Warning: Undefined variable $cmsmasters_heading in /www/wp-content/themes/etnoholding/theme-framework/theme-style/function/template-functions.php on line 12

Warning: Undefined variable $cmsmasters_heading in /www/wp-content/themes/etnoholding/theme-framework/theme-style/function/template-functions-post.php on line 11

Deprecated: Creation of dynamic property nxs_wpAddnEngine::$k is deprecated in /www/wp-content/plugins/nxs-snap-pro-upgrade/nxs-snap-pro-upgrade.php on line 11
Табасараны в раннем средневековье и их связи с Дербентом - Зори Табасарана

Табасараны в раннем средневековье и их связи с Дербентом

 

 

 

В эпоху бронзы, с распадом общедагестанского праязыка, на территории Дагестана возникли племенные объединения, в том числе прототаваспарское, которое занимало приморскую и предгорную территорию юго-восточного Дагестана, т.е. территорию, входящую ныне в Табасаранский, Хивский и Дербентский районы. О территории расселения прототаваспаров сообщает древнеармянский летописец В. Егише. Он пишет о стране и «войске Таваспорана горного и равнинного». Под равнинным Таваспораном Егише, следует полагать, подразумевал территорию Дербентского района.

Сам факт расселения таваспаров в «пограничье» ранней цивилизации сыграл важную роль в их дальнейшем развитии. Сохранение племенной целостности, языка заслуживает внимания исследователей. Следует иметь ввиду, что в древности они подвергались многочисленным нашествиям различных завоевателей. Несмотря на процессы интеграции, консолидации, ассимиляции, таваспары могли сохранить свою целостность.

На территории расселения прототаваспаров найдены археологические памятники, относящиеся к древнейшим этапам истории Дагестана. «В ходе археологических исследований последних лет, – пишут А.А. Анойкин и В. С. Славинский, — в бассейнах рек Дарвагчай и Рубас было открыто более 20 памятников палеолита, в том числе несколько многослойных объектов». «Нижний комплекс Рубаса, – как считают А.А. Анойкин, В.Н. Зенин, – является одной из древнейших археологических индустрий на Кавказе».

О том, что в древности на территории Дербента и прилегающих землях жили местные племена подтверждают археологические материалы. «Изучение массового керамического материала культурных напластований Дербента скифского и раннеалбанского времени, – пишет А.А. Кудрявцев, – убедительно показали, что вершина дербентского холма, и особенно ее северо-восточная часть, интенсивно обживалась и застраивалась в период VIII-I вв. до н.э. Большое сходство керамики Дербента этого времени с гончарной посудой синхронных памятников Дагестана эпохи раннего железа не оставляет сомнений в этно-культурной общности его населения в этот период с местными племенами этих районов Северо-Восточного Кавказа. Это позволяет признать первыми обитателями дербентского холма и древними строителями самых ранних укреплений Дербента местные дагестанские племена, связанные с коренными обитателями этих районов Северо-Восточного Кавказа едиными этнокультурными традициями».
О расселении прототаваспаров в древности на этой территории сохранились также устные сказания, предания и легенды. По словам знатоков-арабистов Сеферова Г. (с. Хурик), Гаджимурадова М.-Ш. (с. Ханаг) и др., в древние этапы прототаваспары населяли более обширную чем позже территорию, в том числе прилегающую к Каспийскому морю. На приморской территории Восточного Кавказа жили разнообразные племена, которые на определенном этапе входили в Каспиану. В I тыс. до н.э. здесь возникли поселения, крепости и протогорода. Масштабы города, удобное географическое положение позволяют предполагать возникновение Дербента более чем 2 тыс. лет тому назад, зафиксированного в древних источниках под другим названием.

 

Эта мысль получает некоторое подтверждение и в других, хотя и немногочисленных, источниках. Древнее табасаранское название Дербента – Цалли. Предание записано М.Митаровым и опубликовано в книге «Жизнь в узорах».

С возникновением албанского союза племен, затем государства – Кавказской Албании, территория расселения прототаваспаров, в том числе и протогород Дербент, вошли в состав этого государства.

