Как известно, сасанидские шахи возвели не только крепость в Дербенте, но и построили горную стену «Даг-бары», которая была доведена вглубь Табасарана. В истории Дагестана и всего Кавказа это стена играла важную роль. Арабский автор Баладзори (Белазури) (IX в.) сообщает, что стена в районе Баб-ул-абваба (Дербента) укрепила границу Персии против хазар, «была проведена до вершин гор».
Другой арабский автор Ибн-Хордадбе (IX-нач. X вв.) сообщает, что Кубад Ануширван построил Дербент и «360 замков и укреплений в горных ущельях», а Ибн-ал Факих пишет: «из 360 замков 110 во владении мусульман до земель Табарсеран» (Табасаран – М.Г.) По словам Масуди (X в.), Ануширван «потянул ее (горную стену – М.Г.) до вершин гор Кабх и сделал ее спускавшеюся в ущелья гор, продолжая ее до тех пор, пока не довел до укрепления по имени Табарсеран. На каждых трех милях этой стены, а то и больше или меньше, сообразно с дорогами, соответственно которым он поставил ворота, он сделал железные ворота и поселил там с внутренней части каждых ворот народ, обязанный охранять эти ворота и соседнюю часть стены». Ал-Истахри (X в.) упоминает о четырнадцати крепостях, построенных сасанидами в горах: «В крепостях этих обитает народ, приставленный для охраны этих дорог, по которым ходят хазары в земли исламские». По сообщению Ал-Истахри, в «этих крепостях живут выходцы из мусульманских стран – Сирии, Мосула, Дияр-Габия и др., говорящие по-арабски». По словам Якуби, «арабы в VIII в., направив в Дагестан вместе с войсками строительных рабочих, построили там ряд опорных пунктов», среди которых называет и селения, расположенные вдоль – Камах, ал-Мухаммадия и Баб-Вак. Проф. А.Н. Генко убедительно доказал, что основанные в VIII веке арабами ал-Мухаммедия и Баб-Вак – это существующие сейчас селения Гимейди и Дарваг.
В хронике «Дербент-наме» говорится, что арабы, стремясь оградить себя от набегов хазар, возобновили укрепления вокруг Дербента. По приказу халифа были возобновлены старые укрепления и населены арабами. Это подтверждают А.-К. А.Бакиханов и Г.-Э. Алкадари в своих сочинениях, написанных на основе сведений арабоязычных и персоязычных авторов.
О Даг-бары, автор первой половины XVII в., Адам Олеарий пишет, что «повыше города (Дербента – М. Г.), через горы, лесистые здесь, построена была стена толщиною в три фута, которая, как говорят, тянулась на 50 миль в сторону Понта» (Черного моря – М. Г.). … Помимо стены, в верхней части города были устроены на холмах еще многие внешние оплоты и особые укрепления».
План Даг-бары был составлен в XVIII Дмитрием Кантемиром, сопровождавшим в походе Петра I. О Даг-бары И.Г. Гербер писал: «…В Табасаране также несколько башен и остатков видно».
Ф.Ф. Симонович, описывая Табасаран, сообщает об укреплениях Даг-бары: «…Сие крепкое местоположение было и вдревне причиною к построению сей крепости и к протяжению каменных укреплений по Табасаранскому хребту против Северного Дагестана, которые развалины, состоящие из круглых башен, прямых стен, занимающих тесные проходы и четвероугольные крепостцы, имеющие по углам башни, и поныне находятся, а именно повыше Дербента при деревнях Камах, Зидиан, Хамайды и Дарбах на Дарбахской и Зыльской дороге повыше деревень Зыль и Ерси и далее к снеговым горам».
Описание Даг-бары оставил и А.И. Ахвердов, побывавший в Дербенте в 1804 г. Он писал: «Проезжая оные места сам, полагаю стену сию от замка дербентского чрез все табасаранские черные горы верст на 30, но она там не кончилась».
О Даг-бары в 1842 г. И. Березин писал: «К западу развертывалась огромная долина Табасаранская … по этой долине вилась узкой лентой знаменитая Александрова стена, … эта стена тянется с некоторыми интервалами, произведенными рукою времени, по Табасаранской долине, на пространстве десяти верст, потом поднимается по холмам и исчезает в дальней синеве гор».
В 1850 г. И. Березин опубликовал план Горной стены: «полный очерк стены Александровой, на сколько она известна русским топографам, от Каспийского моря до магала Кушан-дага в Казикумыкском владении; чем дальше она идет в горы, тем лучше она сохранилась. Странные извилины стены происходят от местного направления гор; всех укреплений на этом пространстве составляющем по прямой черте около 80 верст, сохранилось 43… Иногда стена проходит через деревни; между прочим, говорят, что в деревне Лиджили, в 36 верстах от Дербента сохранились в целости одни из древних ворот».
На плане Эркерта, опубликованном в 1887 г., показаны крепости и форты, а Даг-бары заканчивается крепостью (фортом) Чухун-кала недалеко от аула Ягдык.
В 1927 г. описание Даг-бары осуществил историк П.И. Спасский. По его описанию оборонительная стена от Бильгади шла к Гимейди и Дарвагу, между которыми он обнаружил семь фортов. Стена и форты далее шли к Зилю, а от Зиля к Ерсинской горе, далее к Татилю, Хапилю, Ягдыгу и т.д. По мнению П.И. Спасского, общая протяженность Даг-бары составляла 60 км. Форты «имели цель не только преградить путь неприятелю, идущему с севера, но и предупреждать жителей посредством огня и дыма».
В 1928 г. Даг-бары обследовал Е.А. Пахомов и последнюю крепость стены он обнаружил западнее Ягдыга на гребне Кара-сырта над р. Рубасом.
