Сущность народного героизма

 

 

 

«Герои гибнут лишь однажды,
а трус в минуту дважды»
(Дагестанская пословица)

 

Специальная военная операция России по защите справедливых интересов ДНР и ЛНР очевидно показали многолетние стремления Украины и опекающих ее стран к героизации фашизма и возрождению неонацизма.

Мужество и стойкость российских воинов сегодня в очередной раз подтверждает общенародную истину о том, что настоящий героизм направлен на благо народов многонациональной Родины. Многие россияне, в их числе и дагестанцы, ежедневно отстаивают интересы родины, проявляют мужество и героизм, борются за свободу и независимость братских республик. Значительная часть российских воинов за мужество и стойкость в бою награждены орденами и медалями, стали достойны звания Герой Российской Федерации и медали «Золотая звезда». Среди них старший лейтенант Нурмагомед Энгельсович Гаджимагомедов (посмертно), генерал-майор Эседулла Абдулмуминович Абачев.
Народы Дагестана гордятся своими мужественными сыновьями, а молодое поколение жаждет познать истину, в чем же заключается настоящий героизм, где и как его проявлять.

Знакомство с различными источниками позволяет получить определение данного социально-психологического феномена. «Героизм – это «самоотверженная борьба народов, классов, индивидуумов, отвечающая прогрессивным потребностям исторического развития, высоким идеалам, осуществляемая с полным напряжением духовных и физических сил, смело, храбро, бесстрашно, мужественно, стойко, вплоть до самопожертвования».

Для понимания народного героизма неоценимое значение имеют элементы социально-культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в народном сознании и поведении в течение длительного времени. В качестве таковых выступают общественные устои, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, перешедшие в народные традиции.

Героические традиции как концентрация трудового, военного опыта, передаваемого из поколения в поколение, представляют собой сплав эпического героического прошлого и ближайшего настоящего народов России, форм, правил, обычаев борьбы с врагами Отечества. В традициях выражены наиболее устойчивые нравственные обычаи, которые в силу своей ценности, живучести передаются из поколения в поколение.

К наиболее важным героическим традициям народов России можно отнести: беспредельную преданность народу; взаимопомощь и взаимовыручку; непримиримость к врагам Отечества; гордость за принадлежность к славным Российским Вооруженным Силам; верность общественному, воинскому долгу; готовность к самопожертвованию; интернациональную помощь всем народам Отечества; высокий гуманизм поступков; первенство в труде; трудовые достижения в честь выдающихся дат, юбилеев и многие другие.

Все они основываются на повышенной социальной, нравственной активности людей, являются основой развития и безопасности нашего общества.
История российского государства располагает немеркнущими традициями воинского героизма. Таковы подлинные традиции героизма, проявленные российскими воинами под предводительством Александра Невского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, полководцев П.А. Румянцева, А.В. Суворова, М.В. Кутузова, а в годы Великой Отечественной войны под командованием И.Д. Черняховского, И.Х. Баграмяна, С.К. Тимошенко, К.А. Мерецкова, А.М. Василевского, Р.Я. Малиновского, И.С. Конева, В.И. Чуйкова, К.К. Рокоссовского, Г.К.Жукова и других.

Историко-документальные материалы позволяет увидеть, что одним из лучших достижений прошлого является выработанный столетиями кодекс нравственности в русской армии, где присутствовали такие непреходящие ценности, как воинская честь и воинский долг, сама система воспитания этих прекрасных качеств у российских солдат и офицеров, ставшая основой русской военной педагогики.

Неотъемлемой частью российских традиций воинского героизма являются традиции воинского героизма народов нашего многонационального государства, в их числе и традиции, присущие народам многонационального Дагестана.

Подвиги дагестанских героев, их воинское мастерство, отвага, беззаветная верность в дружбе, вольнолюбие, гордость, чувство собственного достоинства, оптимизм, ненависть к врагу, любовь к Родине воспевались народом в устно-поэтическом творчестве, в героико-патриотических песнях и сказаниях о разгроме иноземных захватчиков – полчищ иранского шаха Надира (аварские, даргинские, лакские, лезгинские), «Песня о богатыре Шарвили», «Песня о герое Муртазали», «Песня о Парту Патима», «Песня о героизме горцев в битве за ущелье Ая-Кака», «Песня про Имама Шамиля и его храбрых наибах Хаджи-Мурате, Бук-Магомеде Казику-мухском, Магомед-Мирзе из Ашильта» и др.

Народы Дагестана сложили о героях пословицы и поговорки: «Не рожайте, женщины, трусов», «Сын – памятник отцу», «Лучше быть вдовою героя, чем женою труса», «Путь герою в рай», «Меч – ключ к раю», «Лень не родит героя», «Герой умирает однажды, а трус – тысячу раз», «Чем без чести жить-корпеть, лучше с честью умереть», «Джигит умрет – слава живет», «Храбрец сохраняет аул», «Богатырь узнается, когда наступает время».

Народной педагогике Дагестана присущи такие средства, формы и методы активизации героического сознания, чувств и поведения человека, как: героико – исторические песни; героико – патриотические обращения, клятвы; кодекс правил мужественного человека; особенности соблюдения горской (воинской) чести; идеи и взгляды народных мудрецов на героизм и героическое и другое.
Содержание героических произведений народов Дагестана отражает заветы богатырства, лежащие в основе дагестанских понятий «герой» и «героическое», представляющие собой эстетический и этический идеал героев, их физическое и нравственное кредо.

