Еще раз «Кто мы?»

 

 

Да, жизнь – не сказка,
Жизнь – наука…,
В которой учишься всему,
В которой радость, слёзы, мука
И сотни тысяч « почему?»
                                 (Из народной мудрости)

Читая мои статьи, многие могут задаться вопросом: «Неужели он не видит светлые моменты нашей жизни? – всё время пишет о негативных её сторонах».
– Вижу, дорогие читатели, вижу. Ликует душа, когда добро торжествует над злом, когда народу хорошо, когда вокруг счастливые лица. Но возмущается душа, когда тьма наступает на свет, когда невежество берёт верх над разумом, и в этом оно находит поддержку во властных структурах, когда лицемерие и коррупция становятся нормой жизни, когда видишь, как, «не боясь греха, кукушка хвалит петуха и петух хвалит кукушку». Не писать об этом я не могу. Ведь философы говорили и говорят, что бытие определяет сознание (хотя есть и другая версия). В своей статье я буду говорить о негативных сторонах жизни отдельными фрагментами, поскольку сама жизнь состоит из многих, многих фрагментов.

Всем ты не сможешь
делать добро,
Но ты можешь никому не
причинять зла
                                 (Из народной мудрости)

В наших газетах так много хорошего сказано о весеннем празднике нашего народа «Эбелцан» – душа радуется, что мы идём в ногу со временем, со всеми народами нашей страны. А вот нашлись люди, которые не побоялись продемонстрировать своё невежество, заявляя, что это праздник язычников и мы, мусульмане, не должны его отмечать. Всем должно быть известно, что у каждого народа есть свой национальный праздник, приуроченный к наступлению весны и к весенним работам, но название у каждого своё: «Навруз-Байрам» – у азербайджанцев, «Пасха», «Троица», «Масленица» – у русских, «Яран-сувар» – у лезгинов, «Жим – чичек» и «Сабантуй» – у татар, «Акатуй» – у чувашей, «Эбелцан» – у табасаранского народа и т. д.

Что и говорить, невежество опасно и в религии, и в светской жизни. Выдавая себя за истинного мусульманина, невежда выступает против увеселительных мероприятий, против свадьбы с музыкой, с танцами, шутками, прибаутками, против национальных праздников с их интересными обычаями. Сколько я знаю, во всех религиях разрешается вышесказанное, только нельзя переходить границы дозволенного: принимать алкоголь, буянить, скандалить, оскорблять друг друга, унижать кого-либо. Хотелось бы более конкретно поговорить на эту тему. В религиозных толкованиях, в изречениях мудрецов, в выступлениях грамотных людей из муфтията Дагестана, на страницах мусульманских газет очень часто можно услышать, увидеть, прочитать об отношении к светским праздникам людей, исповедующих «ислам», сутью которого является допустимость участия во всех увеселительных мероприятиях с соблюдением требований шариата: без употребления алкоголя, наркотиков и т. п. Но то, что я прочитал в статье Шагалай «Искусство принадлежит народу» (Пенсионер Дагестана, №6 от 2019 года) переходит все границы дозволенного и недозволенного, когда невежественные люди, не отдавая отчёта совершаемым действиям, вторгаются в учебную деятельность образовательных учреждений. Я целиком и полностью на стороне Ахмеда Амирханова, отстоявшего своё праздничное мероприятие в детском коллективе. В нашей жизни так много негатива, так много тревожных, печальных моментов, неконтролируемых болезненных ситуаций, оставляющих горький осадок на сердце, так почему нельзя веселиться, почему мы должны весь этот негатив вливать в сердца наших маленьких граждан и позволить им шагать по жизни с угрюмыми лицами, тревожными мыслями? Я думаю, что таким людям, вмешивающимся не в свои дела, можно адресовать слова И.А. Крылова:

«Как ни приманчива
свобода,
Но для народа
Не менее гибельна она,
Когда разумная ей мера
не дана.

Так что, уважаемые «новые» мусульмане, прежде чем что-либо запретить, подумайте хорошенько, имеете ли вы моральное право на установление того или иного запрета. Или вам становится плохо, когда другим хорошо? Грамотный мусульманин на такое не пойдёт. Только невежа и невежда. Хотелось бы узнать мнение представителей муфтията по этому поводу и попросить их своим авторитетным словом повлиять на людей подобного поведения.

Наблюдая окружающую жизнь, иногда задаёшься вопросом: «Откуда в людях столько чёрствости, жестокости, ехидства и почему они от этого получают душевное удовлетворение?» Где объяснение? – Может, это низкий уровень воспитанности, низменная среда, нравственное убожество, отсутствие чувства сопереживания, духовное бескультурье или ещё что-то? Если хорошенько подумать, один плохой поступок сводит на нет десять хороших.

Чем ниже человек душой,
Тем выше он задирает нос.
Он носом тянется туда,
Куда душою не дорос
                               (Омар Хайям)

Будучи в гостях, я был поражён рассказом матери ребёнка – ученика седьмого класса, не вышедшего ростом, об издевательствах над ним со стороны одноклассников, насмешек со стороны взрослых, унижений и оскорблений как в школе, так и вне её, плюс нежелание ребёнка сделать всё это достоянием гласности, боясь, как говорится, попасть «из огня да в полымя».