О части Даг-бары Е. Пахомов писал: «За Бильгади стена идет вдоль обрыва, затем тянется «прямо на юг… и идет кривой линией через с. Гимейди до Дарвагского нагорья, где она заворачивает на юго-запад, спускаясь по склону до с. Дарваг и снова поднимаясь на хребет. В 5 км за Дарвагом стена поворачивает на запад-северо-запад к с. Зиль, от него, следуя изгибам хребта, идет на запад, проходя на расстоянии километра к северу от с. Татиль. Далее, идя точно по водоразделу между бассейном рек Дюбек-чай и Рубас-чай и пройдя на 3,5 км на запад от Татиля … стена круто поворачивает на юг, взбирается на гребень хребта Кара-сырта и заканчивается фортом на его гребне».
Оборонительную стену Даг-бары тщательно исследовал С.О. Хан-Магомедов в своей работе «Дербентская крепость и Даг-Бары».
В 1961 г. я, студент 5 курса, с целью сбора историко-этнографического материала при написании дипломной работы побывал в сел. Дарваг, Зиль и др. В сборе материала мне помогали в Дарваге Рагимов А.Т., а в Зиле – Абдуллаев Э.М. Вместе с ними я осмотрел и описал форты Даг-бары. В удовлетворительном состоянии были форты, расположенные на заросших лесом склонах гор между Дарвагом и Зилем. Некоторые из осмотренных фортов находились в полуразрушенном состоянии, другие разбирались жителями на строительный материал. Разобранными оказались и форты на участке от Зиля до Татиля. По словам старожилов (Абдулаев М.Р., Магарамов З., Насиров Д. и др.), на участке Зиль-Татиль находилось около десяти фортов, расположенных на расстоянии 150-250 м друг от друга. Линию укреплений Даг-бары продолжают форты, расположенные вблизи Татиля и Хапиля. Есть все основания полагать, что один из фортов Даг-бары находился на месте Хучнинской (Ягдыгской) крепости. В 1963 г. при проведении на территории крепости разведочных работ, в которых, будучи аспирантом, принял участие и я, археолог В.Г. Котович подтвердил, что фундамент крепости был заложен в раннем средневековье.Что касается самой крепости, она неоднократно разрушалась и восстанавливалась. Это крепость контролировала дороги, ведущие на различные владения и общества. Крепость представляет собой в плане неправильный четырехугольник, имеет два входа, перекрытых каменными балками. Толщина стен крепости более 2 метров. В стенах крепости устроены 14 бойниц, 10 из которых сосредоточены на южной стороне. Высота сохранившихся стен достигает 9 метров.
Вопросы, связанные с Даг-бары, изучались также в период историко-этнографических экспедиций, проводившихся Институтом ИЯЛ Дагфилиала АН СССР под руководством археологов А.А. Кудрявцева, М.С. Гаджиева и др. Определенную работу по изучению историко-архитектурных, эпиграфических памятников проделала экспедиция 1968-1969 гг., возглавляемая проф. А.Р. Шихсаидовым в составе сотрудников Института ИЯЛ. Особое внимание ученые придавали изучению форта близ селения Татиль. Он расположен в 2-х км к западу от селения на покрытой лесом возвышенности. Форт имеет четырехугольную форму. В него ведут два входа – с севера и с юга. По углам форта сохранились развалины четырех круглых башен. Высота наиболее сохранившейся башни – 7,5 м. К северу от форта в местности «Мизнан-пирар» сохранилось старинное кладбище, где некоторые надмогильные плиты имеют куфические надписи.Другой форт, почти разрушенный, сохранился и близ селения Хапиль. История многих табасаранских селений была тесно связана с Даг-бары. Как писал проф. А.Н. Генко, жители селений «Дюбек, Ерси, Дарваг, Зиль и др. именуются «Бендликк ккаюрар», т.е. живущие под Бендом»
С.О. Хан-Магомедов писал, что «жители всех этих аулов (как в прошлом и жители Дербента) не принадлежат ни к одному из народов лезгино – самурской группы, то есть к коренному населению Дагестана» (Дербент Горная стена. Аулы Табасарана. М. 1979. С. 226-227) Так ли это?
Известно, что в древности территория Табасарана входила в Кавказскую Албанию, которую населяли 26 различных племен. Территория расселения таваспаров (табасаран) в составе Кавказской Албании наглядно показана на карте, посвященной Закавказью и сопредельных стран в V-VII вв., приложенной к книге К.В. Тревер «Очерки по истории и культуре Кавказской Албании» (М.-Л. 1959 Таблица 42). Не только жители азербайджанских сел, входящих в Табасаранский район, но и жители многих азербайджанских сел Дербентского района были известны как таваспары, предки современных табасаран.
Древнее население вышеуказанной территории было ассимилировано выходцами из Ирана, арабских стран, тюркскими племенами, особенно сельджуками, миграционные волны которых усилились в XI-XIII вв. Смена коренного языка, в азербайджанских селах тюрским языком, началась с XI-XII вв.
Доказанным является, что общая протяженность Дербентской оборонительной системы Даг-бары равна около 40 км. Об этом писали арабские авторы, в частности, Масуди. Форты и другие памятники, связанные с Даг-бары, на территории Табасарана ждут дальнейшего всестороннего обследования. Не менее важная задача – охрана памятников Даг-бары – наиболее древнего и значительного оборонительного сооружения на территории нашей страны и в масштабах всей мировой архитектуры.
Реставрация стены и башен на территории Табасаран – это дань памяти всем народам, которые пролили здесь свою кровь.
Обращаюсь к руководству Республики Дагестан с просьбой включить этот архитектурный ансамбль мирового значения в план планируемых к реставрации памятников.