Материальная культура табасаранцев

 

 

Продолжение.
Начало в ном. 33, 34, 35

Жилище

 

Важной частью традиционного жилища табасаранцев был очаг.
Его формы были в целом однотипны во всех зонах. Это открытый очаг посреди комнаты, над которым на цепи свисал котел для приготовления пищи; известный всем народам Дагестана, Кавказа пристенный камин – «бухара», «гаму». В XIX в. повсеместно в Табасаране появляются печи полутандыры – «марцIар» с пристройкой «дандаг», предназначенной для приготовления пищи и различных пирогов. Повсеместное распространение имели специальные печи – «дерин» (терюн) для выпечки хлеба. В пограничных с лезгинами селениях для выпечки хлеба пользовались печами – «хьар». В 30–40 гг. XX в. здесь стали появляться железные печи, а с 50-х гг. – печи, сделанные из кирпича.

У табасаранцев, так же, как и у других народов, очаг считался семейной святыней. Огонь в нем поддерживался в осенние и зимние холодные месяцы круглые сутки. «…».
Очагом клялись и проклинали. Нельзя было ночью давать на стoрону огонь из домашнего очага, выбрасывать горячую золу. В очаг, как у других народов, нельзя было плевать, сморкаться, «бросать мусор, подметаемый с пола». От этого, по словам информаторов, зависело благополучие дома. Вероятно, с этим же связан обычай переходить в новый дом с зажженной лампой. Зажженную лампу из старого в новый дом должна была переносить старшая хозяйка дома.
Как было сказано выше, в древнейшем жилище табасаранцев очаг располагался в середине комнаты. Постепенно очаг меняет свое местоположение. Он перемещается к одной из стен. Возможно, такое перемещение диктовалось «необходимостью увеличения полезной площади жилища». «В Дагестане для жилого дома характерно расположение камина в передней стене, т. е. в той, где входная дверь», – пишут С. Ш. Гаджиева и. А. Ф. Гольдштейн.

Однако в результате полевых исследований нами установлено, что у табасаранцев очаг очень часто располагался у противоположной от входа стены, налево от входной двери, рядом с окном.
Освещением чаще служили отверстия в потомке, которые на ночь и в ненастную погоду закрывались плоским камнем. Единственным отверстием для выхода дыма также служило это отверстие в потолке. «…»
С перемещением очага некоторые исследователи связывают иизменение освещения комнаты. Отверстие в потолке, служившеедля выхода дыма и дневного освещения, когда очаг был в центре жилища, стало ненужным, когда очаг переместился к стене.

Первоначально окна, оставляемые в стене, были настолько маленькими, что едва могли служить основной цели – освещению.
Они больше походили на смотровые отверстия. В дальнейшем размеры окна значительно увеличились. К середине XIX в. «окна жилых домов имели массивные дубовые коробки без переплетов и стекол и закрывались изнутри деревянными ставнями на щипах.
Наиболее распространены окна с двумя прямоугольными проемами размером 25×50 или 30×60 см. Встречаются и другие типы окон с прямоугольными проемами – трехпроемные. Реже встречаются квадратные однопроемные окна.

Старожилы рассказывают, что окно могло располагаться в задней, передней, или боковой стене. Это зависело от того, с какой стороны поступает больше света. Но наши наблюдения показали, что в большинстве случаев у табасаранцев, как и у других дагестанцев, окна располагались в передней стене, которая выходит во двор.
В стене над очагом располагались ниши для хранения посуды.
Освещением ночью служила лучина. Все дома в Табасаране, как и повсюду в Дагестане, по возможности передним фасадом ориентированы на юг.

 

«…»
При возведении дома табасаранцы часто прибегали к взаимной помощи – «мил» (строительству с помощью родственников, соседей, односельчан). При этом на «мил» выполняется наиболее трудоемкая и тяжелая работа: возведение стен и крыши. Работы внутри дома в основном выполняли сами хозяева.
Во всех табасаранских селах каменщиков, как правило, хватало. Каждый хозяин сам был и каменщиком, и плотником. Но в каждом селе имелись и особо почитаемые мастера, к услугам которых прибегали все односельчане. В качестве его подмастерьев использовались сам хозяин, члены его семьи или родственники. Зажиточные семьи для строительства дома обычно нанимали мастеров. Мастера в данном случае получали плату натурой по соглашению.