Первый завет богатырства – это любовь к своему народу, постоянная готовность прийти к нему на помощь, стать на его защиту.
Второй завет – это деятельная помощь своим боевым друзьям, своим товарищам, соратникам.
Третий завет – воинская доблесть.
Четвертый завет богатырства – это забота о своей чести, высокое сознание своего достоинства.

В формировании героического сознания и поведения детей особая роль в дагестанской семье принадлежит отцу. Он использует методы, приемы и средства, преодоления страха у детей, формирования воли и стойкости в суровых условиях жизни и деятельности человека, что часто встречающиеся в историко-культурологическом и педагогическом арсенале дагестанских отцов.

Достаточно ярко характеризует мужественность и стойкость дагестанца Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов:

Трусоватого мужчину
Если встретишь где-нибудь,
Знай, что он не дагестанец,
Не из Дага держит путь.
Дагестанские мужчины
Мелкой дрожью не дрожат,
Своей доблестью и честью
Больше жизни дорожат!
Знай же, друг, что это племя
Выражает существо
Дагестанца, дагестанки,
Дагестана моего!
(Песня о Дагестане)

С вхождением в состав России дагестанские традиции воинского героизма еще более обогатились героическими традициями русского и других народов Российского государства, стали ярким примером образцового проявления во многих экстремальных ситуациях жизни и деятельности наших народов.

В полной мере героический характер воинской деятельности раскрылся в Советской Армии. Высокая боевая активность советских воинов в единстве с их идейной убежденностью, безграничной любовью к своей Родине, верностью великому долгу с другими морально-боевыми качествами стали основой героизма. Готовность к подвигу для воина являлась нормой поведения, необходимым элементом его боевой характеристики.

Особенность воинского героизма заключается также в том, что необходимость героического поступка часто предрешается волей командования, определяется приказом, который взначительной мере (иногда в решающей) направляет личность, расчет, экипаж, комплекс маршрутом подвига.
Героико-патриотическая деятельность русских, советских и дагестанских воинов в годы Великой Отечественной войны позволяет отчетливо выделить устойчивые формы проявления воинского героизма. К ним можно отнести такие формы воинского героизма, как: заслонение тела командира, друга, коллеги от вражеской пули; закрытие дзота собственным телом для обеспечения наступления войск; поднятие залегших солдат в атаку на врага; нанесение тарана вражескому самолету; рукопашная схватка с вражеским взводом; направление горящего самолета, танка, машины на вражеский эшелон; пуск под откос вражеского эшелона; вызов огня на себя и т.д.

Эти и другие формы воинского героизма, как специфический компонент морального фактора, дают возможность усиливать оптимистическую тенденцию в сознании людей, позволяют им в самой трагической, сложной обстановке сохранять веру в себя, свои силы, веру в будущее, веру в окончательную победу над врагом. Способность к героическому не формируется сама по себе, она воспитывается всей системой воспитательной работы, всем социальным и моральным укладом общества.

Наблюдения, опросы свидетельствуют, что многие педагоги и воспитатели (особенно молодые) трудно разбираются в народных героических традициях, путают их. В анкете: «Какие народные героические традиции вы знаете?» 90% указали только праздники, около половины опрошенных затруднялись назвать героические и патриотические традиции не только нашего отечества России, но и дагестанских народов, занявшие достойное место в историко-культурном наследии государства и Республики Дагестан.

Опросы бывалых старожилов, родителей, общественности показывают, что в вопросе воспитания учащихся на героических традициях народа нет единства семьи, школы и общественности, что в заданные традициями ситуации дети зачастую включаются стихийно.
В этой связи приходится констатировать: без развития понимания и любви к героическому прошлому Отечества и родного народа, без глубокого осмысления сущности и смысла народных традиций воинского, трудового и обыденного героизма невозможно правильно воспринять социальную сторону патриотизма.

Педагогическая теория и практика говорит о том, что наиболее оптимальным возрастом героико-патриотического воспитания является старший школьный возраст – период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения, время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего. Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определяющий характер и крайне необходима для самоутверждения личности.

Беседы со старожилами и ветеранами педагогического труда подтверждают, что именно старшеклассники более всего оказались восприимчивыми и отзывчивыми на нужды и чаяния народа и Отечества в самые суровые для Родины годы Великой Отечественной войны: старшеклассники вместе со своими учителями единым коллективом записывались в добровольцы и уезжали на фронт; объединялись в тылу в молодогвардейские отряды и наносили неожиданно молниеносные удары по немецко-фашистским захватчикам; становились у станка, выходили на поля, чтобы обеспечить фронт оружием и продуктами; более всего проявляли интерес, гордились героизмом советских воинов и стремились им подражать; сотни и тысячи старшеклассников, оказавшись на фронте, сами проявляли героизм и мужество, присущее достойному мужу-освободителю Отечества.

Сегодня во всей системы образования и воспитания учащихся в школе акцентуацией внимания должна стать все героическое в истории Российского государства и многонационального российского общества. Нужно выявить, систематизировать и освещать на уроках и воспитательных мероприятиях духовные мотивы, формы и методы, проявленные поколениями наших дедов и отцов, героических свершений на благо общества. Необходимо систематизировать и рекламировать в СМИ все имена и фамилии, кто отмечен государством за проявление героических свершений в области науки, космонавтики, образования, культуры, здравоохранения, народного и сельского хозяйства, в воспитании детей – достойных граждан нашего многонационального государства – России.