда, для ознакомления с ходом строительных работ и оказания необходимой помощи, 3 ноября 1934 года приехал сам Орджоникидзе.

После посещения Дагестанского обкома партии, в сопровождении его первого секретаря Нажмутдина Самурского Орджоникидзе направляется на место строительства, чтобы лично увидеть процесс рождения военного завода «Почтовый ящик №182».
Серго Орджоникидзе, выступая перед строителями, объясняет им важность этого объекта в повышении обороноспособности страны и индустриальном развитии Дагестана. Поэтому призывает ни в коем случае не успокаиваться на достигнутом, требует, просит коллектив строителей о продолжении работы ударными темпами. Строители в 1936 году досрочно сдали завод в строй действующих. Впоследствии завод назвали «Дагдизель» и ныне он выступает как флагман дагестанской индустрии.

Каспийский завод «Дагдизель», бесспорно, является детищем Серго Орджоникидзе. Другим, не менее важным детищем Орджоникидзе в Дагестане следует считать нефтепромысел в Избербаше. Интенсивные поисково-разведовательные работы на наличие нефти и природного газа в районе Избербаша начались с середины 1930-х гг и привлекли исключительное внимание руководства страны. Главный геолог «Дагнефти» И. Брод подчеркивал, что освоение здешних промыслов протекало под непосредственным руководством товарища Орджоникидзе. В специальном приказе им были даны указания о полном обеспечении Избербашских промыслов необходимым оборудованием и материалами.
Внимание со стороны Серго, его забота и активная поддержка развития индустриальной базы Дагестана, рождали у трудящихся масс республики искреннее уважение и любовь к нему, энтузиазм в труде. Но к сожалению, Серго не суждено было увидеть плоды многих тех радикальных перемен, которые проводились под его непосредственным руководством по стране в целом, в том числе и в Дагестане. Член Политбюро ЦК ВКП(б), нарком Тяжпрома, любимец партии и народа, Григорий Константинович Орджоникидзе, прозванный «наш Серго», на 51 году жизни скоропостижно скончался 18 февраля 1937 года.

Весть о кончине Орджоникидзе тяжелой болью отозвалась в сердцах народов Дагестана. Повсюду в республике проводились траурные митинги. На них трудящиеся заверяли, что верные памяти дорогого Серго понесут его имя и дела дальше, к новым свершениям. Олицетворением дани высокого уважения памяти дорогого Серго со стороны трудящихся Дагестана выступает названный ими в его честь Сергокалинский район с райцентром Сергокала.
Сулейман Стальский был хорошо осведомлен о жизни и деятельности Серго Орджоникидзе. Более того, он лично встречался с Оджоникидзе. В 1935 году Дагестан отмечал 15-летие своей автономии. О проделанной за полутора десятилетия республикой работе следовало отрапортовать Москве. Для этого была сформирована официальная республиканская делегация в составе Н. Самурского, Д. Коркмасова, Г. Далгата, народных поэтов Дагестана С. Стальского и Г. Цадасы. Делегация была принята в Москве на высоких партийных и государственных уровнях.

Серго Орджоникидзе принял делегацию в Кремле. Внимательно выслушав членов делегации, Серго подробно расспросил их о делах в республике, о ходе выполнения Второго пятилетнего плана, о дорожном строительстве, о том, как развиваются сельское хозяйство, образование, здравоохранение, культура и быт жителей республики.
От этой долгой и яркой встречи с дорогим Серго Сулейман Стальский уносил с собой не только яркие впечатления, но и желание, не откладывая на завтра, слагать новые стихи о Серго. На этой почве у Сулеймана Стальского появляется целый цикл стихов о Серго Орджоникидзе на лезгинском языке.

Эффенди Капиев, предварительно согласовав с поэтом, взял на себя смелость провести определенную экспериментальную работу с этими стихами. Цель эксперимента заключалась в том, чтобы в процессе перевода цикла стихов о Серго на русский язык объединить их в рамках единого художественного произведения – поэмы и при этом сохранить колорит каждого стиха.
Эксперимент Эффенди Капиева оказался удачным, и в итоге у Сулеймана Стальского появляется художественное произведение нового жанра – «Поэма о Серго Орджоникидзе, любимом сподвижнике и друге великого Сталина», которая была издана «Политиздатом» в 1936 году пятитысячным тиражом.

