Недавно один мой знакомый, работающий над вопросами духовной культуры народов Дагестана, подарил мне вышедшую в 2007 году в Махачкале тиражом в 200 экземпляров книгу Рашида Азизова «Традиционная духовная культура Табасарана XIX-XX вв.». В ней Р.Азизов касается различных тем, вопросов и решает их по-своему.
Кто же такой Р.Азизов, каково его образование, каковы его научные интересы? Он родился, как сам пишет, в семье знатока «Священного Писания», окончил Ростовский институт народного хозяйства и Краснодарский институт библейского руководства. В своём труде Р.Азизов использовал источники, литературу; ссылается он и на мои труды, которых истолковывает по своему усмотрению.
Авторы XVIII, XIX вв. в своих трудах ссылались на разные источники, писали то, что они услышали от информаторов. Некоторые из них писали о еврейском происхождении отдельных народов Дагестана, в том числе и табасаран. Р.Азизов в своей работе использовал эти труды без какого-либо критического подхода.
В аннотации его книги написано: «Исследователь табасаранской культуры, Рашид Азизов, первый из дагестанских учёных, приоткрыл завесу правды и истины в исследовании исторической культуры народов Кавказа. Его труд имеет огромное значение для восстановления традиционной духовной культуры и поднятия на новый уровень благосостояния народа Табасарана».*
А вот что пишет Р.Азизов во введении: «До сих пор ещё ни один исследователь не исследовал духовную культуру табасаранского народа». На это его безосновательное заявление надо сказать, что культуре народов Кавказа, в том числе и Дагестана, посвящены многочисленные труды исследователей, и автору надо знать эти труды, если он пишет о духовной культуре.
Далее во введении он пишет: «Казалось бы, уже все стороны жизни табасаранского народа изучены, исследованы, всё исчерпано – нечего рассматривать, но в итоге никакого эффекта от таких исследований народ не получил. Это в том смысле, что его жизненный уровень остался таким же низким».
Интересно, как научные труды могут изменить жизнь народа? Наверное, труд Р.Азизова сильно изменит жизнь табасаранского народа.
В своём труде Р.Азизов доказывает, что табасараны – народ который произошёл от евреев. Он утвердительно пишет: «Табасаранский народ произошёл от Израильского народа. Это доказывают ученые древности. Например, Г.-Э. Алкадари пишет: «Табасаранский народ раньше был иудейским». Далее о происхождении табасаран и этимологии владения «Табасаран» Р.Азизов пишет: «И в среде этого рассеянного народа (еврейского) находился будущий табасаранский народ; они рассеившись, направились на северо-восток и остановились у моря – непреодолимого естественного препятствия и в течение веков смешались с местными аборигенами и назывались табасаранами, и это море впоследствии стало называться Табасаранским, позже переименованное Каспийское. Этимология названия «Табасаран» как раз связана с названиями местностей в Палестине того периода, в частности, с «Тевириадой» – море-озеро, «Табарийа» – «Хамам» – город колена Неффалима».
Читаем далее: «Так что этот краткий экскурс в прошлое для традиционной духовной культуры табасаран имеет неоценимое значение, без которого Табасаран является как бы деревом без корней, как уже попытались представить историки и этнографы некоторых стран, что не сходится с их корыстными целями и интересами. Вот еще, почему необходимо изучить духовную культуру табасаран».
Безосновательно и следующее утверждение Р.Азизова: «Из всего этого следует, что на сегодняшний день табасаранский народ, сохраняя в своём зародыше порядки и традиции своих предков – иудейского народа в том виде, как в них заложил Великий и Всемогущий Господь, пришедший на землю в человеческом теле и назвал Себя Иса Мессия, и то негативное, что имели окружавшие их другие народы, насильственно вводя это в среду табасаран, стал симбиотическим, внедряя понемногу из каждой эпохи».
Не основываясь на источники, Р.Азизов заключает: «Таким образом, табасаранский народ имеет прямое отношение к тем процессам, которые произошли в истории человечества: во-первых, этот народ в лице израильского народа является избранным Богом народом, во-вторых, в лице Иудейского колена через этот народ Бог обещал прийти на землю, чтобы искупить всех верующих в Него, в-третьих, посредством этого народа получил мир и спасение. Поэтому, рассматривая традиционную духовную культуру табасаран, хотим этого или нет, мы не можем избежать личности Исы Масиха (Иисуса Христа) как предка табасаран, Который в скором будущем опять придёт на землю, на этот раз, чтобы судить этот мир».
«В итоге, мы можем с большой достоверностью утверждать, – пишет Р.Азизов, – что традиционная духовная культура табасаран как потомков истинных иудеев происходит на основании Писания и охватывает период со дня сотворения мира, и простирается на территории от Эдемского сада, от Храма Господня и от Голгофы из Иерусалима до пределов Каспийского моря. Когда нам известно время формирования духовной культуры табасаран, объект, формирующий духовную культуру и пространство, где она формировалась и где до сих пор этот процесс продолжается, нам остается только изучать и передавать это по наследству».
