Мухаммад-эфенди ибн Исмаил ал-Йараги ал-Курали – основатель мюридизма на Кавказе и учитель имамов Дагестана и Чечни. В роду Ярагского двое являлись хафизами, знавшими наизусть Коран, – это он сам и его сын Исмаил.
Героическая борьба горцев в 20-60-х годах – главное событие Кавказской истории в ХIХ веке. В ней выдающуюся роль сыграл Мухаммад Ярагский. В 1824 г. А.П. Ермолов впервые упомянул его имя как «кюринского шейха» и «главного виновника» волнений в Южном Дагестане и Кубинском вилаяте.
Ермолов решил уничтожить «самый источник учения и его главу». Однако ни Ермолову, ни его преемникам – фельдмаршалу Паскевичу, генерал-адьютантам Розену и Головину – не удалось расправиться с Ярагским, горы и горцы не выдали своего сына, отчаянные усилия подавить движение горцев в зародыше не увенчались успехом. Борьба горцев развивалась с нарастающим размахом, охватывая все новые и новые районы.
Мухаммад Ярагский стал главным идеологом освободительной борьбы горцев Кавказа, являясь мюршидом с 1821 по 1838 годы. Он органично сочетал в себе мыслителя, религиозного деятеля, поэта, да и просто высоконравственного и смелого человека.
Мухаммад-Эфенди родился в 1771 году в селении Вини-Яраг Кюринского округа (ныне Магарамкентский район РД) в бедной семье муллы Исмаила-Эфенди. По сообщению М-Г. М. Садыки, известно, что прадед Мухаммада Ярагского Нюзюр ал-Яраги ал-Курали, т.е. из селения Яраг Кюринского округа, со своей семьей жил в агульском селении Квардал (современный Курахский район РД). После, прадед Мухаммада Ярагского переселился в Вини-Яраг и жил там. Там же родились Исмаил-Эфенди и его сын Мухаммад.
Подробно рассказать об обстоятельствах переселения прадеда Ярагского – Нюзюра с Квардала в Вини-Яраг пока нет возможности. По одной из версий – по наставлению казикумухского Сурхай-хана [предки шейха переселились для распространения и укрепления ислама в Кюре. Нисбу [часть имени обозначающая этническую, религиозную, социальную принадлежность человека, место его рождения и т.д. – Ред.] шейха Мухаммада «Ал-Курали»? помимо исторической области Кюре, можно отнести и к селу Квардал, т.к. местное агульское население село зовет как «Курдал» а прежнее же название его – «Кура». Дом, который покинул Нюзюр, по-прежнему стоит в селе Квардал.
В 1825 году по приказу главнокомандующего Кавказской армией Ермолова Ярагский был арестован и посажен в Курахскую крепость как «главный виновник беспорядков» в Южном Дагестане. Из Кураха его хотели доставить под усиленной охраной в Тифлис для расправы. Но этот план сорвался. Как утверждает Алкадари, Ярагскому помогли бежать из Курахской крепости его сторонники. Вполне вероятно, что сторонники, которые помогли осуществить этот побег, были из Табасарана, так как после побега, по словам того Алкадари, он вместе со своими сторонниками направился в Табасаран.
По преданию, М. Ярагский поднялся на гору Каркул, с которого видны большинство сёл Верхнего и Нижнего Табасарана. Ему больше всего понравилась местность, где находится село Кюряг.
В селе Кюряг М.Ярагский жил два года. Он поселился в доме Мурадали из сихила (рода) «Палтар», а потом во дворе его дома кюрягцы построили шейху собственный дом. Рядом находилась и мечеть.
Ему приносили еду люди с разных мест табасарана.
Сохранилось название местности, где жители села вместе с М. Ярагским совершали намаз – «Салагьнин гъяр». Когда в село пришли царские войска в поисках Ярагского, кюрягцы не выдали его, за что получили наказание вплоть до разрушения села. Тогда весь Табасаран знал, что Мухаммад Ярагский к тому времени уже переселился в село Тивак (ТIивак) в сопровождении Ахмада, сын Шерифа из рода «Маллияр». Это было в 1830 году. Ахмад в последующем женился там и жил в центре села. У него в Тиваке на сегодняшний день большая родня.
В Тиваке Мухаммад Ярагский играл роль духовного наставника всех слоев населения – как для рядовых горцев, так и местных беков. Более того, он завоевал уважение и любовь с их стороны. В период его пребывания здесь у Мухаммада-Эфенди Ярагского часто собирались алимы как из табасаранских, так и агульских, даргинских, кумыкских, лакских аулов.
