Магомед Гасанов,
заслуженный деятель науки РФ и РД
В V-X вв. Дагестан не представлял единого, этнополитического целого. На его территории существовало несколько небольших государственных образований: Дербент, Лакз, Табасаран, Серир, Хайдак (Кайтаг), Гумик (Кумух), Филан, Джидан, Зирихгеран и др. По своему составу они были преимущественно моноэтническими единицами. В истории Дагестана особое место занимали образования другого типа, которые были известны в литературе XIX в. как «вольные общества», а с 50-х г. XX в. как союзы сельских общин. Параллельное существование государственных образований монархического типа и практически независимых от них союзов сельских общин, сформировавшихся по территориальному принципу, свидетельствует об общей синхронности исторического развития дагестанских горцев в средние века и последующие столетия. На территории Дагестана были известны десятки союзов. Это редкостный для истории феномен свободного и равноправного сосуществования государственных образований разных типов и форм многочисленных народов и этнических групп, осознание ими при имеющихся различиях своего единства, неразрывности исторических судеб – определяющая черта дагестанской самобытности, завет дагестанской цивилизации. Федерации и конфедерации сельских общин сыграли огромную роль в истории дагестанских народов, способствуя, прежде всего, раскрепощению человека.
Основой дагестанской цивилизации являлась сельская община – аульский джамаат, который воплощал в себе и низовую форму народной демократии и форму местного общественного самоуправления, и народное собрание, где реализовались свобода слова, свобода мировоззрения. Джамаат формировал гражданские отношения и правовые нормы, создаваемые самим народом.
Дагестанская сельская община брала на себя также и функции государства и тем самым приобретала и политический суверенитет. Это во многом обусловило своеобразие исторического пути Дагестана, на протяжении веков формировало своеобразие общественного поведения.
Одной из социально значимых ценностей дагестанской цивилизации является обычное право – адат. Адат – норма неписаных законов. Возникновение некоторых дагестанских адатов относится к эпохе бронзы. При сложной социальной культуре, резко возросшей производительности труда, в условиях военных столкновений общество нуждалось в определенных сводах правил общественного бытия. Раз установившись, адат переходил к десяткам последующих поколений почти без изменений.
Касаясь вопроса об искусстве горного домостроительства в Дагестане, этнограф Н.И. Воронов писал о «своего рода дагестанской цивилизации». Строительное дело и архитектура поселений горного Дагестана представляют весьма самобытное явление. Будучи на Кавказе одной из важнейших областей круглоплановой архитектурной традиции, горный Дагестан характеризует ее своеобразное локальное развитие.
В раннем средневековье влияние тюркской цивилизации в Дагестане, особенно в восточной его части, было значительным. С севера наступали кипчаки, с юга – сельджуки. Усиление тюркского влияния способствовало дальнейшему упрочению позиций ислама. Распространению тюркского влияния в Дагестане содействовали и монгольские завоевания. Влияние тюркского мира и тюркской цивилизации отразилось в письменных, устных материалах, а также топонимике.
Уже в X-XI вв. возникли первые образцы собственно дагестанской литературы. В конце XI в. житель Дербента Мухаммед, сын Муссы ад-Дербенти, создал крупный трактат-энциклопедию суфийских терминов под названием «Райхан ал-хакаик ва бустан аддакаик» («Базилик истин и сад тонкостей»). В начале XII в. житель Дербента (имя его осталось неизвестным) сочинил крупный исторический труд «История Ширвана и Дербента». В начале XIV в. создан свод различных исторических рассказов под общим названием «Тарих Дагестан». Его составитель – Мухаммед Рафи. В середине XV в. в Кумухе Ахмед, сын Ибрагима ал-Иамани, сочинил этикодогматический трактат «Вакф ал-Мурад» («Соответствие предмету желаний»). Дагестанская литература X-XV вв. на арабском языке отличалась, таким образом, своим жанровым разнообразием.