Почему с каждым днём, часом убываются такие нравственные ценности, как доброта, отзывчивость, любовь к ближнему, сопереживание, душевная щедрость? Если такое творится в школе, по дороге в школу и из школы, то где же то разумное, доброе, вечное, что сеет учитель? Правильно изречение умного человека: «Чтобы уничтожить народ, нет необходимости идти на него с войной – достаточно уничтожить нравственность этого народа». В качестве примера можно привести развал Советского Союза. Но для наших недругов, как видно, этого мало. Уничтожение нравственности продолжается. Несправедливость одних порождает ненависть в других, и она выплёскивается в общество в самой уродливой форме.

Почему мы, особенно молодёжь, стали жить по законам эгоизма и безразличия, взяв на вооружение принцип «ничего не знаю – моя хата с краю»? Будучи по состоянию здоровья в Махачкале, я из окна машины стал свидетелем драки двух подростков. Это был настоящий бой без правил – использовались и руки, и ноги. И всё это происходило на улице и в окружении одноклассников. Никто их не разнимал – ни прохожие, ни товарищи и друзья, если их можно так назвать.

Хочу привести более наглядный пример нашей безнравственности, где главным действующим лицом является учитель, призванный сотворить «человека в человеке». Привожу дословно рассказ знакомого учителя из другой школы: «Однажды я получил новый класс после другого учителя и стал знакомиться с учащимися. Я знал в какой-то степени возможности этого класса – кто слаб, кто силён. Когда я подошёл к одному из слабых учеников во время выполнения им письменного задания, тот как-то испуганно отстранился, отшатнулся от меня и закрыл голову руками. Мне стало больно, очень больно. На мой вопрос, почему он так повёл себя, ученики наперебой стали рассказывать, как тот учитель частенько наказывал его за малейшую провинность. Позже я выяснил, что учитель и родитель этого ученика из-за чего-то невзлюбили друг друга, повздорили и подрались» .

Мне трудно было понять, представить, как этот «учитель» мог так низко опуститься! С какой совестью он переступает порог школы! Как он избежал наказания! Жизнь этого ученика не сложилась, и в этом определённую долю вины можно усмотреть в действиях «учителя». Учитель ли он после этого?

Есть выражение «Человек нашёл себя в чём-то». С одной стороны, это хорошо! Хорошо, что человек смог выйти из состояния оцепенения, не замкнулся, не зашёл в тупик, а смог занять себя чем-либо. Но если он «находит» себя в действиях, диаметрально противоположных тому, что делал раньше, напрашивается вопрос: «А не потерял ли человек себя?» И такое случается с учителями! Примеров много, но боюсь обидеть коллег. Думаю, что учитель ранее сидел не на своём месте.

Не могу не сказать несколько слов и о молодёжи. У нас на селе молодёжь трудолюбивая, мастера на все руки, чего не скажешь о духовной стороне её жизни. Такое не только у нас. Нарисуй портрет молодого поколения одного села – это будет зеркальным отражением жизни молодёжи любого другого села района. Ранее в «Годекане» я прочитал статью Зиявутдина Магомедова «Односельчане». Статья короткая, но содержательная. С какой любовью автор говорит о старшем поколении своего села! Он гордится остряками, юмористами-балагурами, сказочниками и философами, умеющими по-своему бороться с холуями, лизоблюдами, стукачами, взяточниками, и в то же время с какой болью автор говорит о безличии молодёжи села! Ведь и те, и другие его односельчане!
Почему я запомнил эту статью?

– Да потому, что автор выхватил из моего сердца эту тему и преподнёс её читателю раньше меня. Моя статья была подготовлена под заголовком «Печально гляжу я на наше поколенье». Действительно, у нынешнего поколения нет своего лица и не предвидятся перспективы духовного обновления. И к большому сожалению, очень много становится желающих, чтобы наша молодёжь осталась такой, чтобы она серой, безликой массой прошла по жизни, чтоб в бездействии состарилась она, предрекая ей пустое, тёмное грядущее.

Как некоторые штрихи жизни очень чётко повторяются из поколенья в поколенье! Почему наша молодёжь так стремительно катится в сторону невежества? Кто виноват в этом? Не мы ли, взрослые? Может, мы стали терять свою молодёжь, когда взрослая часть населения была занята не ею, а воровством национальных богатств в годы развала Советского Союза? На словах молодёжь была будущим нашей страны, а на деле она оказалась на обочине жизни без присмотра, лишившись на долгие годы возможности доказать свою значимость в общественной жизни страны. Этим и воспользовались наши недоброжелатели.

Но так не должно продолжаться вечно! Проснись, молодёжь! Оглянись вокруг, и ты увидишь, сколько замечательного делается и у нас в районе, и во всём Дагестане, чтобы ты смогла проявить себя, доказать, что ты не только будущее, но и настоящее нашей малой и большой родины. Повышай свой образовательный и культурный уровень, который играет решающую роль в формировании человеческого капитала. А не то не заметишь, как жизнь прошла мимо. А что такое жизнь?
– «Жизнь – это дивный дар времени, великое русло мгновений, которые мы можем заполнить творческим трудом, любовью и красотой!» Может, тогда и найдём ответ на воп-рос: «Кто мы?»