Аксакалы – соль земли табасаранской

Гюлахмед Маллалиев

В прошлые выходные я и ответственный секретарь газеты Шарафутдин Дашдемиров побывали в Табасаранском районе. Мне нужно было решить свой личный вопрос, а Шарафутдин, работающий по совместительству научным сотрудником Института языка, литературы и искуства им. Г.Цадасы ДФИЦ РАН, решил собрать в районе полевой материал по микротопонимике табасаранских сел.
Приехав в райцентр, мы созвонились с аксакалом с. Хучни Тажутдином Магарамовым, которого предварительно поставили в известность о своем приезде.

«Понял вас. Выхожу. Подходите к Дому культуры», – коротко сказал Тажутдин Рамазанович.
Перед Домом культуры наш взгляд остановился на новой достопримечательности села Хучни – бюсте народного артиста Дагестана Ахмеда Уруджева, который удачно вписался в обновленный парковый ландшафт райцентра. Кстати сказать, он появился здесь благодаря инициативе Тажутдина Маграмова, который приложил немало усилий и личного времени, чтобы в родном селе была увековечена память певца Табасаран и Хучни.

В это время, опираясь на легкую тросточку, к нам неспешно подошел и сам Тажутдин Рамазанович. Старожил крепко пожал нам обоим руки и радушно поприветствовал на хучнинской земле. Затем, не откладывая дело в долгий ящик, нашел место, где мы могли бы спокойно побеседовать на интересующую тему. По его просьбе начальник управления культуры Табасаранского района Абдулвагаб Абдулов гостеприимно предоставил нам лекционный зал Дома культуры, подготовил место, угостил крепким чаем и, дав поручение своим работникам исполнить все наши потребности, удалился.

Тажутдин Рамазанович, усевшись за стол, начал неспешную воображаемую экскурсию по территории села Хучни. Поведал разные версии толкования названия населенного пункта. Мне особо понравилась версия о том, что село получило свое наименование от тюркского слова «хош» – «приятный»: будто в давние времена, согласно преданиям, багдадский халиф Ануширван в год раз приезжал на одых на Кавказ и обязательно посещал это место – «край садов и цветников Хошни с сорокатысячным населением».

Наш собеседник не только перечислял названия угодий, пастбищ, лесов, родников родного села, но и занимательно рассказывал об этих топонимах, их происхождении, делился веселыми историями из жизни известных жителей села (особо запомнился рассказ о Байрамове Сафарали, который, будучи делегатом Первого Всесоюзного съезда учителей, танцевал лезгинку перед Надеждой Крупской, а в старости был известен сельчанам своей особой страстью к фруктам – подходил к торговцам, сладкими речами расхваливал их товары, и они давали ему пробовать самые спелые фрукты – так Сафарали-мялим обходил весь Хучнинский базар от начала до конца); взаимоотношениях хучнинцев с жителями близлежащих сел – хурикцами, ягдыгцами; о куначеских связях с жителями Кайтагского, Агульского, Дахадаевского районов; о сложной процедуре изготовления пряжи из конопли и о многих других занимательных и подзабытых сегодня вещах.

Беспокоясь о качестве предоставляемой информации, Тажутдин Рамазанович обзвонил еще нескольких аксакалов-хучнинцев из разных магалов – Курбана Курбанова, Алирзу Алирзаева и Айваза Курбанова, чтобы они могли дополнить и уточнить его слова. Вскоре я отлучился по своим делам, а Шарафутдин со своими информаторами продолжил скрупулезно составлять микротопонимическую карту райцентра Табасаранского района.

Я знаю Тажутдина Рамазановича около 8 лет, но не перестаю удивляться его информированности, начитанности, житейской мудрости, интеллигентности советского человека. При этом он – гражданин с весьма активной жизненной позицией, часто выступает с различными полезными инициативами, является членов Совета старейшин района, неизменным участником всех важных событий в муниципалитете. И самое главное – человек он неравнодушный, душой болеющий за село, район, республику. Запомнилось, как после мысленного обследования территорий с. Хучни, мы коснулись одного из остро стоящих в селе и районе вопросов, обычно спокойный и приветливый Тажутдин Маграмов нахмурился и занял весьма категоричную позицию, которую обосновал, приводя убедительные доводы, сравнения обсуждаемой ситуации в прежние времена и сегодня. Эту принципиальность в отстаивании важных общественных вопросов и собственных убеждений я замечаю у многих представителей его поколения. К сожалению, эту черту не унаследовала нынешняя молодежь, которая ради сохранения хороших отношений с влиятельными людьми, ради карьеры, сомнительной дружбы спокойно поступается своими убеждениями, взглядами и ценностями.

После беседы в Доме культуры Тажутдин Рамазанович тоном, не терпящим возражений, пригласил нас домой, показал свой сад, открывающий со двора вид на Рубас и Мечеть-меше (Мечетский лес), угостил пловом, чей вкус хорошо раскрылся за приятной беседой. Когда мы уходили, радушный хозяин настоял, чтоб мы обязательно взяли с собой по спелому персику из вазы на столе.
«Кто один раз побывал в моем доме, тот перестает быть гостем. Теперь вы знаете наш дом, поэтому, когда приедете в следующий раз, сразу заходите ко мне», – эти словами хучнинский аксакал проводил нас до ворот дома, и мы продолжили свой путь.
Продолжение следует.