Аграрные праздники табасаранцев

 

 

Обозревая праздничный календарь табасаранцев, следует отметить, что он связан с древними аграрными культами населения. Каждый сезон года, исключая зиму, имел свой особый праздник. Эти праздники отражали хозяйственную деятельность, в первую очередь земледельческую. Важено отметить их связь нс просто с сезонами, а с трудовыми сельскохозяйственными процессами, происходившими в эти сезоны. Таковы Эбелцан – праздник весны, символизирующий начало нового сельскохозяйственного года, особенно насыщенный древними обрядами и верованиями. На стыке весеннего и летнего сезонов проводились праздник, признанный вызвать обильный травостой и праздник сбора съедобных трав. К летнему празднику сбора урожая относится праздник черешни. Вероятно, в прошлом весенне-летне-осенних праздников у табасаранцев было намного больше. По крайней мере, они имелись у других кавказских народов. Зимних праздников у табасаранцев. как и у других народов Южного Дагестана, нет.

 

 

Праздник, призванный способствовать обильному травостою

 

К весенне-летним календарным обрядам можно отнести народные гуляния, проводившиеся во второй половине мая. В них вместе с табасаранцами принимали участие и другие народы Дагестана – агулы, кайтагские даргинцы.

В конце мая – начале июня в местности «Хина» на границе Табасаранского и Кайтагского районов, на лугу «Джалагьатдин майдан» проходили коллективные гуляния, в которых принимали участие табасаранцы бывшего союза сельских обществ Керагъ (сел. Хурик, Ханаг, Ругуж, Дюбек, Хустиль, Пилиг и др.) и даргинцы союза Урчамул (сел. Пиляги, Кирцик, Варсит и др.). Приходили семьями. Здесь угощались, пели песни, танцевали, устраивали скачки. У табасаранцев праздник известен под названием «Джалагъат». Возможно, что именно о гуляниях на этом лугу сообщал в своем отчете Д. Н. Анучин: «прежде, лет десять и более тому назад, сюда собирались раз год в июне или июле месяце на гулянье из всех окрестных селений Даргинского и Кайтаго-Табасаранского округов. Сходилось человек до 1000 и более и проводили целый день в еде, пляске, скачках на призы и т.д.

Впоследствии сходбище здесь было запрещено начальством в виду жалоб соседних аулов на порчу травы. Праздник этот совершался, по-видимому, в честь какого-то святого, но подробности объяснить мне провожатые не могли».

Возможно, что название праздника – «Джаллгъат» и составляло имя этого, несомненно, языческого «святого», по крайней мере, местные жители объяснить его не могут. Праздник бытовал и в советское время до 1970 г., когда во время гуляний произошел несчастный случай и погиб человек. В последние годы предпринимаются попытки возрождения этого праздника.

В мае месяце, в местности «КIерегьтин» между сел. Цанитиль Табасаранского района и Кирки Кайтагского района (территория этого района), собирались на гуляния жители табасаранских и даргинских селений. Здесь же был и базар. Гвоздем гуляний были скачки, в которых принимало участие несколько сот всадников. Особое значение имела их мотивировка информаторами – «если не провести скачки – травы на лугах не будет». Проведение скачек, по мнению А. Г. Булатовой, должно было магически способствовать быстрому росту растительности. Особых призов не было, на шею лошади повязывали кусок белой материи. Во время гуляний табасаранцы навещали своих кунаков из с. Кирки. Гуляния проводились до войны. В послевоенное время лошадей стало меньше, и скачки перестали проводить.

В мае и октябре, на северной окраине с. Асккан Ярак, на лугу «ХярачIиин» площадью окаю 2 га, проходили народные гуляния жителей бывшего союза сельских обществ НитIрихъ. Здесь также проводились конные состязания, исполнялись песни и танцы. Место это считалось «чистым» и в остальное время было табуировано.

В годы колхозного строительства луг вспахали и засеяли, но урожая не получилось. Более того, несколько лет, каждое лето шли затяжные дожди, что рассматривалось местными жителями как божья кара за святотатство. С тех пор луг заброшен: здесь не косят и не пашут. Его используют лишь в качестве выпасов для общественного скота. До недавнего времени здесь праздновали 1 мая и 7 ноября, хронологически совпадающих с прежними празднествами. Вероятно, народные гуляния происходили и в других регионах Табасарана. Как это видно, они обычно проводились в рамках прежних союзов сельских обществ. Они были своеобразным отдыхом после трудоемких весенних работ и перед не менее трудоемкими летне-осенними работами, связанными со сбором урожая. Центральное место в празднике занимали скачки, призванные магическим путем вызвать обильный травостой на лугах. Возможна связь скачек с летним солнцестоянием и культом солнца вообще, ибо лошадь с древнейших времен – символ солнца. Она также связана с мировым деревом. В приграничных районах этот праздник проходил совместно с другими народами Дагестана, что способствовало укреплению межнациональной дружбы.

 

Праздник сбора съедобных трав

 

Хронологически, типологически и организационно этот праздник совпадает с предыдущим. Поводом для праздника служил сбор съедобных трав – черемши (швирар) и щавеля (лишвар).