Первый камень при строительстве дома, независимо от того, кто будет строить дом (хозяин или приглашенный мастер), закладывал самый «удачливый» и «счастливый» старик. Считали, что от этого будет зависеть, будут ли счастливы люди в этом доме, будет ли в нем изобилие. Кроме того, очень тщательно проверяли, располагалось ли здесь в прошлом кладбище, нет ли тут чьих-либо захоронений, нет ли на этом месте святого дерева. Говорили, что если на таком месте построить дом, счастья не будет.

Техника возведения дома в Табасаране была такая же, как и у других народов Дагестана. В традиционном табасаранском жилище в горных селах специальный фундамент не возводили. Роль фундамента здесь обычно выполняла каменистая твердая почва. В остальных селениях (юго-восточная часть Табасарана) возводили фундамент «шибритI» на 50-60 см над уровнем земли. Глубина фундамента обычно равнялась 1 м, ширина – 70-80 см. Если дом строили двухэтажный, то стены первого этажа делали шире (60 см), второго – уже (50 см). Стены возводили из необработанных мелких и грубо сколотых камней на глиняном растворе. Для углов дома почти всегда использовали большие отесанные камни. Кроме того, «для придания дому большей устойчивости и прочности в кладку стен на всю их толщину, приблизительно через каждый метр по высоте, закладывали деревянные прокладки».

В безлесных селениях вместо деревянных вставлялись каменные прокладки. Во всех жилых комнатах сооружали камины и ниши–«тахча» (для постели). Глубина ниши обычно равнялась 40–45 см, высота 1,70 м. Во всех домах обязательно делали полки «кьулдихъ» для хранения посуды. Над дверными и оконными проемами ставили деревянные перемычки – «чIул», в безлесных селениях каменные – «гъвандин чIул» (каменный чIул). В стенах комнат оставляли небольшие отверстия, заменявшие окна – «улдар». Окна «улдар» (унчIв) и двери «урчIар» (раккнар) во всех домах имели массивные (до 30 см) дубовые коробки «шаршава» (гурзлар). Дверной проем был настолько низким, что для того, чтобы войти в жилище, приходилось низко нагибаться. В сел. Джули и Сертил мы видели двери, сделанные из цельного ствола (плахи). Заднюю и боковые стены дома обязательно делали из камня. Внутренние стены дома делались турлучными. Во многих старых однокамерных больших домах комнаты также разделялись надвое плетеной перегородкой. В одной части такого помещения находилась семья, в другой содержался скот.

В некоторых селениях Верхнего Табасарана стены первого этажа дома со стороны дороги делались двойными: сначала возводили стенку из плетенки, которую обмазывали глиной, затем ставили каменную стенку, в результате получалась монолитная стенка, которую невозможно было разрушить без шума. Строительство дополнительной стены связано с угоном ночью скота, который был широко распространенным явлением в Табасаране.

Форма и материал крыши и потолка также были связаны и обусловлены наличием или отсутствием того или иного материала в данной местности. В безлесных селах, где трудно было найти и доставить длинные и крепкие бревна при строительстве дома, на потолке была одна несущая балка «хамхар», которая придерживалась подпоркой (центральный опорный столб или срединный столб – «мурхвал»). Хамхар давал возможность использовать в строительстве потолка более короткие балки, которые не так трудно было достать.

Балки потолка, на котором покоится плоская крыша, опираются концами на стены и на центральную прогонную балку. Информаторы рассказывают, что мурхвал в прошлом всегда украшался резьбой. Особенно красивой резьбой покрывались столбы-колонны на веранде. Кроме того, на мурхвал записывали даты рождения детей, измеряли и отмечали ежегодно их рост. С хамхаром у народа связан ряд суеверий. Так, например, если на хамхаре появилась трещина, ждали беду в доме, и эта беда обязательно должна была случиться с главой семьи. «Чтобы твой хамхар сломался», – говорили друг другу женщины, когда ссорились, что означало, «чтобы умер отец семейства». После смерти главы семьи на хамхаре оставляли кусочек от его савана, чтобы домашние не забыли его.