Р. Азизов моделирует прошлое, ничуть не интересуясь полнотой исторической действительности, достижениям научной истины. Ему важно с помощью подбора строго определенных фактов доказать свою бредовую идею об иудейском происхождении табасаранского народа. Он ссылается на труды А.-К. Бакиханова, Г.-Э. Алкадари. А.-К. Бакиханов писал, что «Абумуслим «пошёл в Табасаран, населенный евреями и идолопоклонниками. Жители защищались, но когда их предводитель пал и многие были убиты или взяты в плен, то остальные приняли учение ислама» (Гюлистани Ирам, с. 56.). Г.-Э. Алкадари пишет: «Между прочим, предание гласит, что табасаранский народ раньше был иудейским. Хотя это предание нельзя отнести ко всему тому населению, но можно отнести к тем сельским обществам, которые в настоящее время говорят на еврейском языке» (Асари-Дагестан. Махачкала.1994, с. 37.)
Следует иметь ввиду, что в тот период, когда писал Г.-Э. Алкадари, в Табасаран входили многие населенные пункты нынешнего Дербентского района, жителями которых были таты, исповедовавшие иудейскую религию.
И Бакиханов А.-К. и Алкадари Г.-Э. не утверждают, что жители Табасарана были иудейского происхождения. Новоявленный «учёный» Р. Азизов их высказывания комментируют с целью обоснования и утверждения своей «новой теории» об иудейском происхождении табасаранского народа. Согласившись с антинаучным мнением некоторых дореволюционных авторов о том, будто табасараны произошли от евреев, Рашид Азизов выясняет, кто такие евреи. Он пишет: «Чтобы иметь более широкое понятие о характере табасаранского народа, посмотрим, кто такие Иудеи – предки табасаран. «Иуда» означает хвала или прославление, так звали четвертого сына Иакова (Якуба) из двенадцати».
По мнению Р. Азизова хронология иудейского народа является хронологией табасаранского народа. До сих пор, если взглянуть на топонимику табасаран, он находит очень многое из еврейского прошлого.
В книге, посвященной духовной культуре Табасарана, Р.Азизов пишет что попало. Вот его слова: «Разрушенное государство Табасаран к XX веку чуть ли не стерли с лица земли стараниями внутреннего противостояния благому, при помощи внешних религиозных врагов. Окончательно раздробили, и разгромили некогда мощное и процветающее «царство».
Р.Азизов пишет, что Табасаран развивался вне Дагестана. Он должен знать, что Дагестан – имя собирательное, объединительное, стабилизирующее, оно во многом обозначает и символизирует мирный характер сожительства, содружества, сообщества различных народов. Тысячелетиями Дагестан представлял арену интенсивного межэтнического общения, что и наложило неизгладимый отпечаток на культурно-исторический и социальный облик края, на образ жизни дагестанских народов, их быт и нравы, мышление и поведение.
Древнейшая культура, которую условно называем дагестанской по чисто территориальному признаку местонахождения её памятников, имеет глубокую историю. Известно, что с древности и раннего средневековья и позже на территории Дагестана сосуществовали различные политические образования, в том числе и Табасаран.
Надо сказать, что непреходящее значение для становления и формирования в Дагестане политической системы, для её структурной трансформации имело приобщение региона к арабо-мусульманскому миру, к идеологии ислама, что берёт начало уже в VII веке.
С исламизацией связан целый ряд положительных, позитивных начал в историческом и духовном развитии Дагестана. Анализируя пути и способы проникновения арабских влияний в Дагестан, нельзя не учитывать принудительный в целом характер насаждения идеологической системы ислама. Здесь имели место целенаправленный завоз специальной арабской литературы богословского и философского содержания, организация его распространения и освоения обширной сетью мечетей и духовных школ, активная миссионерская и проповедническая деятельность. Непонятно, чего добивается Р. Азизов, когда пишет: «Табасаран – не надо связывать с так называемым Дагестаном. В прошлой истории Дагестан вообще не существовал, а государство Табасаран всегда существовало и даже в настоящее время, но наша извращенная история этого факта признавать не хочет, и Табасаран превратили в район, входящий в состав Дагестана».
Р.Азизов часто противоречит сам себе. «Когда говорят, что Дагестан исламский регион, – пишет он, – то Табасаран в такой Дагестан не входит».
Р. Азизов убежден, что Табасаран и Дагестан – два разных региона и продолжает: «Пусть халифат оставит в покое Табасаран». Вне Дагестана Табасаран входит в состав России, считает он, потому, что Табасаранское царство существовало задолго до образования Дагестана. Даже можно констатировать, считает он, что Дагестан был искусственно создан как бы в противовес своему старому южному соседу – Табасаранскому царству. Рашид Азизов считает себя табасаранским «патриотом», который объявляет Каспийское море Табасаранским, а не Табаристанским.
Книга Р.Азизова, если можно её назвать книгой, изобилует и многими другими многочисленными не только ошибочными, но и антинаучными, нелепыми высказываниями. Автор демонстрирует абсолютное незнание истории табасаранского народа. Он игнорирует и искажает имеющиеся исследования по культуре и по-своему истолковывает их.
*Цитаты из книги Р.Азизова даются без орфографических и пунктуационных правок, как в оригинале – Ред.