Оракул и рыцарь дагестанской исторической науки

(К 80-летию М. Р. Гасанова)

Народы Страны гор за свою славную многовековую и самобытную историю выдвинули из своей среды немало выдающихся личностей: талантливых ученых, одаренных поэтов и писателей, видных общественно-политических деятелей и пламенных революционеров. Среди этой яркой когорты исторических личностей Магомед Раджабович Гасанов – доктор исторических наук, заведующий кафедрой дагестанской истории ДГПУ, заслуженный деятель науки РД и РФ, академик Академии международной высшей школы РФ, один из первых среди дагестанских ученых, ставший обладателем гранта Президента РФ, лауреат многих престижных научных премий – занимает самое достойное место.

Мы, многочисленные близкие и родные, товарищи и друзья, представители всего научного сообщества Дагестана, с искушением великой радости ждали этого знаменательного события, славного юбилея – 80-тилетия со дня его рождения.

80 лет по историческим меркам всего лишь один миг, а если посмотреть на него в человеческом измерении, то это солидная дата, ответственный исторический рубеж, к которому Магомед Раджабович пришел, смело и последовательно преодолевая крутые пороги жизни и с достоинством выходя из сложных жизненных перипетий.

Магомед Раджабович всю свою многогранную, многоплановую, кипучую жизнь и деятельность, души прекрасные порывы посвятил вдохновенному, бескорыстному, жертвенному служению дагестанской исторической науке, своему гордому народу и родному Дагестану.

Магомед Раджабович – человек высокой культуры духа, безупречной нравственности и необузданной, огромной созидательной энергии. Его всегда возвышали сила духа, глубина мышления, умение тщательно, аргументировано и убедительно отстаивать свои доводы.

Будучи оракулом и рыцарем дагестанской исторической науки, он в своих более чем 200 научно глубокоаргументированных исторических разработках и исследованиях – трактатах, монографиях, объемистых книгах и газетно-журнальных публикациях – вопреки мнениям некоторых ученых-схоластов, показывает динамично развивающуюся дружбу народов Страны гор с народами Кавказа, Закавказья, России и сопредельных с нами стран, начиная с времен Кавказской Албании до наших дней. В этих работах рельефно показано формирование и становление нашего народа, его самосознания и духа.

Нам особенно импонируют содержательные работы Магомеда Раджабовича по популяризации наших земляков: родоначальника дореволюционной табасаранской литературы, мыслителя, предводителя табасаранских, кюринских и кушандеринских ополченцев в борьбе с персидскими завоевателями Калука Мирзы, ученого-энциклопедиста Г. Зирдагского, «табасаранского Кирилла и Мефодия» – Т. Шалбузова, пламенных революционеров Т. Юзбекова, Д. Раджабова и других. Этими глубоко содержательными научными исследованиями Магомед Гасанов обогатил дагестанскую, кавказскую и российскую историческую науку, внес свой неоценимый и весомый вклад в сокровищницу мировой исторической науки.

Магомед Раджабович для нас, его земляков, больше чем ученый. Он служит для нас морально-нравственным авторитетом и ежеминутно готов подать пример высокой порядочности и доброты. Он всю свою жизнь принес на алтарь Отечества.

Я помню, еще будучи студентом он проявлял незаурядные способности и неодолимую тягу к знаниям. А вооружившись ими, проделал огромную работу по углубленному изучению истории своего народа и родного края, подарив в итоге ему и родному Дагестану богатую историю.

В этом велика и неоценима его заслуга, ибо народ, знающий свои корни, знающий, кто он, откуда и как пришел, стоит гораздо выше народа, пребывающего в неведении относительно своей истории. Именно его содержательные научные труды и исследования во многом способствовали формированию самосознания табасаранского народа. Он стоял у истоков возрождения нашего народного духа, решительно и бескомпромиссно ведя борьбу с косностью, невежеством и архаичными догмами.

На мой взгляд, только те ученые и поэты обретают общественное признание и остаются всегда изучающими и читающими, чей талант непосредственно связан с родной землей, своим народом и его традициями.

Будучи членом Совета старейшин табасаранского народа, Магомед Раджабович проявляет огромную заботу о своих земляках, оказавшихся в трудных условиях.
Сегодня, когда во многих средствах массовых коммуникаций и идеологического воздействия на людей процветают ложь, безнравственность, когда многие передачи, телевидение и интернет-ресурсы становятся ядовитой паутиной, когда и книга перестает быть источником знаний, а наши многовековые морально-нравственные устои жизни переделываются на чужой лад и осуществляется коммерциализация всего и вся, включая культуру, образование и науку, в угоду продажной отечественной либеральной буржуазии, США и Западу, его правдивые и объективные исторические научные исследования остерегают нас от этих порочных вызовов времени.

Горячо и сердечно поздравляю дорогого Магомеда Раджабовича с этим славным юбилеем и желаю ему крепкого кавказского здоровья, дагестанского долголетия, всех земных благ и дерзновенных свершений на научном поприще.

Аьрифдар аьлим – чаландар

I

Тарихнан чарх сикинсузди жабгъури,
Аьсрари саб-сабди гьапIраш аьгъдарди,
Заманйири наслар дигиш апIури,
Ухьуз аьгъдру сирар кюгьне вахтари
Гъитри гъахьну чан пердейихъ жиниди.
Дурар вари ашкар, мялум апIури,
Кьюбпи нефес, уьмур туври, балгури
Гъахьну, тяди чан халкьдихьна рубкьури –
Мягьямед Ражабовичди – игитри!

