Этапы исторического развития табасаранского народа

Окончание. Начало в предыдущем номере

В первые годы Советской власти в табасаранских аулах были построены лесопильные заводы, создавались пункты фруктосушения, велась большая работа по восстановлению и кооперированию кустарной промышленности. Уже в 1921 г. были организованы десятки товариществ по объединению кустарных артелей.

Определенная работа велась и по линии местной промышленности: было начато строительство Арбакуранского фруктово-сушильного завода для переработки фруктов и овощей крестьянских хозяйств. Большим был удельный вес в экономике района и ковроткачества. В районе действовали ковровые артели в селах Кандик, Межгюл, Аркит и Хучни. Для артелей получали стройматериалы, пряжу и т.п.

В табасаранских аулах начались культурные преобразования: шло создание новой советской школы на родных языках основных народностей Дагестана, подготовка педагогических кадров, строительство школьных зданий, клубов, кинотеатров и других учреждений. В 1929 году было коллективизировано 142 хозяйства, и к началу весны 1930 года в Табасаранском районе функционировало 42 колхоза.

Вместе с тем в 30-е годы ХХ в. в Табасаранском районе, как и в других, в период коллективизации были допущены злоупотребления, репрессии не только по отношению к крестьянству, но и ко всей интеллигенции. Можно с уверенностью сказать, что корни табасаранской интеллигенции тогда были подрублены и этим во многом можно объяснить сегодняшнее состояние интеллигенции Табасарана.

В 1932 году у табасаран появилась своя письменность, что позволило перевести школы с арабской письменности на новый алфавит, созданный на основе латинской графики. В создании табасаранской письменности огромны заслуги Г. Гаджибекова. На основе латинского алфавита составлялись учебники для табасаранских школ. Автором первых учебников был Т. Шалбузов. Большую роль в ликвидации безграмотности, создании школ в районе еще в 30-е годы сыграли Кахриманов Гаджи-Тагир, Асланов Рамазан, Гасанов Раджаб, Мусаев Кафур и др., а в 40-е и послевоенные годы – Гюлов Урудж, Айдемиров Гасанбек, Тагир Юнусов и др. Еще в 20-х г. была создана газета «Голос табасаранца» на тюркском языке. В 1932 г. в Бурганкенте стала издаваться газета для табасаран, которая получила название «Уьру Табасаран» («Красный Табасаран») и являлась органом Табасаранского райкома партии.

В Табасаране появились свои поэты и писатели – А. Джафаров, Д. Раджабов, Б. Митаров и др. Составной частью культурного строительства явилось открытие клубов, библиотек, изб-читален и т.п. Уже в начале 1940 г. в Табасаранском районе было 17 клубов, 18 изб-читален, 2 библиотеки, радиоузел, обслуживающий райцентр.

В 1941 г., когда фашистская Германия вероломно напала на нашу страну, тысячи табасаран вместе с остальными народами героически защищали каждую пядь родной земли: А. Сефербеков, Б. Митаров, М. Митаров, Д. Раджабов, К. Саруханов и др. Многие табасараны за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами Отчизны, а также за самоотверженный труд в тылу, награждены орденами и медалями Советского Союза.

В послевоенные годы, как и все народы Дагестана, табасараны направили свои усилия на ликвидацию тяжелых последствий войны и дальнейшее развитие народного хозяйства и в целом республики. Большой рост в Табасаранском и Хивском районах получило ковровое производство. За высокое мастерство по изготовлению ковров Совет Министров ДАССР присудил 37 лучшим ковровщицам Дагестана дипломы мастера коврового производства первой, второй и третьей степеней. Среди известных ковровщиц – М. Эсрепова, Н. Алибекова, М. Магомедова, М. Тагирова, Г. Пачаева, У. Аскерова и др.

В послевоенные годы в аулах открывались или расширялись медпункты, сельские аптеки, библиотеки, клубы, школы. Проявлялась большая забота о подготовке специалистов из числа табасаран. Они учились как в средних, так и в высших учебных заведениях в Махачкале, Дербенте, Буйнакске и в других городах Советского Союза. Серьезное внимание уделялось подготовке сельскохозяйственных, медицинских и других работников. В системе народного образования в Табасаранском и Хивском районах помимо местных учителей трудились сотни учителей – представителей народов Советского Союза: русские, азербайджанцы, армяне, лезгины, осетины и др. Следует отметить особую роль русских учителей, обучавших и воспитавших ряд поколений школьников, ставших впоследствии учеными, педагогами, агрономами. В Дагестане и в России известны имена ученых: профессора А. Юсуфова, Б. Ханмагомедова, С. Ханмагомедова, З. Юзбекова, Н. Исмаилова, З. Загирова и др. Десятки табасаран стали кандидатами и докторами наук по самым различным отраслям наук.

В 60-80е годы ХХ – начале XXI в. поэты и писатели создали произведения, обогатившие табасаранскую и дагестанскую художественную литературу – это М. Митаров, Г. Алимурадов, Б. Раджабов, П. Касимов, П. Асланов, Ю. Базутаев, Г. Омарова и др. Заметным событием в культурной жизни народа стало открытие в 2001 г. Государственного Табасаранского театра.

