Героизм не имеет срока давности

Далекий 1941 год. Как гром среди ясного неба, началась война, которая принесла людям неисчеслимые страдания. Несчастье коснулось каждой народности Советского Союза, каждой семьи, заглянула в каждый дом нашей необъятной Родины. Эта беда не обошла стороной и родного дядю моей матери, Магомедбека Исмаиловича Мазанова.

Хронологию его жизни я восстановила на основе данных из архивных документов Центрального архива Республики Дагестан, а также воспоминаний кандидата физико-математических наук, доцента ДГУ, поэта Гамидова Шихмагомеда Гаджиевича и почетного учителя Гуминской общеобразовательной школы Табасаранского района Казиевой Ханзады Ахмедовны.

Мазанов Магомедбек родился и вырос в селении Куштиль Кюринского округа Дагестана в 1903 году. Он был вторым из трех детей в семье Мазановых. Старший сын, Гаджиага, умер в молодости от неизвестной болезни. Магомедбек ушел на войну, наследников у него нет. Младший сын, Ахмад, дожил до преклонного возраста, и его потомки пребывают в добром здравии и поныне.
О начале боевого пути Мазанова Магомедбека нам ничего неизвестно, но есть данные о последних месяцах и днях его жизни. Получив повестку из Хивского районного военного комиссариата, Магомедбек без раздумий ушел на фронт.
Он был участником боев за Северный Кавказ в 1943 году.

Раненных в тяжелых сражениях бойцов с поля боя эвакуировали в ближайшие военные госпитали – так Мазанов Магомедбек оказался в эвакогоспитале №1614 (далее ЭГ-№1614) города Махачкалы.
В военное время в Махачкале было несколько военных госпиталей. Эвакогоспиталь №1614 был переведен в Махачкалу из Таганрога и занимал здание нынешней гимназии №13. Начальниками госпиталя были Коваленко Д.Г. и Спектор А.Р., а специализировалось медучреждение на общехирургическом, инфекционном, общетерапевтическом, нервном направлениям. Госпиталь находился в Махачкале с 11 октября 1941 года по 6 мая 1944 года.
Сейчас в гимназии №13 четыре этажа и несколько корпусов, но в далекое советское время там стоял один корпус с тремя этажами. На втором этаже располагались операционные блоки, а на третьем – палаты с пациентами. К сожалению, ни оперативное вмешательство, ни медикаментозное лечение не помогли Магомедбеку Мазанову, и 18 октября 1943 года от полученных ранений он скончался в госпитале. Возникает закономерный вопрос: почему о его кончине не было сообщено родным и близким? Ни телеграммы, ни письма, ни звонка не было получено Хивским РВК или Ляхлинским сельсоветом, куда в то время относилось селение Куштиль, хотя данные (сведения) о красноармейце Мазанове М.И. у них имелись.
Похоронили Магомедбека на следующий день, 19 октября 1943 года, в воинской братской могиле на братском кладбище Махачкалы. Это одно из крупнейших кладбищ города, где похоронены бойцы Красной Армии, раненые во время Великой Отечественной войны и умершие в госпиталях Махачкалы. Общее количество захоронений более 1500.
Безусловно, Магомедбека дома ждали и верили в его возвращение до тех пор, пока в газетах Дагестанской АССР не была обнародована информация о том, что он скончался в госпитале и похоронен в Махачкале.
«Мазанов Магомедбек Исмаилович, красноармеец» на века вычеканено на черном мраморе. Светлая память нашему герою!
Вечная слава героям, павшим за Родину!

P.S. На обложке архивного дела №150, посвященного деятельности эвакогоспиталя №1614, Макаровой В.В. написано «Хранить постоянно» т.е. без срока давности, ведь это нужно не мертвым, это нужно живым.

Заира Казиева,
учитель гимназии №37
г. Махачкалы