Учебники по табасаранскому языку

(История, современное состояние и перспективы)

Продолжение. Начало в №35

Министерство образования и науки РД и Институт педагогики им. А.А. Тахо-Годи в 2017-2018 годах провели несколько совещаний, посвященных разработке и изданию новых школьных учебников по родным языкам и литературам народов Дагестана, соответствующих госстандартам второго поколения. Решено было наконец-таки издавать учебники в 2018 году. Были утверждены руководители авторских групп и авторы учебников по аварскому, даргинскому, кумыкскому, лезгинскому, табасаранскому и лакскому языкам. Руководителем авторских групп по табасаранскому языку приказом министра образования назначен профессор ДГПУ Велибек Загиров, а руководителем авторских групп по табасаранской литературе — зав. сектором литературы Института педагогики им. А.А. Тахо-Годи, кандидат филологических наук Низами Сафаралиев.

При составлении учебников и учебных пособий руководствовались основными требованиями, предъявляемыми к учебникам по родному (табасаранскому) языку.

По этим требованиям учебник по табасаранскому языку должен:
– соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального языкового образования;
– соответствовать содержанию Примерной основной образовательной программе начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию;
– учитывать основные особенности содержания и методики преподавания табасаранского языка и основные особенности преподавания табасаранского языка в образовательных учреждениях с обучением на родном языке;
– основываться на системно-деятельностном подходе к обучению младших школьников;
– строиться с учетом особенностей уровня начального общего образования как фундамента всего последующего обучения ребенка;
– формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основу умения учиться;
– помочь младшему школьнику приобрести первичные навыки с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций.

Рукопись учебника включает следующую характеристику аппарата ориентировки, усвоения и закрепления материала:

Например, для учебника 3 класса:
– Материал на повторение и закрепление изученного во 2 классе по морфологии (имя существительное, имя прилагательное, числительное, глагол как части речи, а во втором классе эти части речи предлагаются как слова – названия предметов, слова-названия признаков, слова-названия действий предметов; по словообразованию (состав слова), по синтаксису (словосочетание, виды предложений по цели высказывания, главные члены предложения – подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения (знакомство) без деления их на виды), по лексике (значение слова); по фонетике (гласные и согласные звуки);
– материалы для ознакомления и усвоения новых знаний по морфологии (понятие времени глагола, неопределенная форма глагола, числительное как части речи), по развитию речи (повествование, рассуждение, описание).
– материалы для закрепления изученного материала.

Содержательными целями и задачами учебника являются следующие:
– подбор материала учебника, соответствующий возрастным особенностям учащихся, их уровню понимания и усвоения заданий и упражнений;
– должны быть представлены материалы для развития коммуникативно-речевых и интеллектуальных особенностей учащихся;
– необходимо присутствие информации о предметном мире, окружающем учащихся;
– необходимо включить в виде упражнений и заданий материалы текстов классических и современных литературных произведений табасаранских авторов: поэзии, прозы, фольклорных жанров;
– необходимо включение произведений, формирующих уважение к культурам разных народов;
– как форма подачи материала представить в книгах диалоги героев произведений.

Важным компонентом нового учебника по табасаранскому языку для 3 класса общеобразовательных учреждений является принцип отбора иллюстративного материала и характера иллюстрирования учебника.

В соответствии с этими требованиями в четвертом квартале 2018 года в издательстве «Просвещение». Москва – Санкт-Петербург изданы учебники по табасаранскому языку для начальной школы (1-4 классы) (Уьмуми мектебариз учебное пособие):
1. Джамалиева Ш.Б. Табасаран чIал. 1 класс. Москва – Санкт-Петербург. 2018. 157 с.
2. В.М. Загьиров, Н.Э. Сафаралиев, Б.Гь. Ханмягьмадов, Къ.К. Къурбанов. Табасаран чIал. 2 класс. Москва – Санкт-Петербург. 2018. 160 с.
3. В.М. Загьиров. Табасаран чIал. 3 класс. Москва – Санкт-Петербург. 2018. 160 с.
4. Н.Э. Сафаралиев, Ж.А. Агъабеков, Къ.К. Къурбанов. Табасаран чIал. 3 класс. Москва – Санкт-Петербург. 2018. 160 с.

Учебник, как известно, представляет собой важнейшее средство обучения и является для школьников основным источником систематизированных знаний. Содержание и структура учебников отражают функции учебного предмета в образовании, воспитании и развитии учащихся, а также программные требования к знаниям, умениям и навыкам применительно к каждому учебному году обучения.

Родной (табасаранский) язык, как учебный предмет, прежде всего обеспечивает языковое образование, речевое и умственное развитие учащихся, их готовность к успешной познавательной деятельности, способствует идейно-политическому, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию учащихся. Это обусловливает определенные структурные компоненты учебников и особенности содержания каждого из них в отдельности.

Согласно общепринятому подходу к структуре современного школьного учебника табасаранского языка для четырехлетней начальной школы включают следующие компоненты:

I. Систематизированный учебный материал, представленный в виде фонетических, грамматических, словообразовательных, речеведческих сведений и понятий, орфографических и пунктуационных правил. Пример: «Ччивран улихь гъюру ва гафар яратмиш ап1ру асулин метлеблу пайназ префикс к1уру. (III класс). и др.

