Туризм за неполных два-три года стал одной из самых горячих тем в республиканских СМИ. Много уже написано про впечатления туристов от красот Дагестана, его неповторимых видов, кухни «пальчики оближешь», гостеприимности и открытости жителей края. Вместе с тем в тени остаются люди, которые помогают разрастаться дагестанскому «туристическому буму», доводят до россиян информацию про рекреационный потенциал Дагестана – работники туристических фирм и агентств. Мы решили эту лакуну закрыть и пообщались с представителем сравнительно недавно учрежденной семейной турфирмы. Ее основала молодая пара из Москвы – Андрей и Анжела Цыхман. Им по 28 и 27 лет. Анжела имеет географическое (НИУ «БелГУ», 2016) и экологическое образование (МГУ им М.В. Ломоносова, 2018), а также является специалистом по связям с общественностью (РАНХиГС, 2019)
– Анжела, вы бы могли себя реализовать в нескольких направлениях, но остановились на туризме. Почему?
– Все просто. Я очень люблю путешествовать, веду активный образ жизни. Мой отец из Дагестана, поэтому я была тут множество раз. Последние 4 года занималась организацией крупных деловых мероприятий и форумов, таких как ПМЭФ, ВЭФ, РИФ, МАКС. Муж работал диспетчером в аэропорту, у него большой стаж вождения и опыт решения стрессовых ситуаций. Мы решили внести перемены в нашу жизнь и задумались, как можем объединить свои умения и компетенции. В итоге получились «Авторские туры «Налегке».
– Из чего исходите, когда выбираете туристические локации для своих туров?
– Критериев несколько: живописность видов, наличие дорог и удаленность.
– Вы сказали, что были в Дагестане много раз. Сильно ли он изменился со времени вашего первого приезда?
– «Прежний» Дагестан был таким «суровым Кавказом» – только местные жители, строгая одежда. Сейчас он более открытый, с большим количеством услуг, красивых мест, русских лиц, цветастых платьев и парней в бриджах.
– Давайте поговорим о вашей работе. Каких правил придерживаетесь в работе?
– У нас три правила: 1. Работаем «в белую», в соответствии с законодательством РФ (открыли ИП и платим налоги). 2. Честность и прозрачность работы с клиентами. 3. Турист – наш гость (от момента прибытия до отъезда мы опекаем его полностью).
– Девиз вашей турфирмы?
– «Сделаем ваш отдых в Дагестане комфортным, безопасным и интересным!»
– Туристы, приезжающие в Дагестан, разные. Возникают ли у вас сложности в нахождении общего языка с ними?
– Сложности могут возникать от недопонимания, но мы сразу проговариваем, куда именно едем, что там будет, что можно и нельзя делать, как нужно одеться, что взять с собой.
– Ладно. Допустим, я туристка из центральной России, которая хочет увидеть Дагестан. Что бы вы мне посоветовали?
– Не бояться и приезжать! Чуду сами себя не съедят, SAPы сами себя не покатают, а Хунзах, Хучнинский водопад, Гуниб и Дербент сами себя не посмотрят.
– А трудности в вашей работе имеются? С какими подводными камнями могут встретиться те, кто организует свои туры?
– При организации первых поездок у нас с мужем, как и у многих начинающих бизнесменов, возникла сложность с тем, что мы не предвидели всех расходов. Поэтому первые туры еле-еле окупали свою себестоимость. Но это решается с опытом.
– Возможно, наше интервью прочитают ваши потенциальные клиенты. Как они могут с вами связаться?
– Следите за нашими турами в социальной сети ВКонтакте: Авторские туры «Налегке».
P.S.: Это только кажется, будто сотрудники турфирмы гребут деньги тоннами и сами отдыхают вместе с туристами. На самом деле, это очень напряженный труд и большая ответственность. Отдадим должное работникам турфирм, которые просвещают туристов, дарят им яркие впечатления и пропагандируют нашу республику, способствуя повышению благосостояния дагестанцев.