II

Ккадахьу ихь гъулар, накьвар тIубари,
Лап читинди ккиригъури, ригъури,
Ухьу фужар вуш, наънан вуш, агури,
Ихь халкьдиз чан тарих тувну жалали –
Мягьямед Ражабовичди – игитри!
Думу чюнгюр дибисну чан мухриин,
Уьмрин тарих гъибикIу ихь ашукь ву.
Шаириси, тарих адлу, авадан
ДибикIну, чан халкьдиз туву мургу ву.

III

Табшвар, рашлар ва сунтари,
Гьяжат дубхьну, гъалхан хъуршлихъ бисури,
Хъа гъилинжар тяди гъяцIли апIури,
Тарих женгчи халкьдикан чан бикIури,
Думу гъахьну, тамарзуди рукьури,
Тартиб дапIну, халкьдихьна чан хуш, багъри
Аьхю аьлим – аьрифдар ва жалали –
Мягьямед Ражабовичди – игитри!

IV

Абйирин ихь женгчи уьмур дирбашди
Гъахьну леке дид’ина хуз гъидрибтри.
Думу адлу тарих хъайи улматси,
Раид гъапIну аьламдиз ихь жалали –
Мягьямед Ражабовичди – игитри!
V

Йигъ-йишв дарпи, юргъунвал гьисс дарапIри,
Мердвал дапIну, халкьдин тарих бикIури,
Чан жан, я учв – фукIа гьяйиф дарапIри,
Наслариз ихь тарих тувну жалали –
Мягьямед Ражабовичди – игитри!

VI

Чингисханди, Насимийи, Тимури,
Ану Ширванди, Шагь Аббасди Надири
Себебсузди гъурху нярс, пис чапхунчи,
Аьдатасуз ва инсафсуз дявйири
Гъибту тарих дабгну, гъабши-гъабшиси,
Багъри халкьдин уьмрин гьунар улупну –
Мягьямед Ражабовичди – игитри!

VII

Амма кюгьне вахтарилан ухьухьна,
Анжагъ ирсди мялум хазна гъурубкьну.
Диди гъибтну чан пердейихъ жа-жара
Мялум дару, жини гьядисйир хъана.
Думу кIару тIугъар-тяхъяр, гьелбетда,
Абгуб гъахьну аьлимарин вазифа,
Му жавабдар ляхин тамам апIура,
Аьрифдар аьлим, чаландар, жалали –
Мягьямед Ражабовичди – игитри!

VIII

Дурар ахтармиш апIури дирбашди,
Ихь улмат наънан вуш, ухьуз – ихь, ухьу,
Арха-барха, ери-бина гъабхьнуш фу,
Фужар вуш ва наънан гъафнуш мерд ухьу,
Уьмрин гьаму тIугъар ачухъ апIури,
Ихь гьякьикьат фициб гъабхьнуш тарихи,
Думу дабгну, тувну ухьуз жалали –
Мягьямед Ражабовичди – игитри!
IX

Аьрифдар аьлим, камаллу – чаландар,
Мягьямед Ражабовичсдар цIибтIан дар.
Гьаму цIидар себеб духьну – аьяндар
Дюн’я самриин гъубзубра дюшюш дар.

X

Сирар уву ачухъ гъапIкьан тарихнан,
Чве Мягьямед, натижйир яв жафйирин
Дикъатлуди, мяна дигиш дарапIри,
Таржум дапIну вари айи-айиси,
Дурарихъди халкь ихь таниш шлуси,
Гъахьунза хив газатдиъ чап апIури.
Узухъ дустар гизаф гъахьну – садари,
Камклиси, йиз беден сарсли апIури –
Гъахьну, думу, мюркъну рукьси, рабгъури –
Дуствал фана гъахьну йиз дурарихъди.
БатIриъ ашра, нур туври шул гъизили –
Гьаци марцци ихь рафтари, гирами,
Йигълан йигъаз гъахьну кюкю апIури,
«Тарихнан сир» романра йиз, хъугъ ари,
Халкьдиз туву савкьат ву ихь дуствали.

XI

Халкьдихьан чан тарих гъабхьиш ярхлади,
Ччивархьан чан гъузиш думу вархиди,
Думу усал шул, учв фуж вуш аьгъдарди.
Ай гьана, халкь аьгъюр гъашиш тарих чан,
Дидиз чаз учв шул асланси рякъюри.
Аьхю аьлим, халкьдин ччивар агури
Гъахьунва, ихь наслар бахтлу апIури.
Игитвал яв, гьунар кIваълан гьадрархри,
Увуз буржлу вуди гъузна халкь вари.
Гьаци вушра, юкIв яв айтIлан апIури,
Асантвал`ан кIури ава ачухъди:
– Халкь, гьялали, кюмек явуб хътарди,
Хъугъ, узхьан гьич фукIа апIуз шулдайи.
Нагагь ухьухъ гъабхьнуш тарих авадан,
Жамяаьтлугъ гьунар гъахьну ихь вардин.

 

Еще по теме:

 

«Табасаран» ва «Табаристан» саб гаф дар

Поэт истории