В тех селениях, где было достаточно леса и проблема балок не стояла, не было необходимости делить потолок на две части. В этом случае обходились без «мурхвал». От стены до балки, от балки до балки поперечно накладывали накат из жердей или досок. Сверху клали каменные плиты или настилали камыш или солому и обмазывали раствором чистой глины, затем насыпали слой земли толщиной 30-50 см и тщательно утрамбовывали инструментом «ляквум» и уплотняли катком, чтобы она не пропускала во время дождя воду. Эту работу в новом доме выполняли мужчины. После этого начинались штукатурные работы, которые чаще всего производили женщины. Глину для штукатурки брали недалеко от села. Обычно штукатурку (обмазку) производили два раза. В первичную обмазку в глину добавляли грубую солому. Для второй обмазки привозили желтую глину лучших сортов и добавляли сильно размельченную старую солому. После этого стенам давали просохнуть и через три-четыре дня производили побелку специальной глиной, которая также находилась недалеко от села. Таким же образом штукатурили пол. Для обмазки пола использовали специальную глину «укIу руг» – темно-серого цвета, которую обычно на 2–3 дня замачивали в воде. Этим же раствором пол периодически промазывали и в дальнейшем.

При сооружении потолка обращали большое внимание на отделку и подгонку всех балок, жердей внутри помещения. Балки перекрытия жилых комнат обязательно обмазывали нефтью.
Штукатурку стен с наружной стороны табасаранцы не производили. Отсутствовали в строительной технике табасаранцев и гвозди. Они стали применяться с начала XX в.
У табасаранцев существуют давние традиции украшения жилища. В горных селениях основную роль в украшении дома играет камень, в предгорных – дерево.
Жилища зажиточных табасаранцев отличались от жилищ бедняков величиной дома, тщательностью отделки. Каждое зажиточное семейство имело и отдельное помещение для гостей. Некоторые дома зажиточных крестьян имели на втором этаже лоджию. Лоджия являлась главным композиционным элементом фасада таких домов, что, естественно, определяло и тщательную обработку всех ее деревянных деталей. Деревянные детали лоджии – столбы, подбалки, балки, консоли карниза – покрывались сплошным ковром резьбы.
Широкие оконные и дверные коробки также являлись основными конструктивными деревянными элементами табасаранского жилого дома, которые также подвергались художественной обработке. Наряду с окнами, дверьми, консолями карнизов и подбалками столбов, художественной обработке подвергались и другие деревянные элементы жилого дома – потолочные балки, центральный столб, лестница.

Наиболее распространен в художественной обработке дерева орнамент «плетенка». Изредка встречается геометрический и растительный орнамент. Значительное развитие получило в Табасаране и искусство художественной обработки камня. В некоторых домах кладка главного фасада дома состоит из тесаных камней, часть которых покрыта орнаментальной резьбой или имеет надписи на арабском языке. Интересные образцы резьбы по камню встречаются на надмогильных камнях (сс. Хив, Хучни, Верх. Ярак и др.). В резьбе по камню чаще встречаются растительный и животный орнаменты. Наибольший интерес представляют каменные и деревянные столбы в мечетях (сс. Хив, Хучни).
Встречаются камни с различными рисунками, разного рода знаками и символами небесной космогонии – круги, розетки, свастики, изображения животных – льва, оленя. Большое значение табасаранцы придавали украшению интерьера, в котором главное место занимал очаг.

В конце XIX в. искусство художественной обработки дерева почти полностью исчезает из табасаранской народной архитектуры. Причиной этого явления, несомненно, нужно считать влияние городской капиталистической культуры, которая в этот период почти вытеснила многие кустарные промыслы.

 

Из книги: Алимова Б.М. Табасаранцы (XIX – начало XX в.): Историко-этнографическое исследование. Дагестанский научный центр РАН Ин-т истории, языка и литературы им. Г.Цадасы.–Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1992. – 264 с. С. 91-96.

 

 

 Материальная культура табасаранцев …

 Материальная культура табасаранцев …