В XV в. ислам стал уже государственной религией почти во всем Дагестане. Неизбежным спутником исламизации было создание мечетей и мусульманских учебных центров (медресе, мектебы). Арабский язык и литература к концу XV в. получили широкое распространение.
Дагестанская цивилизация испытала влияние и российской, которая складывалась и развивалась в тяжелых условиях. Российское государство возникало и развивалось как многонациональное. Хотя присоединение новых земель и некоторых народов носило мирный характер, присоединение Северного Кавказа, в том числе и Дагестана к России, произошло разными путями.
Дагестанские народы в составе России сохраняли ограниченное местное самоуправление с элементами государственности, с учетом национальных и религиозных традиций.
Дагестан, как часть России, был втянут в русло модернизации, начало которому положило капиталистическое развитие. Фабрично-заводские товары российских губерний вытесняли с рынка изделия дагестанских кустарей, и горец «переряжается из своего национального костюма в костюм европейского лакея».
Во второй половине XIX – начале XX в. Российская империя оказалась местом пересечения всех общественных противоречий, которые были свойственны тогдашнему обществу.
Образование СССР создало условия для развития народов, входивших в его состав. Ускоряется процесс культурного развития. Вместе с тем разрушаются и разграбляются сотни мечетей, сжигаются арабистские библиотеки, преследуются духовные деятели.
Перекосы имели место и в государственной политике. Игнорировались потребности социально-экономического, культурного развития как некоторых народов республики, так и этнических групп.
На современном этапе борьба различных геополитических тенденций, теорий общественного развития во многом определят развитие как мировой, так и локальных цивилизаций, в том числе и дагестанской.
Перестройка, демократизация и гласность высветили ряд вопросов, на которые раньше мало обращалось внимания. Это, например, вопросы языка, развитие национальной культуры. Однако в целом состояние образования, культуры характеризуется недостаточным финансированием, ухудшением материально-технической базы образовательных и культурных учреждений. Зато основательно спонсируются и финансируются мечети.
Прав Р. Гамзатов, который с сожалением говорил, что «сегодня церкви, мечети, все религии присоединены к государству, а культура, искусство оторваны и отброшены от него».
Возрождение дагестанской цивилизации только через религию было бы слишком наивно. Мечети, церкви материально надо поддерживать, верующим людям, священнослужителям надо помогать. Но нельзя позволить переходить ту грань, которая отделяет светское общество от религиозного. Во всех цивилизованных странах религия отделена от государства, и это положение считается естественным всеми слоями общества, в том числе и религиозными деятелями.
Дагестанская цивилизация еще обладает запасом прочности. Она неоднократно впадала в кризисы, но из них выходила окрепшей. Она сохраняет и умножает свою самобытность, опираясь на общедагестанскую идею, межнациональное согласие в конфликтах, спорах.
Высоко отзывался о дагестанской цивилизации диктор популярной во Франции телевизионной программы «52 минуты» Жан Бертолино. По его словам, Дагестан «единственный многонациональный регион на Европейском континенте, где мирно сосуществуют несколько десятков национальностей. Уникальность подобного сообщества многими еще не осознана. Не побоюсь заявить о том, что это бесценное достояние мировой цивилизации…Мне кажется, что пример Дагестана мог бы послужить добрым уроком для всей Европы».
Из всего сказанного вытекает, что Дагестан внес в мировую цивилизацию свой неповторимый элемент. И выдвижение на повестку дня проблемы изучения дагестанской цивилизации является актуальной задачей не только на современном этапе развития нашего края, но и на перспективу.
В современной геополитической ситуации важно сохранить единство Дагестана, быть в составе России, и укреплять связи с народами Северного Кавказа и Закавказья. У России были, есть и останутся свои интересы на Кавказе, в частности, в Дагестане, и они совпадают с интересами каждого дагестанского жителя. Это в свою очередь и впредь будет способствовать взаимообогащению дагестанских народов, их поступательному цивилизационному развитию.