Этапы исторического развития табасаранского народа

 

(К 90-летию Табасаранского района)

Табасаранский район является одним из крупных в Республике Дагестан. В 2019 г. району исполняется 90 лет. Это один из важных этапов в истории древнего табасаранского народа.

До образования района территория северного Табасарана входила в состав Кайтаго-Табасаранского округа, а южного – в Кюринский. По Конституции 1927 г. Дагестанская АССР состояла из 16 округов. В связи с тем, что старое административное деление задерживало культурное и экономическое развитие края, VI Вседагестанским съездом Советов было принято постановление об ускоренном проведении нового районирования на основании имеющихся экономических данных. В основу была положена четырехчленная система административно-территориального деления: сельсовет – район – округ – республика. Четвертый пленум ДК ВКП (б), состоявшийся 14 сентября 1928 года, отметил недостаточную подготовку к районированию и поручил бюро ДК разработать вопросы районирования. В результате дальнейшего изучения экономики, культуры и этнического состава края Дагестан был разделен на 26 районов.

VII Вседагестанский съезд Советов (16 апреля 1929 года) внес изменения в Конституцию Дагестана. Согласно новому районированию округа были упразднены. Был образован Табасаранский район с районным центром Бурганкент. В состав района входили табасаранские аулы нынешнего Табасаранского района и нынешнего Хивского района до 1934 года, по другим данным до 1935 года, до образования Хивского района.

С 1934 года центром Табасаранского района становится Хучни. Отмечая 90-летний юбилей района, уместно остановиться на пути, пройденном табасаранским народом, и на формах государственных образований на территории района. Об этом следует говорить тем более, что истории известны примеры исчезновения не только могущественных держав, но и многих крупных народов. А наши предки сумели отстоять себя от исчезновения, несмотря на непрерывные нашествия многочисленных иноземных завоевателей, а также их ассимиляционную политику.

На табасаранской территории найдены памятники, начиная с эпохи каменного века. На протяжении длительной истории на территории Табасарана возникали различные политические образования – племенные объединения. С IV в. до н.э. по II–III вв. н.э. территория Табасарана входила в Кавказскую Албанию. С ее распадом Табасаран в источниках фигурирует как самостоятельная область, а табасараны известны как один из древних и крупных дагестанских народов. В средневековых источниках содержатся сведения о борьбе табасаран против сасанидов, хазар и арабов. Особенно упорным было сопротивление жителей Табасарана против арабских завоевателей. В последующие века табасаранам пришлось бороться против сельджуков и татаро-монгол. Против иноземных завоевателей табасараны выступали всегда совместно с остальными дагестанскими народами.

В XV–XVI веках Таба-саранское майсумство было одним из крупных феодальных владений Дагестана. По данным источника, датируемого 890 г. х., в 1485 году Табасаранский владетель имел 70-тысячное войско; согласно «Джахан-наме» в этом владении жили 40 тыс. семейств. Табасаранское майсумство включало в себя не только территорию, населенную табасаранами, в его состав входили некоторые современные лезгинские, агульские и азербайджанские аулы. На протяжении XV-XVII вв., как и в предыдущие века, табасараны вместе с остальными дагестанскими народами вели борьбу за независимость против сефевидов, турок и других завоевателей, поддерживали разносторонние взаимоотношения с даргинцами, лезгинами, азербайджанцами и др. дагестанскими народами.

В XI–XV вв. в Табасаране создавались рукописи, хроники, а в некоторых аулах действовали мектебы. Мутаалимы из Табасарана учились в Дербенте, других центрах мусульманской культуры. Табасаранские алимы переписывали арабские рукописи, охватывающие различные отрасли богословия, законоведения, историю, географию, арабский язык, геометрию и т.п. Это Мухаммед ал-Курихи, Раджаб из села Ругуж, Шабан из Кюряга, Рамазан из сел. Кулик и др. Во второй половине XVI в. в селе Кюряг жили арабисты Шабан и Мухаммед. В селе Зирдаг найдена книга, написанная в 1023 г. хиджры (1614 г.) на табасаранском языке арабскими буквами. Название книги – «Диндин асулар шубуб – иман, ислам, суннет ву» («Основ религии три – иман, ислам, сунна»). В XVII–XVIII вв. создавали свои труды ученые Хасан ибн Рабадан и его сын Гаджи-Магомед из Зирдага. Они сыграли большую роль в культурном развитии не только табасаран, но и других народов Дагестана.

Видным представителем дагестанской культуры был известный табасаранский поэт-воин Мирза Калукский (1697–1741).

