О коллективе и не только…

Умение сплотить людей в спаянный, дружный коллектив, создавать в нём рабочую атмосферу, доброжелательный микроклимат – это искусство, которое подвластно только сильному руководителю; разобщённый коллектив – это сознательное попустительство слабого руководителя с ориентиром на удовлетворение своих узкокорыстных интересов.

Не ошибусь, если скажу, что в настоящее время 1/3 часть своей жизни мы проводим на работе, в коллективе. Это часть нашей жизни, да ещё какой!
Значимость коллективной жизни, коллективного труда, коллективного существования и сосуществования задолго до наших дней стали осознавать и в животном мире, и в обществе людей. Животные объединялись в стаи, стада, отары, табуны, косяки – так им легче было обеспечить себя питанием, обезопасить свою жизнь, устранять и преодолевать трудности в суровой борьбе за своё выживание.
Что же такое коллектив в человеческом общежитии?

– Коллектив – это среда, условие, средство и место формирования человека как личности. Человек шлифуется, совершенствуется нравственно, закаляется физически и духовно, набирает жизненный опыт именно в коллективе.

Коллектив – это великая сила, способная творить чудеса; и мы творили эти чудеса: силой коллективного разума учёных, конструкторов, инженеров мы первыми покорили космические, высоты, освоили морские глубины, оседлали могучие полноводные реки, проложили удивительной красоты мосты, построили современные города и сёла – совершили бесконечное множество грандиозных дел. У коллектива должна быть общая работа, общая забота, общие интересы, единая цель, к достижению которой должны быть направлены усилия всех и каждого.

Коллектив может быть однородным и разнородным; хорошим, слаженным, дружным, спаянным, где господствует принцип «один за всех, все за одного», и разобщённым, где каждый «тянет одеяло на себя».

Понимание необходимости коллективной жизни стало переходить от поколения к поколению, и в нашей жизни образовалось сообщество, называемое «джамаатом». Джамаат – это тоже коллектив, где людям легче противостоять общему врагу, преодолевать трудности, делить радости, выручать друг друга в беде. Во главе джамаата, как и в любом другом коллективе, должен быть лидер, облачённый властью, заслуживающий всеобщее уважение, чтобы в переломные моменты сообща могли продемонстрировать своё единство, сплочённость, моральную стойкость, заинтересованность в успехе общего дела.

Для создания и сохранения здоровой атмосферы в коллективе важнейшим принципом должно стать справедливое, уважительное отношение к личности, и оно должно постоянно формироваться и культивироваться. Умение прогнозировать внутриколлективные разногласия, желание видеть возникающие проблемы, искать и находить пути их бесконфликтного решения создают своеобразный имидж как самому учреждению, так и его руководителю.

В России после отмены существующей идеологии началось неконтролируемое народное творчество масс в духовной сфере. Образовавшийся вакуум в головах, сердцах и душах людей каждый старался заполнить тем во что горазд. Люди, продавая душу дьяволу, стали попадать в паучьи сети, искусно расставленные и расставляемые отморозками общества, не встречая не только никакого сопротивления, а наоборот, получая поддержку и одобрение со стороны властных структур: чем больше в народе невежества, тем легче им управлять.

Наши недруги как внутри страны, так и за рубежом разрушили среду, где происходило формирование личности, вытравили дух коллективизма: ликвидировали октябрятские звёздочки, свели на нет роль пионерских организаций, разрушили комсомол, развалили партию и внесли в нашу жизнь вирус индивидуализма и невежества, и он сейчас, какими бы громкими слова мы ни прикрывались, разъедает наше общество и по горизонтали, и по вертикали.

Поскольку я работаю учителем в школе, в моей статье, разумеется, речь пойдёт о педагогических коллективах. Работая в своей школе более полувека, знакомясь через средства массовой информации с положением дел в коллективах других школ, слушая информацию руководителей властных структур об образовательной системе в районе, республике и стране, у меня сложилось своё мнение о педагогических коллективах как о важнейшей движущей силе современного общества, в авангарде которой должно стоять молодое поколение граждан нашей страны.

Учительство – это наиболее сознательная часть нашего общества, перед которой стоит одна из сложнейших социальных задач – обучение и воспитание будущего нашей страны – подрастающего поколения. О значимости профессии учителя говорят следующие высказывания, которые в последнее время часто стали появляться на страницах периодической печати:«Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать» (Уинстон Черчилль, премьер-министр Англии). «Все победы обеспечивает учитель, и на поражение страны обрекает тоже учитель» (Отто фон Бисмарк, государственный деятель Германии). «Я родителям обязан жизнью, а учителю – правом на жизнь» (А. Маяковский). «Учитель! Даже через много лет зажжённый Вами не погаснет свет» (из дневника школьника).

Каждое из этих высказываний поднимает авторитет учителя в глазах общественности всё выше и выше, если не так, то это доказательство того, что больно само общество.

Если выпускник образовательного учреждения, выбирая профессию, приступая к работе, не отдаёт себе отчёта о значимости приведённых высказываний, то остаётся выразить соболезнование родителям, что их ребёнок попал в руки такого «учителя».

Отправляя ребёнка в школу, в Древнем Египте отец давал наставление сыну: «Почитай учителя, как Бога!» Каким должен быть учитель, чтобы получить такую оценку! И каким должен быть родитель, дающий такое наставление ребёнку!

