У истории счет один – объективность

 

 

К 100-летию Республики Дагестан 

 

(К вопросу о пребывании турок в Дагестане в 1918 г.) 

Посвящаю светлой памяти профессоров Н.П. Эмирова, Г.А. Аликберова, А.-Г.С. Гаджиева, Б.О. Кашкаева, а также отважных борцов, воевавших с турецкими оккупантами в Дагестане в 1918 г.

«Для турок дагестанцы не были людьми. Крестьяне говорили, что русские, немусульмане, исконные враги Дагестана, которые воевали с ними много лет, всегда относились к ним гораздо лучше, чем эти братья-мусульмане».
(Полковник М. Джафаров. Сборник материалов. Махачкала. 2005.,с.170)

 

 

Трагические события 1918 г. в Дагестане занимают особую страницу не только в истории Советского государства, но теперь и России. К этим фактам истории приходится возвращаться вновь, чтобы лучше понять мотивы и цели иностранной интервенции в Дагестане с участием Германии, Турции, Англии и других стран.

Теме борьбы горцев Дагестана против иностранных интервентов посвящена обширная литература. Первые попытки осветить эту тему сделаны активными участниками гражданской войны, важный вклад в изучение проблемы внесли профессора Г.А. Аликберов, Н.П. Эмиров, Б.О. Кашкаев, А.Г. Гаджиев и др. Эта тема освещена также в обобщающих трудах «Очерки истории Дагестана», «История Дагестана» и др.

Радикальные реформы, осуществляемые в постсоветское время, вызвали глубокие изменения в духовной жизни общества. Это привело к серьезным изменениям в профессиональном сознании историков, осознании необходимости переосмысления многих устоявшихся оценок и выводов, правдивого освещения истории народов нашей страны, в том числе и Дагестана. Ревизии подвергаются различные темы исторической науки, как будто в ней не было ничего достойного внимания. Особую антипатию они питают к периоду гражданской войны, который под предлогом нового прочтения также искажается.

В статье «Как изучать историю Дагестана?» (Кавказский Дом, №12, 2019г., 19 апреля) Х-М. Доного призывает исследователей объективно изучать события гражданской войны. Он пишет: «Не совсем становится ясным, как можно дать объективную картину событий в Дагестане 1917-1921 гг., основываясь на воспоминаниях красных партизан, участников установления советской власти в Дагестане и т.д.?» Хочется спросить у него: а как можно писать статью об этих событиях на воспоминаниях контрреволюционеров. Статью он завершает словами М.-К. Дибирова, что «большинство дагестанцев осталось приверженцами турок» и «несмотря на то, что пребывание турецких военных сил в Дагестане оказалось кратковременным, их деятельность была в целом продуктивной». Правда ли это?

Непонятно, о какой продуктивности турок в Дагестане говорит Х-М. Доного, когда в «Истории Дагестана» написано: «Турецкие оккупанты образовали в Дербенте, Кумухе, Ахтах свои штабы, создали ячейки иттихадистов и вели протурецкую пропаганду. Турки пытались установить свои порядки, грабили население, жестко расправлялись с неугодными. Турецкая власть была крайне непопулярной среди горцев и ей оказывали всяческое сопротивление» (История Дагестана. М., 2018. с. 285.).
В настоящей статье изложены некоторые эпизоды пребывания турок в Дагестане в тяжелейший период для населения края.

Со второй половины 1918 г. в истории Дагестана начался сложный и запутанный период. После утверждения Советской власти члены Терско-Дагестанского (Горского) правительства покинули Дагестан и апеллировали к зарубежным странам. За помощью они обратились ко многим государствам, в том числе и к Турции. Согласно программе, известной под названием «14 пунктов президента Вильсона», полагалось Кавказ рассматривать как часть Турецкой империи.