II. Аппарат организации усвоения.

1. Вопросы и задания, предназначенные для активизации усвоения программного материала. Пример: «Докажите, что кьиблайихъинди т1ирхура это словосочетание, а не предложение. Составьте предложение, используя это словосочетание» (III кл.).

Вопросы в каждой теме учебников представлены в определенной последовательности. Многие из них носят характер учебных задач, познавательной деятельности учащихся в процессе раскрытия содержания и структуры правил или понятий, обобщения и систематизации учебного материала. Примеры: «Учвуз фицдар кIулин членар аьгъячвуз? «Подлежащеейи фу улупуру?», «ЦIийи гафар арайиз хпан бадали, гафнан фуну паяр ишлетмиш апIуру? Для ответа на такие вопросы необходимо выполнить определенные действия (провести анализ, сравнение, обобщение). Постановка вопроса выступает для учащихся как начало совместной (или самостоятельной) поисковой деятельности.

Вопросы при обучении каждой теме выполняют разные функции в зависимости от цели, поэтому и содержание их специфично. В учебниках представлены вопросы, которые нацеливают учащихся на то, чтобы в результате выполнения заданий «получить» определенную информацию.

В анализируемом учебнике (3 класс) имеются и вопросы, призванные привлечь внимание учащихся к тому, какие действия нужно выполнять и в какой последовательности, чтобы правильно решить орфографическую, грамматическую речевую задачу («Гафнаъ суффикс фици абгуру? «Синонимар фицдар гафариз кIуру?», «Предметдин гьяракатар улупру гафар фицдар суалариз жаваб шулу? Вопросы подобного характера нацеливают учащихся на овладение способом деятельности.

Вопросы занимают в учебниках разное место: в начале текста, в ее зак-лючительной части, в начале и в конце раздела, зависит от их назначения. Основное назначение вопросов – помочь учащимся усвоить новое для них понятие. Такие вопросы стоят в начале темы и направляют внимание детей на существенные признаки изучаемого понятия, для обобщения знаний об изученном, выявления его функции в речи. Например, в конце темы «Имя прилагательное» в учебнике для 3-го класса приводятся следующие вопросы: 1. Учвуз прилагательное-йикан фу аьгъю гъабхьунчвуз? 2. Прилагательное фициб чIалнан пайназ кIуру? 3. Прилагательноейи фу улупуру, думу фицдар суалариз жаваб шулу? 4. Прилагательное фици арайиз гъюру? 5. Прилагательнйир существительнйирихъди фицдар аьлакьйириъ шулу? 6. Прилагательнйир дюзмиш апIруган фуну суффиксар ишлетмиш апIуру?

После каждого изученного раздела или большой темы в учебнике 3 класса даются вопросы для повторения.

Упражнения, включенные в учебник, содержат разнообразный информационный насыщенный материал о жизни нашей страны, о природе, явлениях, событиях, о деятельности человека, его качествах, о взаимоотношениях в коллективе и т. д. Упражнения, представленные в учебнике, имеют различные функции: а) упражнения, на основе которых выводятся правила, сообщаются сведения. Задания многих упражнений нацеливают учащихся на выделение существенных признаков понятия (например, существенных признаков подлежащего и сказуемого как главных членов предложения, имени прилагательного как части речи, окончания как значимой части слова); б) упражнения, обеспечивающие усвоение знаний, формирование умений (фонетических, графических, словообразовательных, грамматических, орфографических, собственно резвых); в) упражнения, специально нацеленные на формирование умений организовать познавательную деятельность учащихся, в частности упражнения, формирующие умения работать с учебником. В целом материал всего учебника имеет четко выраженную идейно-политическую направленность, эстетическую и эмоциональную выразительность.

3. Инструктивные предписания: памятки, образцы рассуждений, образцы разбора слов и предложений.
Разного рода предписания помогают учащимся овладеть спорами применения знаний на практике, способами деятельности. Для учеников подобные задания и памятки представляют собой руководство к действию, ответ на вопрос, что надо сделать, чтобы узнать, как пишется слово, какой частью речи оно является, как найти в слове корень и т. п.

4. Таблицы, содержащие учебный материал. Таких таблиц в учебнике по табасаранскому языку для 3 класса шесть: «Гафнан гъурулуш», «Предложенйирин жюрйир», «Глаголин асул падежариз дигиш хьуб»,«Глагол вахтариз дигиш хьуб» и т.п.

III. Иллюстративный материал: изображение предметов, сюжетные иллюстрации. Всего в учебнике для 3 класса 69 предметных изображений и сюжетных иллюстраций, отражающих сельский быт, виды деятельности людей, проживающих в сельской местности.

Иллюстративный материал выполняет в учебниках по табасаранскому языку разные функции, специфичные для данного учебного предмета. Например, предметные рисунки способствуют овладению лексическим значением многих табасаранских слов, исчезающих из лексикона, устаревших или новых слов, осознанию особенностей грамматических категорий (например: категории числа существительных, глаголов), роли суффиксов), 2) сюжетные иллюстрации широко используются в целях создания текста. По серии иллюстраций (или по одной) учащиеся восстанавливают деформированный текст, делят текст на части и т.д. Иллюстрации к тексту помогают учащимся образно представить себе обстановку, а также действующих лиц, развитие сюжетной линии в повествовательном тексте, объект описания в описательном тексте.

Продолжение следует

https://zoritabasarana.ru/rubriki/gazeta/item/4131-uchebniki-po-tabasaranskomu-yazyku