«Поэма о Серго Орджоникидзе» состоит из шести частей. В начале поэт говорит, что давно рвалась его рука к полным струнам саза, чтобы воспеть «большевика, рожденного в горах Кавказа, воспеть его орлиный взор и многочисленные победы на просторах от Ленинграда до Кавказа». Первую часть поэмы поэт завершает строками:
Он с ранних лет с вождем родным
Горел в боях огнем одним,
И миллионы шли за ним
Крылатых сыновей Кавказа.
Вторая часть поэмы посвящена описанию тяжелой, беспросветной жизни народа, который ради свободы готов был «на штурм, на подвиг и на гибель»; описанию «зари», то есть Октябрьской революции.
В третьей части поэмы С. Стальский говорит, что для того, чтобы «поднимающая заря» как щит, стояла твердо, нужны были организаторы, руководители масс, которые повели бы их на штурм старого строя. Одним из таковых в поэме выступает Серго Орджоникидзе:
«Он был рожден для бурь и гроз,
Как львенок, он на воле рос.
Познал он с детства горечь слез
И думы бедноты – на редкость.
… Он был рожден на радость нам.
На горе черным палачам»
Наибольшую художественную нагрузку по части характеристики неутомимого, неустрашимого и реалистичного образа Серго несёт 4-я часть поэмы.
Серго ещё в юные годы «видел правоту одних, обман и ложь других», что «полон мир невзгод, пленен трудящийся народ», и что «вот скоро – скоро вождь придёт и соберёт бойцов на редкость». Среди этих редких бойцов оказался Серго, который «вождю дал пламенный обет: «Быть первым на путях побед и беззаветным быть на редкость». И Серго «рос тех дней в огне, как гранит твёрдым, молва о нём гремит, а «врагов народа он громит, в борьбе неустрашим на редкость».
В 4-й части поэмы С. Стальский отмечает, что «Серго был всюду – и в горах, и на бакинских промыслах, внушая царской своре страх, рождая мужество в бойцах, он был неутомим на редкость». В этой же части поэмы Сулейман Стальский особый акцент делает на том, что независимо от того где бы ни побывал Серго Орджоникидзе, включая тюрьму, ссылку, он вновь и вновь появляется на Кавказе и борется, воюет во имя идеалов трудящихся масс, как «великий друг вождя, являясь примером для всех»:
Через Кавказские хребты
На помощь нам являлся ты,
Как грозный мститель бедноты,
Громя врагов, Серго любимыйю
Последние строки этой части поэмы говорят о великой любви Сулеймана к Серго; он хочет петь и петь, слагать все новые посвящения ему в стихах:
Не сходит имя с языка,
В плену струн моя рука,
И песня льется, как река,
Все о тебе, Серго любимый.
Пятую часть своей поэмы о Серго Орджоникидзе Сулейман Стальский посвящает, в основном, борьбе с контрреволюционными силами, которые во главе с Гоцинским свили свое гнездо в горах Дагестана. Особо важную роль в разгроме банд Гоцинского и в деле окончательной победы Советской власти в горах Дагестана играет Серго Орджоникидзе.
В этой победе, отмечает Сулейман Стальский, партизанам помогли красноармейские полки, мобилизованные Серго.
В шестой заключительной части поэмы автор восхищается теми качественными преобразованиями во всех областях жизни, которые достигнуты при Советской власти во главе и под непосредственным руководством таких талантливых организаторов, как С.Орджоникидзе.
Обращаясь к самому Серго, Сулейман восторженно пишет:
«Все то, за что боролся ты, великий рыцарь бедноты… Сегодня соком налиты, Плоды твоих побед, я вижу» … «Стахановцев могучий строй Развернут и взращён тобой, И с той поры побед прибой Все ширится в стране, я вижу».
На вопрос о том, почему Серго так горячо любим страной, народом, С. Стальским отвечает: «Ты с юных лет с вождем Родным горел в боях огнем одним, И потому ты так любим Народами страны, я вижу». С. Стальский, восторгаясь деяниями Серго, продолжает:
Серго, ты славен и велик,
И Родиной любим, я вижу.
В начале первой части поэмы С. Стальский пишет, что его рука рвалась к струнам саза, чтобы петь песню о большевике. А в заключительных строках поэмы он доволен тем, что песня удалась:
Эй, Сулейман, твой звонкий саз
Ведет о мужестве рассказ,
И гордый Северный Кавказ,
Серго приветствует, я вижу.

Кстати, звонкий саз Сулеймана Стальского после его кончины как бесценная реликвия находился у Эффенди Капиева. А после его смерти в 1944 году хранился у его супруги Натальи. Она со временем преподнесла саз в подарок Расулу Гамзатову. Дочь Расула Гамзатова после кончины отца передала саз Сулеймана Стальского в Музей искусств Дагестана в качестве экспоната.

17 апреля 1936 года, на заседании президиума ЦИК СССР при вручении ему Ордена Ленина Сулейман Стальский сказал: «Я обязан и даю слово, не жалея ни здоровья, ни сил, и остатка своей жизни, посвятить себя целиком служению своей великой, счастливой Родине». Он остался до конца жизни верен своим словам.Нетленными остаются в памяти народа имя и творения Сулеймана Стальского.