После распада Кавказской Албании на территории Восточного Кавказа возникли самостоятельные политические образования, в том числе и Таваспоран. Согласно данным, которыми располагал А.-К.-А. Бакиханов, в III в. н.э. Табасаран – самостоятельное владение. Самостоятельным становится и протогород Дербент, известный в источниках под различными названиями. В наиболее тесных связях с Дербентом находилось население Таваспорана. Немаловажную роль в этом играло стратегическое и географическое положение региона. В его пределах сходились две ветви древнего сухопутного пути – северокавказская и северокаспийская, соединявшего Юго-Восточную Европу с Закавказьем и Передней Азией.

В раннем средневековье Дербент служил важнейшим пунктом, где таваспораны сбывали свои различные изделия промыслов и ремесел и приобретали необходимые для хозяйства предметы и продукты. Из Дербента в Таваспоран с древнейших времен пролегали торговые пути, по которым в табасаранские села привозили красители, восточные пряности, сосуды, ткани. Жители Табарсарана (Таваспорана) на рынки Дербента поставляли изделия мастеров, орехи, сушеные фрукты, деревяные изделия.

О торговых связях жителей Таваспорана с Дербентом сообщают арабские авторы. По словам географа аль-Истахри (X в.) в Дербент стекаются табасараны по торговым целям. Дербент играл важную роль в связях Табарсарана с государствами Закавказья, особенно с Ширваном. Связи Табарсарана с Дербентом наиболее тесными стали в VI в. в эпоху Сасанидского Ирана. В этот период Дербент был военно-политическим оплотом Сасанидов на Кавказе, резиденцией иранских марзпанов («хранителей границ»), а также крупным торгово-ремесленным и административным центром Восточного Кавказа, оказавшим значительную роль в развитии экономических связей между дагестанскими владениями.

Табарсаран привлекал особое внимание сасанидов, как ближайшая область к Дербенту, откуда проникла религия зороастризм.

Сведения о царстве Табарсаран сообщают арабские авторы. В сочинении «Книга завоевания стран» аль-Белазури (820-892 гг.) пишет о Табарсаране в связи с историческими событиями, относящимися к VI в. Он сообщает, что сасанидский шах Хосров Ануширван (531-579 гг.) утвердил владетеля над Табарсараном, обязав его платить ему подати.

Усилив свои позиции в районе Дербента, сасанидский Иран приступил к строительству Дербентских укреплений, которые были доведены вглубь Табарсарана. Ал-Масуди писал: «Ануширван сделал эту стену выступающей за одну милю от берега моря, а с другой стороны протянул ее до вершин гор Кабк и сделал ее опускающейся в ущелья гор, продолжая ее до тех пор, пока не довел до укрепления по имени Табарсеран».Дербент и сеть крепостей и укреплений на территории Табасарана представляли собой военно-оборонительный комплекс сперва сасанидской державы, затем арабского халифата, известного на персидском языке как Дарпуш,* на арабском – Дарбуш. «Прямое лексическое значение персидского слова Дарпуш и его арабизированной формы Дарбуш («Заграждение ворот»), – пишет А. К. Аликберов, – полностью соответствует назначению сети крепостей и оборонительных заграждений, защищавших подступы к дарбандскому проходу, а также собственно и к Дарбанду».

Близость к Дербенту (Баб-ал-Абвабу) обусловила этнокультурное многообразие на территории Табрасарана. При гунно-савирах, а затем и сасанидах коренное население края оказалось вытесненным от равнинного побережья Каспия на запад.

В период арабо-хазарских войн иранские поселения в Табасаране оказались в сфере влияния различных племен, главным образом тюркских, затем арабских. Земли вдоль горной стены были заселены персами, затем арабами-колонистами.

Описывая арабские завоевания в Дагестане, аль-Белазури рассказывает, что военачальник Мерван ибн Мухаммад, захватив в VIII в. Табарсаран, обложил население ежегодной данью рабами, зерном, скотом и т.д. Дербент еще в VII в. становится резиденцией арабских наместников и важным опорным пунктом для дальнейших арабских завоеваний в Дагестане.

Знаменитый арабский путешественник, географ и историк аль-Масуди (ум. в 956 г.) в своем труде приводит весьма важные сведения о Табарсаране как о ближайшем к Дербенту владении.

На территории Табасарана со времен Масламы Омейяда расселялись десятки тысяч арабов, и табасараны в VIII – начале IX в. приняли ислам. В Табасаране найдены арабские надписи XI-XIIв. вырезанные на камне, а также письменные документы на арабском языке, относящиеся к XIII-XIVвв.