Проработать в школе треть жизни и не знать, каким должен быть учитель – это отсутствие уважения как к своей профессии, так и к самому себе. Ранее в своей статье «Покидая этот мир…» у меня был и такой вопрос: «Чем был для тебя коллектив? Смог ли ты раствориться в заботах, целях и задачах этого коллектива или оставался в нём инородным телом, как бельмо на глазу, как злокачественная опухоль, которую нужно удалить оперативным путём?»

Умение жить и работать в коллективе – это искусство, которым, к сожалению, многим не под силу овладеть, это результат обострённого чувства ответственности перед окружающими, перед совестью в интересах общего дела. Хороший коллектив – это источник здоровья, радость творческого труда, хорошие результаты в работе, море приятных эмоций; это положительный пример для окружающих, а в нашем случае – для подрастающего поколения. Разлаженный коллектив (если его можно назвать коллективом) – это потрёпанные нервы, унылое настроение, низкие результаты труда, желание быстрее избавиться от гнетущей тебя атмосферы, выйти и подышать свежим воздухом и больше туда не возвращаться…, искать утешения в себе. Где нет дружного учительского коллектива, там нет и не будет дружного ученического коллектива. В каждой школе есть учителя в полном смысле этого слова и есть люди, работающие учителями.

Проработать треть жизни в школе и не задуматься, что такое коллектив и не задаться вопросом, как он вписывается в этот коллектив – это беспечность и заблуждение в определении своего места в профессиональной деятельности. Работать с детьми и жить в коллективе, не овладев правилами этики – это бескультурье, это отсутствие элементарной требовательности к себе. Опускаться в своём поведении до уровня уличного невежды, неумение и нежелание следить за собой в соответствии с занимаемой должностью – это уже несоответствие занимаемой должности.

Почему мы, говоря: «Я столько-то лет проработал в школе», не задаёмся вопросами: что я накопил за эти годы, научился ли понимать детей и общаться с ними, сумел ли я ужиться в коллективе, уважал ли коллектив и получал ли взаимное уважение, старался ли корректировать своё поведение, свои поступки сообразно с требованиями устава общеобразовательного учреждения? Не надо забывать, что, демонстрируя свою браваду в коллективе, мы одновременно демонстрируем и наш низкий уровень воспитанности, незнанье этических норм поведения учителя, наше бескультурье.

Хотелось бы несколько слов сказать об атмосфере в коллективе. Неосторожно сказанное слово надолго выводит человека из нормальной жизненной колеи, из душевного равновесия. В народе говорят: «Язык мой – враг мой». А один мудрец сказал: «Нет на свете ничего, которое заслуживало бы более длительного тюремного заключения, чем язык». С годами человек нуждается во внимании к себе, в душевном тепле, в работе в спокойной, уютной обстановке. Цель его жизни – это отдача окружающим положительных эмоций, жизненного и профессионального опыта, это наставничество во имя разумного, вечного и доброго. Учитель не должен уставать от работы с детьми, он может устать от недоброжелательной атмосферы в коллективе.

Мне часто приходят в голову слова Николая Островского из романа «Как закалялась сталь», которые могли бы быть руководством к действию в любом коллективе. Хочу процитировать их наполовину, в остальную часть внести своё творческое понимание нашего с вами призванья, цели нашей жизни: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему только один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое мелочное, чтобы ты, умирая, мог сказать…», что правильно израсходовал отпущенный тебе отрезок времени из вечного и безграничного на добрые дела, на создание гармонии в человеческом общежитии в пёстром хаосе быстротекущей жизни. К большому нашему сожалению, мы очень часто становимся свидетелями обратного процесса – чем выше поднимается планка материальной стороны жизни людей, тем ниже опускается планка их духовно-нравственной составляющей.

Если мы, работая совместно, не соответствуем тем определениям о коллективе, которые приведены выше, то это уже не коллектив, а сборище разношёрстных людей. В каждом коллективе должен быть здоровый во всех отношениях костяк, на который бы равнялись остальные его члены и опирался бы руководитель учреждения. Только так можно создать и сохранить настоящий коллектив, где господствовала быатмосфера добра, взаимного уважения, корректности, целеустремлённости, гармонии в межличностных отношениях.

Напоследок хотелось бы обратить внимание на следующее. Рядом с нашими сёлами находятся места нашего последнего пристанища, где уже покоятся наши предки, близкие и родные нам люди. Рано или поздно и мы все окажемся там. Не надо забывать об этом ни в дни буйного веселья, ни в дни скорби и печали. И вот то, что наши предки оставили нам в наследство, мы и передадим нашим потомкам: кто – правду, мир, дружбу, кто – ложь, клевету и вражду. А так хотелось бы, чтобы мы оставили после себя добрые воспоминания, душевное тепло, честное и чистое имя, имя порядочного Человека с большой буквы, учителя по призванью, знающего цену совести, и чтоб всё это, как эстафета, перешло к последующим поколениям и стало бы доброй традицией для создания и сохранения гармонии в человеческом общежитии. А это возможно только в спаянном, слаженном, высоконравственном коллективе, где приоритетными являются честность, справедливость, прозрачность помыслов, доброжелательность, взаимопонимание, единая целеустремлённость – чистая человечность.