Успехи, достигнутые композитором К. Магомедовым, выдвинули его и передовые ряды дагестанского и российского музыкального искусства. В Дагестане и в России известны имена талантливых певиц Д. Гамзатовой, К. Авчиевой, Р. Гамзатовой, Б. Гюльмагомедовой и др. Плодотворно работали табасаранские мастера изобразительного искусства. Их произведения экспонировались на различных выставках как республиканских, так и всесоюзных.

Однако в 90-х годах XX в. экономика и культура табасаранского народа переживали кризисные явления. Были разработаны программа социально-экономического развития Табасаранского района, а также отраслевые программы: «Дорожное строительство», «Газификация», «Сельское хозяйство», «Занятость населения», «Развитие средств связи», «Социальная защита населения», «Родник», «Развитие образования и культуры», «Электроснабжение», «Охрана здоровья населения», «Благоустройство и озеленение». В эти годы уделяется внимание возрождению виноградарства, зернового хозяйства; выполнены работы по водоснабжению, газификации, ремонту и благоустройству объектов социальной сферы; построены Дворец культуры, спорткомплекс, два моста, детский оздоровительный центр, участковая больница с. Ерси, врачебные амбулатории в с. Тинит, Марага, Дюбек, Дарваг, сданы в эксплуатацию школьные здания в селениях Дарваг, Ханаг, Ханак. Большим событием в истории табасаранского народа явилось возведение в с. Хучни памятника видному воину – поэту XVIII в. Мирзе Калукскому. Администрация района уделяет внимание развитию физической культуры, ежегодно проводя традиционные турниры по волейболу и футболу, по вольной борьбе и по шашкам, международных турниров памяти поэта-воина XVIII века Мирзы Калукского.

На всех этапах своего развития табасаранский народ находился в разносторонних отношениях с народами Дагестана, Кавказа, связавших свою судьбу с Россией. Табасараны, как и остальные дагестанские народы, видят свое будущее только в единстве с Россией – своей многонациональной Родиной.

Надеемся, что наше мероприятие, посвященное 90-летию района, послужит дальнейшему укреплению дружбы и единства Дагестана и всей родины – России.

В статьях, посвященных юбилейным мероприятиям, не принято говорить о проблемах, но все же несколько слов надо сказать.

Прежде всего следует отметить тяжелые материальные условия табасаран. Как во всей России, так и в Табасаране выдвинулась кучка богатеев, тогда как часть населения нищенствует.

Другая проблема – безработица. В буквальном смысле слова были разграблены совхозы и колхозы. Тысячи молодых людей вынуждены уходить на заработки на Северный Кавказ, в другие области России. Какие-либо объекты, где молодежь могла бы приложить свои силы, в Табасаране отсутствуют.

Весьма тяжело сказалось на материальное состояние табасаран и падение коврового производства.

Перенаселенность района также отрицательно влияет на уровень жизни населения. Множество проблем у табасаран в области культурного развития. На языках остальных народов Дагестана издаются монографии, другая литература. Табасаранские поэты, ученые лишены возможностей издания своих работ. В книжных магазинах отсутствует отдел табасаранских изданий. Все, что элементарно необходимо табасаранам, достается лишь с трудом. Так было при открытии журналов «Горянка», «Соколенок», которые начали выходить спустя 10 лет после начала их функционирования на остальных языках. Около 20 лет понадобилось для того, чтоб возродить выпуск ежегодника «Литературный альманах» на табасаранском языке, средства на издание которого нашли только в этом году, тогда как на остальных 5 языках ежегодно выходит по 4 номера ежегодника.

О народе судят по тому, как он чтит своих знаменитых предков и современников. Нет ни одного памятника нашим знаменитым предкам в Махачкале, Дербенте.

С целью устранения отмеченных и других недостатков, улучшения материального положения и развития культуры табасаран необходимо прежде всего консолидироваться всей интеллигенции, разработать план мероприятий не только в масштабе района, но и всего табасаранского народа.

Депутаты Госдумы, а также депутаты Народного Собрания Республики Дагестан, за которых голосовали табасараны, должны содействовать экономическому и культурному развитию своего народа.

Крайне важна и необходима помощь деловых людей для экономического и духовного возрождения нашего народа. В разработке плана экономического, культурного развития табасаранского народа должна участвовать научная и творческая интеллигенция.

Табасараны должны иметь равный доступ ко всем экономическим, духовным, социальным благам, ко всему, чем располагает дагестанская земля. Пора заявить об этом во весь голос. Из-за того, что мы настойчиво не озвучиваем перед властями наши проблемы, нас более двадцати лет назад прозвали молчаливыми.

Вопросы экономического и культурного развития табасаран должны быть обсуждены на уровне главы республики, Народного Собрания и правительства РД.
В наше время, когда табасаранское национальное движение не сумело проявить себя как выразитель интересов народов, а также учитывая, что Табасаранский район является базовым, основным для всех табасаран, целесообразно при администрации района создать Совет с целью координации и решения всех вопросов, связанных с развитием народа, создав при этом региональные, культурные центры в районах и городах проживания табасаран. Этого требует время.
Мы не только наследники прошлого нашего народа, но и предки тех, кто будет жить после нас, обреченные на вечный их суд. Сейчас мы как бы заново вглядываемся в историю нашего народа. А история такова, что табасараны более двух столетий в составе России, и нам вечно быть вместе с остальными дагестанскими народами в составе России.