 

Весьма ценные сведения о табарсаранах и связях с Дербентом содержатся в сочинении историка и путешественника Абу Хамида Андалуси ал-Гарнати (1080-1169 гг.), в котором сказано: «В стране Дербента Баб аль-Абваба есть народность, которую называют табарсалан, у них двадцать четыре рустака, в каждом рустаке имеется большой военачальник, подобный эмиру. Они – мусульмане, принявшие ислам во времена Масламы ибн Абд аль-Малика, когда Хишам ибн Абд ал-Малик, став халифом, послал его и он завоевал Баб аль-Абваб». Далее аль-Гарнати пишет о распространении арабским полководцем Масламой религии в Табасаране: «Извлек Маслама свой меч и сказал: мой меч будет среди вас, оставьте его здесь, и, пока он будет среди вас, никто из этих народов не отпадет». И сделали они для его меча в скале что-то вроде михраба и поставили его внутри него, на холме, где [Маслама] стоял лагерем. Он и сейчас находится в той земле, и люди совершают к нему паломничество. Тому, кто направляется к нему зимой, не запрещается надевать синие одежды или иных цветов, а если направляется во время жатвы, то не разрешают никому посещать его в каких-либо одеждах, кроме белых; а если кто-нибудь посетит его не в белой одежде, то идет обильный дождь и губит посевы, и портит фрукты. Это дело у них хорошо известно».

В 1131 г. аль-Гарнати побывал в Дербенте. Некоторое время он жил у эмира Абу Касима. Вместе с ним он проводил занятия по фикху (мусульманское право) на арабском языке по книге известного богослова-шафиита из Багдада, правоведа аль-Махамили «Удовлетворяющая книга» в присутствии представителей разных народностей, говорящих на разных языках, таких как: лакзанский, табаланский, филанский, закаланский, хайдакский, гумикский, сарирский, аланский, асский, зирихкаранский, тюркский, арабский и персидский, он (эмир) объяснял [содержание этой книги] каждой народности на ее языке».

Перечисленные ал-Гарнати языки идентифицируются следующими современными языками: лезгинский, табасаранский, акушинский, цудахарские диалекты даргинского языка, урахинский (хюркелинский), кайтагский (хайдакский) диалекты даргинского языка; лакский, аварский, осетинский (аланский и асский), кубачинский, тюркский, арабский и персидский.

Участие табасаран в занятиях по шафиитскому праву, проводимых в Дербенте, показатель того, что табасараны в XII веке продолжали традиционные связи с Дербентом и его населением.

Длительные и многогранные связи Табасарана с Дербентом способствовали тому, что архитектура дербентских крепостных сооружений оказала определенное влияние на архитектуру табасаранских сооружений – на строительные приемы башен.

Благодаря близости к Дербенту, который был одним из главных мусульманских духовных центров Кавказа, городом ученых, знатоков хадисов и знаменитых суфийских наставников в Табасаран проникает разнообразная арабо-мусульманская литература. Крупными центрами образования не только в Табасаране, но и в Дагестане, были Гимейди, Хели-Пенджик, где учились известные мусульманские теологи, в том числе Мухаммад ад-Дербенди. Табасаранские алимы учились и у других известных ученых Дербента, где знакомились с сочинениями арабских богословов из Багдада.

С XI-XII вв. начинается этап тюркизации табасаранского населения.

Почву для этнической ассимиляции табасаран тюркоязычными племенами создали исторические процессы, происходившие на Кавказе – нашествия тюркоязычных племен и народов.

С XI-XII вв. ситуация в Дербенте и примыкающих к нему землях, в том числе и в Табасаране, резко меняется. Сельджукские завоевания сопровождались массовыми переселениями тюркских групп на земли расселения табасаранского населения. Процесс вытеснения табасаранского, языка тюркским, несомненно, является длительным. Жители некоторых табасаранских населенных пунктов до недавнего времени сохраняли устные предания о былой этнической принадлежности своих предков. Тюркизация табасаранских сел была связана с тюркизацией населения Дербента.

Относительно тюркизации населения в Дербента XV-XVI вв. акад. В.В. Бартольд писал: «Дербенд описывается уже не как арабский, а как тюркский город… О том, как и когда арабское население было вытеснено тюркскими пришельцами, мы не имеем никаких сведений…».


*Дарпуш – персидское название: др-«ворота», «горный проход»; пуш-«заслон», «заграждение», «прикрытие».