Интересы султанской Турции и России столкнулись на Кавказе еще в середине XVI в. Отличительной чертой действий турецких султанов на Кавказе было настойчивое использование религиозного фактора местного населения в своих корыстных целях. В период русско-турецких войн XVIII–XIX вв. Турция, разыгрывая исламскую карту, делала акцент на религиозную общность с кавказскими мусульманами, прежде всего с суннитами, поскольку уже с XVI в. турецкие султаны присвоили себе прерогативы повелителей правоверных – халифов.Турция считалась обетованной землей мусульман, она захватила много стран бывшего Арабского халифата. И после того как подпала под влияние европейских стран, Турция пользовалась популярностью среди мусульман, особенно среди мусульман Дагестана и Северного Кавказа. Известно, что после Гюлистанского договора 1813 г. народы Дагестана, оказавшись в составе христианской России и, будучи недовольными своим положением, не раз поднимались на вооруженную борьбу за свою свободу и независимость и обращались за помощью к Турции. Хотя от нее ни разу не было реальной помощи, горцы не теряли надежду.

Пытаясь оправдать деятельность своего правительства по отношению к народам Кавказа, отдельные турецкие историки доказывают, что мусульманское население этого края якобы всегда испытывало «чувство любви и преданности» к султанской Турции. В этом отношении особенно отличается работа профессора Ахмеда Джевада Эрена, в которой кавказцы отождествляются с турками, а территория, занимаемая ими, объявляется исконно турецкой. Более сознательная часть горцев стала понимать, что турецкие правящие круги хотят использовать народы Дагестана против России. Известно, что турецкие власти призывали горцев восстать против России в 1877 г., уверяя их в том, что из Турции идут регулярные войска для освобождения от царского гнета. Отряды горцев были жестко подавлены царскими военными силами. Турецкие эмиссары и наивно настроенные представители горцев вели агитацию переселиться в Турцию.

На рубеже XIX-XX в. в среде тюркских интеллектуалов Кавказа рождаются националистические и крайне экстремистские политические течения: пантюркизм, основывающийся на акцентировании общего этнического происхождения всех тюркских народов, и пантуранизм, чьи идеи базируются на необходимости национального и государственного объединения так называемых туранских народов: тюрок, угро-финнов, монголов и других, а также создания единого государства – Великого Турана.

Первый всплеск практической реализации идей пантюркизма и пантуранизма под эгидой Турции в России и на Кавказе, связанный с Октябрьской революцией 1917 г. продолжался до 30-х гг. XX в. В 1918 г. турецкая армия оккупировала часть Закавказья и Дагестана. Турецкие офицеры спекулировали на религиозном «фанатизме населения».«Исламское единство», как теория мусульманских стран, – пишет А.М. Магомедов, – использовалось для насаждения религиозно-националистических настроений, где ислам как воплощение «надклассового единства» противопоставлялся идеологии социализма».

Главари турецкой правящей партии «Иттихад ве таракки» (Единение и прогресс) и высшие духовные чины Турции неоднократно обращались ко всем мусульманским народам с призывом «священной войны» против христианской России. Особенное внимание было уделено распространению этих идей среди мусульманских народов на Кавказе, надеясь, что общность религии мусульманских народов Кавказа и турок, сходство турецкого языка с языком некоторых кавказских народов – азербайджанским, кумыкским, балкарским и татарским – будет способствовать успехам турок.

О целях прибытия турок в Дагестан и об их отношении к дагестанским горцам даже один из организаторов контрреволюции в Дагестане полковник М. Джафаров говорил Доногуеву следующее: «Я вижу, что турки не к нам на помощь пришли, а пришли завоевать Дагестан. Пришли и чудят, разъезд в Чиркей послали, гоняют зря людей, как будто там кого встретить можно. Собираются Петровск брать, как будто это кому-нибудь нужно».

Под видом конфискации имущества революционных элементов турки грабили местное население. По сообщению К. Мурадханова, участника гражданской войны из сел. Чере Кюринского округа (ныне Хивский р-н), турецкие офицеры и эскеры разоряли крестьянские хозяйства горцев, отбирали продукты, самовольно облагали жителей сел налогом, избивали и арестовывали непокорных. Население Дагестана голодало, а продовольствие и сырье – все чем богат был Дагестан, вывозились в Турцию. Отдельные банды турок угоняли стада домашнего скота, разоряли села. Против турецких войск выступали все слои населения, в том числе женщины, старики и дети.

Окончание в следующем номере

https://zoritabasarana.ru/rubriki/gazeta/item/5747-u-istorii-schet-odin-ob-ektivnost