В 1831 г. в ауле Тивак, где со своим семейством жил Мухаммад Ярагский, состоялась их встреча с Гази-Мухаммадом из Гимры. Об этой встрече пишет и Мухаммад Тахир ал-Карахи. На их встрече присутствовали как ополченцы всего Табасарана, так и мюриды Гази-Мухаммада. Имам Гази-Мухаммад остановился в доме своего наставника и мюршида.
Семья Мухаммада Ярагского – жена, сыновья и дочь – приняли его радушно. Более того, в ауле Тивак состоялась свадьба Гази-Мухаммада и дочери Мухуммада Ярагского, Хафисат (Гьяфизат).
Удивительным является то, что шейх Мухаммад Ярагский избрал местом для своего пребывания именно Табасаран, в качестве своей опоры и защиты – народ Табасарана. И он был поддержан как узденями, так и беками. Недаром во время съезда мюридов в селении Вини-Яраг в 1825 году шейх Мухаммад Ярагский на одном из первых маджлисов зарождающегося мюридизма связывал свои надежды на освобождение Дагестана именно с людьми Табасарана и Аварии. Об этом Ф. Боденштедт в книге «Народы Кавказа и их освободительные войны против русских» (1848) писал следующее: «…Вернувшись домой, Мулла-Мухаммед выступил перед собравшимся народом с большой речью и строжайше запретил выкрикивать на улицах, бегать взад и вперёд с шашками, сказав, что вскоре настанет час и их позовут в бой, тогда все и должны быть готовы, а до того времени ради осторожности необходимо держаться тихо».
Спустя несколько дней в аул прибыли представительные гости, до этого не знакомые местным жителям: Гази-Мухаммед и Ших-Шабан (шейх Шабан) из Аварии, Мулла-ХаджиЮсуф (мулла Хаджи Юсуф) из аула Хюгдел (Аксай) на шамхальской территории, Мулла-Джелал-Эддин из страны казикумухов, находившейся под властью Арслан-Хана, и Шулли-Мулла-Хан-Мухаммед из Табасарана.
Мюршид-Мулла-Мухаммед сообщил своим гостям, что Кюринское ханство находится в руках русских, что в ауле Курах расположены русские войска, что Арслан-Хан из боязни и по своей корысти не осмеливается предпринимать ничего решительного против неверных, и что его страна вынуждена в данное время следовать примеру князя. «Но ваш визит, — продолжил он далее, — уважаемые мюриды из Аварии и Табасарана, является для меня знамением Всевышнего. Во имя пророка приказываю вам: вернитесь на свою Родину, соберите мужчин вашего племени, сообщите им моё учение и призовите их к борьбе, к священной борьбе против проклятых московитов!
Угнетённые должны освободить себя, а свободные отвести от себя рабство! Я призываю вас обратиться к народу от моего имени. Если нас объединит вера в Аллаха и в заветы его пророков, нам нечего бояться людей и их угроз. Для нас не может быть другого страха, чем рабство и другого позора, чем стать добычей неверующих… Итак, смерть или победа! Здесь нас привлекает свобода, там – рай; нужно сделать выбор; почему же мы медлим?
Боритесь, и вы будете свободны, – умрите, и вы будете счастливы! Не кажется ли вам награда сладкой? Вашим первым желанием должна быть свобода, а последним – ненависть против неверных! Ненависть и уничтожение. Пусть тела ваших убитых врагов будут ступенями, по которым вы поднимаетесь к радостям рая; ибо так говорит пророк. Кто убьёт одного неверного, имя его должно восхваляться, но кто умрёт в борьбе за мою веру, тот будет возвеличен!
Подождите ещё немного и толпы наглых врагов наводнят наши аулы, как грозовые тучи; они уведут наших детей в рабство, опозорят наших девушек и сравняют наши дома с землёй; наши священные храмы будут опустошены или переосвящены белокурыми слугами богов московитов, а Аллах будет смотреть вниз сердитым и карающим взглядом на своих детей из-за позора, который вы ему причинили, он будет проклинать вас, рабство здесь и вечное проклятие там, на небесах, станет вашей участью!
Но я несправедлив к вам, вы, храбрые мужи Дагестана, никогда не потерпите вы такого позора; я знаю, нет среди вас таких, кто бы боялся русских и их огромных ружей, таких, о ком бы когда-либо сказали, что враги видели их спину.
Меч за меч и глаз за глаз! Сколько бы ни было врагов, мы должны победить. Вы знаете наше древнее изречение: один мусульманин должен идти против десяти неверных; ибо вера делает сильным, а неверие – трусливым.
Теперь идите, вернитесь к своим племенам и передайте им то, что я вам сказал, говорите и действуйте в духе того, кто поведал нам свои девяносто девять имён».
Из книги: Ханмирзаев Х.Г., Шахбанов М.К. Табасаран в период Кавказской войны. – Махачкала: Изд-во ООО «Мавел», 2025. С.29-33
Продолжение следует