Дагестанская цивилизация: некоторые этапы и особенности

Магомед Гасанов,
заслуженный деятель науки РФ и РД

Развитие дагестанского общества с древнейших времен протекало в связи с цивилизациями Кавказа, Передней Азии, России, оказавшими непосредственное влияние на ход цивилизационного развития Дагестана.
Уникальность и своеобразие Дагестана в том, что этот регион несет в себе черты цивилизаций Востока и Запада. Под цивилизацией некоторые исследователи понимают устойчивый в своих основных типологических чертах и архетипах духовный, социокультурный и хозяйственный этнорелигиозный комплекс. Его системообразующие факторы: религиозно-нравственное мировоззрение, символическое пространство, природно-ландшафтные условия и способы хозяйствования, формы государственно-политической организации, самоуправления, правоотношений и способов социокультурной коммуникации.

Своеобразие дагестанской цивилизации было отмечено в литературе еще в XIX в. В своих путевых заметках, опубликованных в 1870 году, Н.И. Воронов писал: «Страна эта (Дагестан – М.Гасанов) представляет замечательный, в высшей степени своеобразный мир, и в общих чертах и в мелочах, сложившийся по одной мерке, по одному идеалу, так что не будет натяжкой приписать ему обладание своего рода цивилизацией».
Дагестанская цивилизация – это органическое стяжение традиций доисламского периода, воспринятого опыта высокоразвитого арабо-мусульманского мира и начавшейся во второй половине XIX в. ориентации дагестанской культуры на Европу.

Из историко-культурных областей непосредственный интерес при освещении темы дагестанской цивилизации представляет Закавказье, непосредственно примыкающее и порою входящее в переднеазиатский очаг человеческой цивилизации. Занимая промежуточное положение между Передней Азией и Северным Кавказом, закавказские общества играли весьма важную роль в распространении воспринятых у ближневосточных цивилизацией достижений другими, отдаленными от него регионами, в частности, с Дагестаном.
Древнейшая цивилизация, которую условно называют дагестанской по территориальному признаку местонахождения ее памятников, имеет глубокую историю. Как считают археологи, палеолит Дагестана обнаруживает значительное сходство с синхронными культурами Закавказья, Северного Кавказа и Восточного Средиземноморья.
Дагестан – древнейший очаг возникновения и развития земледелия и скотоводства, металлургии и металлообработки, один из мировых очагов развития террасного земледелия. Палеоботанические обследования дали возможность предположить, что наряду с переднеазиатским очагом земледелия к древнейшим очагам земледелия может быть отнесен и Дагестан. Когда крупнейший ученый XX в. академик Н.И. Вавилов писал о Дагестане как об одном из очагов земледельческой культуры, под этим он подразумевал и дагестанскую цивилизацию. В экономике неолитических племен Дагестана четко фиксируется возрастающее значение земледельческо-скотоводческого хозяйства. В эпоху энеолита земледельческо-скотоводческое хозяйство становится основой экономики дагестанских племен.
Наблюдения исследователей над эволюцией дагестанской материальной культуры с середины II тысячелетия до н.э. до VII в. до н.э. показывают, что в ее развитии прослеживаются закономерности, присущие культуре соответствующих хронологических этапов сопредельных областей Кавказа.
Уже в VII-IV вв. до н.э. успехи в развитии земледелия, скотоводства и различных отраслей промыслов и ремесла, особенно в освоении производства железа, привели к разложению первобытно-общинных отношений и формированию социальной организации нового облика дагестанского общества.
Если в странах Передней Азии и Ближнего Востока основой цивилизации стала бронза, то на территории Северо-Восточного Кавказа железо легло в основу прогресса культуры и экономики, которая привела к классообразованию и формированию государственности. На это время выпадает напряжение, созданное скифскими походами и столкновение местных племен с ираноязычными кочевниками и позже, как полагают, и участие предков современных дагестанских народов в походах скифов в Переднюю Азию.

В общих чертах периодизация цивилизаций Закавказья выглядит следующим образом: в первые века I тыс. до н.э. здесь существует один центр государственности и классового общества – Урарту, затем в зону становления государственности включается черноморское побережье Закавказья – древняя Колхида; в эллинистическое время – остальные районы этого региона – Иберия (современная Восточная Грузия и Кавказская Албания (области совр. Азербайджана и часть Дагестана).
Кавказская Албания – первое полиэтническое образование предков современных народов Дагестана, сыгравшее важную роль в истории народов Кавказа и Передней Азии.
Немаловажную роль в историко-культурной, хозяйственно-экономический и социальной жизни дагестанского общества сыграл ряд внутри- и внешнеполитических факторов, прежде всего нахождение Дагестана в сфере персидской цивилизации, а позже, с середины VII в. – арабской.

 

Продолжение в следующем номере.