Первые ласточки

«Есть женщины в наших селениях…»

Написать статью «Первые ласточки» меня побудила публикация во вкладыше «Годекан» газеты «Табасарандин нурар» (23 ноября 2019 г.) Фатимат Алиевой-Мирзаевой «Эхо войны. Разият».

Что-то уж больно знакомое, близкое потревожило душу. Это чувство не покидало меня несколько дней. Написанное в ее статье всё правда. Мы, дети войны, пережившие недоедание, голод, потерю близких и родных, должны понять это. Сколько было в послевоенной стране таких вот «Разият»!

Спасибо, Фатимат, за реальное повествование!

Спустя несколько дней я узнал, что Фатимат Алиева-Мирзаева – моя однокурсница по Дербентскому педучилищу. Она и Магомедова Селимат, уроженка села Джули Табасаранского района, учились со мной вместе с 1956 по 1960 год. Замечательные, красивые девушки из горного села были одними из лучших на нашем курсе, да и во всем училище.

Вскоре мы созвонились с Фатимат и решили, что в год 60-летия окончания учебы мы должны встретиться в Дербенте и пригласить на эту встречу тех, кто жив и помнит нас и, конечно, первой будет Селимат.

Послевоенные годы. Страна еще не окрепла от нанесенных фашистами ран. Продолжается успешное восстановление народного хозяйства, строятся и вырастают на пепелищах войны города, заводы, фабрики.

На селе полным ходом ведутся сельхозработы, в помощь колхозам создаются машинно-тракторные станции – МТС.

Несмотря на это тяжелое для страны, напряженное время на первом месте стояло образование. Начальные школы реорганизуются в семилетние, а семилетние – в средние. И при этом возрастает роль средних специальных образовательных учреждений.

Глубокой осенью, прогуливаясь по улицам Дербента – любимого города детства и юношества – подошёл к каменному крыльцу старинного здания, построенного дербентскими меценатом для нужд города, которое впоследствии стало учебным заведением. До Октябрьской революции в здании разместилось реальное училище, а после – Дербентское педагогическое училище.

И тут на меня, сидящего на каменном парапете крыльца, нахлынули воспоминания…

Помню, в городе Дербенте успешно функционировали педагогическое училище, сельхозтехникум, медицинское училище, железнодорожное училище, культпросветучилище, ремесленное училище и целый ряд профессиональных училищ по швейному, ковровому и ряду других востребованных направлений.

Ежегодно в Дагестан, в том числе и в Табасаран, направлялись десятки специалистов, а больше всего педагогических кадров из разных областей и городов Советского Союза.

Само собой, первостепенной задачей была подготовка своих кадров и для промышленности и сельского хозяйства и, конечно, для образования и науки.

В послевоенные годы и вплоть до 70-х-80-х годов прошлого столетия Дербентское педучилище можно было приравнивать к отдельным вузам страны. Здесь были сосредоточенные замечательные ученые-педагоги не только Дагестана, но и России. Педучилище по праву можно было назвать «кузницей кадров» для республики, особенно для районов Южного Дагестана.

Старое здание педучилища (на фото) является одной из достопримечательностей города. До революции оно принадлежало одному из богатейших людей Дербента – Хандадашу Тагиеву, очень прогрессивному и дальновидному человеку. Построенное для своей семьи здание со всеми коммуникациями меценат передал городу для открытия и размещения там реального училища.

Занимая целый квартал на нынешней улице Ленина, оно своими строениями выходило на улицы Сальмана, где располагался детский дом интернат, на улицу Пугина, а напротив на улице Пугина открыли первое в Дагестане культпросвет училище, а со стороны моря был переулок с жилыми домами.

Внутри этого огромного квадрата находились корпуса общежитий, столовая, магазин, верхний двор был в своё время засажен лиственными деревьями, грецким орехом, инжиром. Был фонтан, уютные скамеечки. На улицы Сальмана и Пугина выходили огромные ворота для въезда грузового транспорта. В подвальных этажах была баня, прачечная, туалет. И всё это автономно отапливалось. Был тепло и уютно во всех помещениях. Отопительные котлы располагались на нижнем дворе, где была кочегарка, а также учебно-опытный участок по сельхозпрактике – вотчина Пирсаидова Т.Н.

На нижнем дворе была обустроена мастерская по трудовому обучению, тут же умудрились соорудить волейбольную площадку, гимнастические снаряды.

В настоящее время на месте нижнего двора разместили огромный пятиэтажный цех военного завода. Это случилось в 1958 году, когда по молчаливому согласию городских и республиканских властей наше здание, против воли студентов и преподавателей, было решено передать министерству обороны СССР. Это был «замечательный подарок» нам от Никиты Сергеевича Хрущева. Кстати, к нему обращались неоднократно за помощью, чтобы нам вернули здание, а он не соизволил даже ответить.

Украшением города был фасад педучилища, его каменное крыльцо. В фасадном здании располагались кабинеты директора, завуча, бухгалтерия, наша «любимая касса», откуда выдавалась стипендия в 14 рублей.

На втором этаже располагались актовый зал с подсобными помещениями, кабинеты музыки и пения. От фасада по всей длине шёл трехэтажный учебный корпус со светлыми большими классами, кабинетами почти по всем предметам. В удобном просторном фойе по субботам и воскресеньям устраивались танцы.

Педучилище было закрытым образовательным учреждением с круглосуточной вахтовой службой, а по выходным и праздничным дням было организовано дежурство студенческого совета под руководством молодых преподавателей.

Учащимися педучилища были юноши и девушки из сел высокогорного Ахтынского района, Рутула, Агула, Табасарана, Кайтага, предгорий и равнин Магарамкента, Касумкента, Докузпары, Дербента, Терекеме. В Дербент шли потоки будущих студентов техникумов и училищ.

Продолжение в след. номере

Еще по теме:

Эхо войны. Разият.