В первой половине июня, на горе «Сулан-сив» проходил праздник сбора съедобных трав черемши и щавеля, в котором принимали участие жители бывших союзов сельских обществ Сувак и Дирчва. Приходили семьями. Исполнялись песни и танцы, проводились спортивные состязания. Съедобные травы набирали в мешки. Из черемши изготовляли куклу – «жакул» которую дарили детям. Из черемши с простоквашей готовили пироги «мас кайи афрар», а щавель сушили и зимой добавляли в пироги «цIикав». Праздник проводился до середины 60-х гг. нашего времени. В довоенное время в нем принимали участие и агулы. По свидетельству информаторов, праздник тогда проходил более ярче и масштабнее. Заранее готовили всадников и лошадей на скачки. Власти выделяли деньги и баранов для пиршества участвующих в празднике.

В конце мая – начале нюня, на горе «ЦIимцIа-дагъ» собираются женщины, парни и девушки сел. Атрик. Хурсатиль, Ляхля, Джули, Кюряг. Гуми и др. для сбора щавеля. Здесь также происходят гуляния с исполнением песен и танцев, выставлением угощения. Праздник проводится до сих пор.

В конце мая в местности «Латаф» собирались жители союзов сельских обществ ЧIилихъ и Керагъ для сбора черемши. В празднике принимало участие до 1 тыс. человек. Звучали зурна и барабан, исполнялись песни и танцы, проводились скачки. Здесь знакомились парни и девушки. Для детей изготовлялись куклы «жакул» из черемши. Немного травы приносили и домой. Праздник проводили до войны.

Таким образом, как это видно, сбор съедобных трав был только поводом для праздника, основное его содержание и цель — народные гуляния, знакомство молодежи. укрепление дружбы между аулами. Мы считаем, что кукла «жакул» из черемши была олицетворением божества растительности, в честь которой и устраивали этот праздник. Несомненна связь скачек с летним солнцестоянием и культом солнца вообще.

 

Праздник черешни

 

К летним праздникам относится праздник черешни – «Беълийин машквар». Его отмечают во второй половине июня. У южных табасаранцев праздник отмечали в черешневом салу в долине «Расиъ», тянущейся на протяжении нескольких километров от с. Зирдаг до с. Чере. Северные табасаранцы проводили праздник в черешневых садах сел. Арак, Рушуль, Аркит. На праздник приглашали гостей из агульских, даргинских и азербайджанских сел. Табасаранцы и сами приглашались на праздник черешни в Касумкент «КIару». Вот как он проходил в начале нашего столетия: «В главном районе черешневых насаждений – это между сел. Касумкент, Аликент, Сеидкент – в июне месяце, при сборе черешни устраивается жителями праздник под названием «Черешневый». В этот район приезжает масса жителей, не имеющих фруктовых садов, со своими семействами, разодетыми в лучшие одежды, останавливаются в садах. купив предварительно у хозяина черешню с одного или нескольких деревьев по цене от 20 коп. до 1 руб. за дерево, и затем приступают к сбору плодов, живя с семьею по нескольку дней в шалашах из паласов, или прямо под открытым небом.

Тут же между садами на поляне устраиваются скачки и танцы под зурну. Собранная черешня развозится поселениям, большею частью сушится, затем из нее вместе ссушенными яблоками и грушами приготовляется «узвар».

В советское время содержание праздника принципиально не изменилось. Как только в садах поспевала черешня, из аула в аул передавалось слово «кIару». И тогда агульцы, хивцы, магарамкентцы, табасаранцы, кто на арбе, кто с мешком, кто на коне, спускались в долину, что возле селения Алкадар. Они покупали у местных жителей черешневые деревья и собирали с них плоды. Часто гости приезжали с семьями, брали с собой еду и проводили в садах по два-три дня. Пока старики и пожилые люди, сидя под деревом, мирно беседовали, юноши и девушки собирали черешню, пели песни, вступая в своеобразное состязание.

Вот что рассказывают об этом празднике информаторы из с Чувек: «За несколько дней до начала праздника мы получали приглашаение на этот праздник. Поэтому мы уже заранее готовились к нему. Прежде всего специально готовили для скачек лошадей. В день праздника мы в четырех местах устраивали скачки – в Хиве, Цините, КIару и у себя в селе по возвращении домой. В скачках принимали участие и хозяева. Для праздника мы готовили «бирган» (зажаренный целиком баран) около 20 штук, хлеб. Все это грузили на арбы и отправляли на место праздника еще с вечера, а сами на лошадях отправлялись рано утром. Хозяева, в свою очередь, тоже готовили угощение для нас. Кроме того, они оставляли для нас деревья с черешней с указанием цены. Но цены были чисто символические (1-2 копейки за дерево). Собрав черешню, повеселившись, к вечеру, мы возвращались домой».

На народное гуляние собиралось до нескольких тысяч человек. Помимо скачек, в советское время проводились соревнования по борьбе и волейболу. Музыкальная часть состояла из музыки, песен и танцев. состязаний народных певцов и выступлений коллективов художественной самодеятельности. Заканчивался праздник костром дружбы.

Собранную черешню везли хурджинах, перекинув их через седла лошадей, на арбах, поместив их в коробы из липовой коры («дегъ») и корзины из прутьев орешника («муг», «ккули»).

В наше время праздник черешни все еще отмечают по традиции, но по словам участников, в нем нет прежнего торжества и веселья, проходит он намного скромнее. К тому же, со второй половины 60-х гг. площади черешневых садов во многих селах были сокращены, якобы в связи с их нерентабельностью, а освободившиеся площади были отданы под другие культуры.

 

Из книги Сефербеков Р.И. «Аграрные культы табасаранцев», Махачкала, 1995. с.87-101.

 

 

 

https://zoritabasarana.ru/rubriki/gazeta/item/18542-agrarnye-prazdniki-tabasarantsev