Единство народов – единство культур

Гюлахмед Маллалиев

В связи с событиями, произошедшими 28 октября в Хасавюрте перед отелем «Фламинго» и 29 октября в международном аэропорту «Махачкала», многие известные люди республики в своих выступлениях и комментариях стали отмечать, что сегодняшняя молодежь растет, не зная дагестанских традиций добрососедского отношения между представителями разных народов, забыла о веками культивируемом в Стране гор уважительном отношении к представителям чужих культур и конфессий. Многие винят в случившемся и слабо поставленную в школах работу по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, отмечают провалы ответственных за работу с молодежью ведомств и структур.
Почему произошли такие события, в чем корень наблюдаемых нами сегодня проблем мы попытались узнать у постоянного автора «Годекана», активного читателя газеты – отличника народного просвещения РФ, профессор Даггоспедуниверситета, автор учебных пособий по Культуре и традициями народов Дагестана Шайдабега Мирзоева.

– Шайдабег Айдабегович, на ваш взгляд, какую роль в этих событиях сыграл фактор культуры (или бескультурья?

– Безусловно, большую роль. Понимаете, в цивилизованном обществе уважение к иной культуре – непременное условие человеческого общения. На уважении, признании равноправия и терпимости основывается все созидательное в мире: добрые межличностные и межнациональные отношения, достижения в области экономики, политики, образования и многое другое.

Культуре принадлежит особое место в налаживании и обеспечении добропорядочности и стабильности во взаимоотношениях людей, этносов и народов, независимо от расы, национальности и вероисповедания. Неслучайно в историко-культурном наследии народов сконцентрированы, систематизированы и представлены ценности нравственной, умственной, правовой, политической, эстетической, физической, экономической, экологической культуры. Однако проблема в том, как формировать в таком большом государстве, как Россия, где проживает множество народов, максимальное уважение к культурному наследию каждого из них?

Да, конечно, сегодня можно перечислить целый ряд документов, призывающих общество к межкультурной толерантности (терпимости), есть и соответствующая законодательная база для решения проблемы. Но при всем этом очевидно, что граждане великой России до сих пор лишены возможности лучше понять и глубоко осознать многонациональное культурное величие своего государства.

Замечено, что иногда даже наиболее образованная часть российского общества, многие представители интеллигенции зачастую затрудняются точно охарактеризовать географические, социальные, национально-региональные условия проживания какого-либо народа, не говоря уже об особенностях исторических, психологических или культурных. Путаются в наименованиях народов, непростительно легко искажают географические названия, термины, относящиеся к истории и культуре, духовные, материальные ценности, исконно присущие одному народу, нередко преподносятся как достижения другого. Дошло даже до того, что все многочисленные народы Кавказа стали называть «лицами кавказской национальности».
Что уж тут говорить о дагестанской молодежи, которая в воскресный вечер собралась запрещать евреям лететь в Дагестан?

– Неужели все так запущено? Мы же видим, что в последнее время в Дагестан потянулись туристы, они оставляют хорошие отзывы об открытости дагестанцев, их гостеприимстве….

– Вы правы, это есть. Однако у меня это и вызывает особую тревогу, потому что, как показывают результаты опросов специалистов разного профиля и различного уровня, в том числе и военнослужащих, в последние годы волею судьбы оказавшихся на Кавказе, в частности, в Дагестане, большинство из них до приезда в республику не только не знали, каковы основные историко-культурные особенности народов Дагестана, но и никогда не представляли себе, какие народы проживают здесь. Для них все, что находится южнее Ростова, – это Кавказ, населенный «ЛКН». Многие из них и в самом деле были приятно удивлены искренним гостеприимством и щедростью, мужеством и стойкостью, а особенно единством и дружбой дагестанских народов как между собой, с соседними народами, так и с русским народом.
Более всего опрашиваемые подчеркивали тот факт, что дагестанцы хорошо владеют русским языком, знают и любят русскую литературу, русских ученых и полководцев, чтят русских учителей и деятелей науки, при необходимости легко опираются на эти знания. У наших гостей неоднократно возникал вопрос: «Почему вы, дагестанцы, знаете нас так хорошо, а мы, русские, знаем вас так плохо? Ведь мы учились в школах и вузах, где общие российские образовательные программы?». Аналогичные вопросы, уверен, могли бы возникнуть у опрашиваемых, да и у самих дагестанцев, в любом другом регионе России.

– И с чем, на ваш взгляд, связано это явление? Оно ведь, по сути, ведет народы, населяющие страну, к обособлению и даже отчуждению.

– Я не открою для вас большой секрет, если скажу, что истоки многих проблем лежат в образовании и современном просвещении будущих граждан страны.
Оказалось, при отборе и систематизации содержания учебников и пособий по русской литературе, истории Отечества, отечественной культуре часто нарушается принцип единства и целостности, обеспечивающий равное представление в рамках учебных программ интернационально значимых литературных произведений, исторических фактов и событий, материальных и духовных ценностей культурного наследия разных народов России. Программа и учебное пособие под названием «Отечественная культура» основываются только на материале истории культуры русского народа.
Это приводит к одностороннему восприятию литературного и историко-культурного наследия российского многонационального государства, лишает подрастающее поколение широкой, всеобъемлющей культурологической грамотности. И что более всего должно тревожить – односторонность изучения этих предметов создает предпосылки для возникновения чувства национальной исключительности или ущемленности, национализма или шовинизма. А как это сказывается на межличностных и межнациональных отношениях, хорошо известно.