По данным XVIII – первой половины XIX вв., Табасаран распался на владения майсума, кадия и на ряд союзов сельских обществ. Основными занятиями табасаран оставались земледелие, скотоводство и различные промыслы и ремесла.

С раннего средневековья Табасаран, как и остальные дагестанские владения, находился в связях с Русью. Эти связи усилились с образованием Русского централизованного государства и присоединением к России в 1556 г. Астраханского ханства. В 1010 г. х. (1601 г.) представитель табасаранского правителя побывал в Москве у царя Бориса Годунова с просьбой о принятии под покровительство России. Взаимоотношения Табасарана с Россией в XVIII в., со времени похода Петра I на побережье Каспийского моря в 1722-1723 гг., расширились и вступили в новый этап. Каспийский поход, известный как Персидский и Восточный, Петр I совершил летом 1722 г. Войска его продвигались по территории Кайтагского уцмия, владений кадия Табасарана.

После вступления в Дербент табасаранский владетель Рустам-кади обратился Петру I с просьбой оказать помощь в борьбе с некоторыми неугодными правителями. «За отказ выступать против русских войск, – сообщал Рустам-кади Петру I, Хаджи-Дауд причинил мне и моему народу бедствия, разрушил мою столицу Хучни». Табасаранский владетель писал императору: «Я со своей стороны с моими подданными готов оказать русским всякую помощь и поддержку».
Петр I, который в ходе Каспийского похода стремился склонить на свою сторону владетелей Дагестана, в том числе Табасарана, решил оказать Рустам-кади помощь. Об этом свидетельствует грамота Петра I от 1 сентября 1722 г. на имя Рустам-кади, в которой царь обещал помощь войсками. Табасаран был принят в подданство России в 1722 году.
Табасаран, как и некоторые части южного и приморского Дагестана, в 1722–1735 годы находился в сфере влияния России. За преданность русскому престолу табасаранскому владетелю майсуму было определено жалованье 200 руб. в год. В 1728 году владетелям Майсум-беку и кадию Рустам-беку было выдано из царской казны 400 руб.

В 30–40-е годы XVIII в. табасараны вместе с остальными дагестанскими народами оказали героическое сопротивление иранским полчищам. На территории Табасарана против них состоялись ожесточенные сражения во главе с Мирзой Калукским. Иранские полчища окончательно были разгромлены в местности «Иран-Хараб» (Разорение Ирана).
Присоединение Таба-сарана, как и всего побережья Дагестана к России, имело важное значение для хозяйственного и культурного развития края. Во второй половине XVIII – начале XIX вв. отношения табасаран с Россией, как и всех остальных народов Дагестана, усиливаются. Следствием всего этого явилось присоединение Табасарана к России в 1806 г., а Дагестана – в 1813 г. Однако жизнь табасаранского народа, как и остальных, не улучшилась. В XIX в. табасараны вели антиколониальную борьбу против царизма, а также против местных владетелей.

С завершением антиколониальной борьбы в Дагестане были образованы округа. Население северного Табасарана вошло в состав Кайтаго-Табасаранского округа, а южного – в Кюринский.

В пореформенный период социально-экономическая жизнь табасаран характеризуется некоторыми сдвигами в развитии производительных сил. Получили дальнейшее развитие отдельные отрасли кустарных промыслов. Малоземелье, низкий уровень развития производительных сил, тяжелые условия жизни привели к росту у табасаран промышленного и сельскохозяйственного отходничества. Сотни табасаран отправлялись на отход в Дербент, Кизляр, Грозный, Баку и другие города, области.
Когда иностранные интервенты и внутренняя контрреволюция развязали гражданскую войну, табасараны, как и остальные дагестанские горцы, поднялись на борьбу против внутренних и внешних врагов. Войны с иностранными интервентами дагестанским народам стоили больших потерь и лишений. Многие табасаранские аулы были разорены и разрушены. Посевы и количество скота сократилось наполовину. В аулах царили голод, свирепствовали болезни.

В первые годы Советской власти местными органами власти и управления были окружные и участковые съезды Советов, сельские и соответствующие исполкомы. При окружном исполкоме функционировали отделы народного образования, военный, земледелия, здравоохранения и др. Они подчинялись исполкому и соответствующему наркомату. В округах появились и крестьянские комитеты, которые организовали взаимопомощь при неурожаях и стихийных бедствиях, обеспечивали маломощные и батрацкие хозяйства продуктами питания, семенами.

Продолжение следует