Благодарность – черта верующего человека

Гюлахмед Маллалиев
Народная культура в любых своих проявлениях несет колоссальную информацию о своем носителе, его воззрениях, убеждениях, этнической картине мира, позволяет вникнуть в психологию народа, его ментальность, дает представление о характерных чертах представителей этноса. Поэтому желание некоторых людей «отменить» отдельные этапы исторического и культурного развития своего народа, которые мы наблюдаем в последние десятилетия, говорит о глубоком непонимании ими этнического онтогенеза, законов общественного развития. Мы то и дело слышим от религиозной молодежи, что нужно уничтожать места поклонения, святые пиры, изжить из практики обращение к доисламским праздникам (Эбелцан) и обрядам (обряд вызывания дождя, солнца и т.д.), потому что следование им «равносильно распространению ширка».

Однако подобное отношение к прошлому чревато далеко идущими и отнюдь не позитивными последствиями. Разве наблюдаемое нами сегодня отрицание народных обрядов, национальной одежды в угоду одежде и обрядам Востока, забвение родного языка и исконно табасаранских имен и их замещение русским языком, арабскими и европейскими именами – не следствие этой «отмены» «джахилийского» прошлого?

Нельзя по желанию молодых и неокрепших умов уничтожать то наследие, которое было сбережено веками предками и передано нам. И тут речь – не о теологической стороне вопроса, а стороне нравственной. Мы ведь не отказываемся от своего детства и юности, несмотря на то что они изобилуют ошибками, неверными шагами – наоборот, на основе полученного тогда опыта корректируем свое поведение, идем к благому. Почему же мы так радикальны ко времени становления, или «детства», если так можно выразиться, своего народа. Почему мы не благодарны тому пути, который пройден нашим народом в своем становлении? Разве благодарность – не черта, характеризующая верующего?
В этом номере «Годекана» мы хотим познакомить вас с тем прошлым нашего народа, а конкретно, села Хурик Табасаранского района, которое так желают «отменить» наши неофиты.

Байрамбекова Фатмаханум

В Хурике много верующих людей. Но более верующей, святой среди женщин была Фатмаханум Байрамбекова, или, как её называли все односельчане, Фатмабав. Родилась она в 1890 году в селении Джульжаг Кайтаго-Табасаранского округа Дагестана. Вышла замуж за жителя села Хурик Байрамбекова Байрамбека.
Почему её считали свято верующей? Потому что с ней происходили интересные, невероятные события. Всё время она читала молитву – зикр – по дороге, на поле, на лугу, среди людей во время разговора; отвечая на вопросы, она кивала головой, но продолжала читать молитву в безлюдных местах одна. В Хурике было и ныне сохранилось такое религиозное мероприятие, как вызывание дождя, или солнца – «пирарихъ гъягьюб». Около села находится старое кладбище, святое место «Хина пирар». Там собирались все жители села, крутились вокруг кладбища и читали молитву. А Фатмабав после этой процедуры одевалась в лохмотья, уходила к речке и обливала себя водой, вызывая дождь. Через некоторое время дождь лил как из ведра. Были случаи, когда Фатмабав отсутствовала, дождя не бывало. Муж ее умер рано. Она одна вырастила 1 сына – Гаджи, 1 дочь – Ашаханум.

 

Святой дуб на участке «Хина»

«Хина» – это название участка около села Хурик на границе с Кайтагским районом. На этой территории «Хина» в 4 веке н.э., по исследованиям профессора Гасанова М. Р., правил Базузайхан. Там рос большой дуб. О нём существует легенда. В ней говорится: «В начале 6 века кочевники-завоеватели разбили табасаранцев. Житель села Ругуж по имени Гъансав заманил кочевников, сказав, что там проживает богач Базузайхан. У него огромные посевные площади, много богатств и красивая дочь. Кочевники пришли на этот участок «Хина», разорили, разграбили владения. Дочь Базузайхана испугалась и попросила сверхъестественные силы превратить её в дубовое дерево, что случилось по ее просьбе».
Это дубовое дерево ныне не стоит там. Его сожгли нерадивые люди, которые не знают, что природа – это наше богатство, это наш воздух, это наша жизнь. Летом на дубе появлялись темно-зелёные листья. Рубить дерево или ветки не разрешалось, потому что во время рубки вытекала жидкость, похожая на кровь. Ее считают в народе кровью дочери Базузайхана. Все богатства забрали иранцы, а территорию около этого дуба Гъансав присвоил себе. Сейчас большая часть территории, хотя она близка к селу Хурик, называется ругужской, потому что Гъансав был житель села Ругуж.

Святое место «Хина пирар» около селения Хурик

«Хина» – это название местности около селения Хурик. «Пирар» в переводе на русский язык означает «святое место». «Хина пирар» означает святое место на территории «Хина». Находится к северо-востоку от села Хурик на границе с Кайтагским районом между двумя речками «Гарзарик нир» – речка под большими камнями и «Рягъяригъ нир» – речка, где много мельниц. Это святое место, где весной и летом жители села Хурик и близлежащих сел Табасаранского и Кайтагского районов совершают паломничество и жертвоприношения, раздают садака (милостыню), крутятся вокруг этого места диаметром около 30 метров, читают молитву, вызывают духов, чтобы они дали людям дождь для хорошего урожая, или солнечную погоду, если выпадает много осадков в виде дождя. Общая площадь этого места составляет около одного гектара. А то место, где крутятся паломники, окружено каменной стеной, там чистота и порядок, санитарно-гигиеническое состояние соответствует нормам. Каждый подошедший человек убирает старые ветки деревьев или другой мусор. Кладет на стену упавший камень, иначе считается большим грехом по мусульманским законам.

После завершения ритуала вызывания дождя, все собравшиеся люди в возрасте от 10 до 70 лет (их там собирается около 400 человек) складывают в одну кучу все продукты, принесенные из дома, перемешивают и раздают всем. Приносят кто что может: конфеты, лаваши, орехи, домашний хлеб, сыр, мясо, масло и т.д.

 

Из книги Азизов М.Б. Хурик и хурикцы: История и современность. Дербент: Изд-во ООО «Типография – М», 2018. С.398-400.