Вспомним недалекое прошлое. В учебниках русской литературы советского периода были широко представлены Чингиз Айтматов, Кайсын Кулиев, Расул Гамзатов и другие национальные поэты и писатели, сыгравшие великую консолидирующую роль в сплочении многих поколений россиян. И сегодня этнокультурный потенциал произведений социально, национально и регионально признанных народных поэтов и писателей может и должен служить неиссякаемым источником духовно-нравственного воспитания поколений.

К сожалению, многие современные учащиеся, а нередко педагоги и даже руководители образовательных структур не сознают, что незнание культуры, прежде всего своей национальной и дагестанской многонациональной культуры, может пагубно сказаться на будущем страны и республики. Иначе как понять, что общеобразовательный предмет «Культура и традиции народов Дагестана», с 1992 учебного года стабильно изучавшийся в 4, 8, 9, 10, 11 классах школ республики, предмет, последовательно формирующий культурологические знания, умения и навыки обеспечения целостности и единства народов Дагестана, сегодня исключен из учебных планов. Разве наши дети с малых лет (4 класс) не должны учить, осмысливать и понимать такие ключевые вопросы жизнедеятельности человека (темы уроков), как «Идеал настоящего человека», «Народный кодекс чести», «Как правильно к людям обращаться?», «Как к старшим проявить почтение, к младшим – уважение», «Род и родовые традиции», «Традиции добрососедства», «Традиции дружбы и солидарности» и другие.

Или разве современному подростку не нужно системное изучение в 8-9- х классах нравственной, умственной, правовой, политической, эстетической, физической, экономической, экологической культуры народов Дагестана? Разве юношам и девушкам в 10-11-х классах не нужно знать такие проблемные вопросы жизни, как «Искусство быть человеком» (характер и поведение в семье, в кругу родных и близких, в гостях и при гостях, в многонациональном коллективе), «Искусство быть хозяином (хозяйкой)» (мудрость хозяйствования, благоустраивания быта, кулинарии, экономии), «Искусство создания крепкой семьи» (знакомство, подготовка и проведение свадьбы, знакомство и налаживание добрых отношений с родными и близкими жены (мужа), укрепление и оберегание семьи), «Искусство быть отцом (матерью)» (подготовка к отцовству, материнству, мудрость выхаживания и воспитания детей) и другое?
Результаты игнорирования этих и других традиционно сложившихся в педагогической культуре народов Дагестана постулатов уже негативно сказываются на жизни и деятельности юных граждан республики, да и всей страны. Недавние события в аэропорту лишь подтверждают мои слова…
Один пример. По данным городского Управления записи актов гражданского состояния, с начала этого года в Махачкале зарегистрировано 720 браков и 230 разводов. Соотношение браков и разводов – почти 30% . А в некоторых регионах России разводы по отношению к бракам достигли 50-70 и более процентов.

– Какой выход вы предлагаете? Возврат отдельных дисциплин в школьную программу разве сможете поможет решить эту проблему?

– Тут проблема глубже… Отсутствие должного внимания к прогрессивным традициям своей родной национальной культуры может привести к нетерпимости к иному образу жизни, иной культуре, расколу этносов и разрушению этнических и моральных ценностей. Последние события и в республике, и на Украине это подтверждают.
Известно, что в учебные планы общеобразовательных организаций с 2018-2019 учебного года включен предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Это в нынешних условиях архиважный подход к формированию юных граждан. Однако тут уместен вопрос: разве культура Дагестана, где проживают около 40 коренных народов и этносов, не является неотъемлемой частью культуры народов России? Чтобы знать культуру народов России, дагестанским учащимся нужно прежде всего знать, понимать, осмысливать и соблюдать культуру народов Дагестана. Нужно помнить и строить культурологическое образование учащихся на незыблемых педагогических принципах: от известного к неизвестному, от близкого к дальнему, от легкого к трудному, от простого к сложному.

Оздоровление дагестанского общества с опорой на общечеловеческие ценности, на что справедливо ориентирует руководство республики, возможно только при пристальном внимании к историко-культурному наследию народов Дагестана, прогрессивным народным традициям человечности, веками сложившимся в сознании и поведении дагестанского многонационального общества. А это под силу только работникам образования, прежде всего ученым-педагогам и учителям-практикам. Без последовательно осуществляемого культурологического образования людей, от мала до велика, думаю, немыслимо оздоровить дагестанское общество. Культура и образование – две неотъемлемые части исторического наследия каждого народа, это составляющие единого процесса, взаимодействие которых обеспечивает создание, приумножение, передачу и усвоение знаний и ценностей.

Для многонационального российского общества все культуры равноценны. Слишком много мы пережили и выстрадали вместе, чтобы теперь из-за чьего-то бескультурья или политической конъюнктуры игнорировать веками апробированные духовно-нравственные ценности национальных культур, обеспечивающих единство и целостность народов нашего Отечества – России.