Энергия слова Высокого горца

Исамутдин Рамазанов,
председатель Фонда поддержки культуры, науки и образования им.М.Калукского

 

Рождённый летать, ползать не должен

Более десяти лет я с большим удовольствием читаю статьи Магомера Гаджиибрагимова в газетах «Табасарандин нурар», «Табасарандин сес», «Дагестанская правда» на табасаранском языке и русском языках. Перечислю лишь некоторые из них: «Люди благородных кровей», «Сертификат нравственности», «Поэт-патриот», «Эхо войны. Когда плачут старики».
Несколько лет тому назад я предложил Магомеру Алиевичу, обобщив все свои публикации (их более ста), написать книгу, поскольку в них большой пласт духовно-нравственной, историко-литературной, просветительско-профилактической составляющих. Результаты полувекового труда педагога-практика, журналиста должны передаваться из поколения в поколение. И вот, к моей радости, в 2024 году в Дагестанском книжном издательстве объёмом в 272 страницы вышла его книга «Мудрость оседает в горах. Очерки, статьи, рассказы».
Понравилось содержательное вступление (стр.3-7) кандидата филологических наук, главного редактора газеты «Зори Табасарана» Гюлахмеда Маллалиева. Он правильно отмечает, что эта книга – сумма многолетних размышлений над историей Дагестана и России, сравнений фактов из прошлого и настоящего, о нравственности и намусе, о Совести и Чести, морально-психологических девиациях в головах россиян, об ответственности старшего поколения за судьбы молодёжи, а каждая ее страница выстрадана Магомером Гаджиибрагимовым, пропитана душевной болью, пропущена им через сердце.
Книга удачно разделена на части: «Предисловие», «Ее величество Совесть», «Я из Советского Союза», «Это страшное слово «война», «О школе», «Литературные опыты».

Дагестанские суровые горы, как пишет автор в предисловии, сформировали многих достойных людей, представляющих ум, честь и совесть дагестанского народа, таких как Мирза Калукский, Магомед Ярагский, Сулейман Стальский, Наврузбег-эфенди Халагский, Ирчи Казак, Омарла Батырай, Расул Гамзатов, Эфенди Капиев и многих других. Да, это люди-маяки, люди с твёрдосплавным стержнем патриотизма, любви к своей земле и народу, гордость всего Дагестана, России. Надо, знать, чтить их, а их благородные изречения, наставления, суть поступков, передавать грядущим поколениям
Во многих статьях автора книги выражается боль сердца учителя-критика за несовершенство времени, в котором мы живём. Моя учительница русского языка и литературы (в 1965-1968 годы) Фатимат Алиева-Мирзаева в беседах со мной называет Магомера Гаджиибрагимова табасаранским Белинским. Действительно, он на основе сравнения фактов из прошлого и нынешнего критикует фальсификаторов истории Советского Союза, сторонников «ублюдочной идеологии», тех, кто вытравил из памяти большинства людей «основоположника нашего народного государства – Владимира Ильича Ленина», «самого человечного Человека, … ум, честь и совесть нашей эпохи», а «простой народ увидел в нём выразителя надежд, интересов»…

Я согласен с автором книги. История преподнесла нам Ленина как борца за счастье угнетённых народов, борца за освобождение от колониального гнёта капиталистических государств, выразителя надежд за светлое будущее. После пресловутой перестройки Ленину стали приписывать и чужие грехи – эту тенденцию М.Гаджиибрагимов удачно иллюстрирует словами прежнего председателя Союза писателей Дагестана Магомеда Ахмедова: «Легко поставить павшим смерть в укор // Они уже не смогут дать отпор».
Враги внешние и внутренние стреляли не только во Владимира Ленина, но и в Иосифа Сталина.
«Сталин снова сделал Россию великой!» – восклицал американский писатель и журналист Уиттекер Чемберс (1901-1961), который с 1925 года состоял в рядах Компартии США, с 1932 по 1938 годы помогал советской разведке.
80 лет назад, с 4 по 11 февраля 1945 года, в Ялте состоялась конференция союзных держав, посвящённая установлению послевоенного мирового порядка. У Сталина в Ялте были две главные цели: установление довоенных границ на Западе, возврат того, что было утрачено после нападения Японии в 1904 году на Востоке; второе – обеспечение безопасности этих границ.

«Большая тройка» в Ялте мир не делила, а строила. Строила на новых принципах, которые исключали бы саму возможность новой глобальной войны. Именно для этого ещё до создания Устава ООН в Ялте приняли решение, что главным органом будущей структуры станет Совет безопасности с пятью постоянными членами, которые имеют право вето. А какую роль сыграл СССР в строительстве нового мира, прекрасно иллюстрирует письмо заместителя наркома иностранных дел Ивана Майского своей коллеге, дипломату Александре Коллонтай: «На Крымской конференции было очень интересно. Основные впечатления сходятся к тому, что наше влияние вообще и влияние Сталина лично чрезвычайно велики. Решения конференции на 75% – наши».

В последние десятилетия под влиянием внешних враждебных идеологических центров, спецслужб недружественных государств в сознании некоторой части граждан Российской Федерации (и не только) произошли негативные сдвиги. Заокеанский идеолог насилия, экстремизма, государственных переворотов, так называемый доктор философии Джин Шарп (проживал в г.Балтиморе штата Огайо США) в своё время издал книгу-инструкцию «198 методов ненасильственной борьбы». А ненасильственной ли (?!) – внутри «обёртки» есть инструкция по мятежам! Книга была переведена на десятки языков народов мира и вброшена в Интернет. Практически по ней совершены «цветные революции» – госперевороты в странах северной Африки, Ближнего Востока, Азии, Европы. Это подтверждение того, как по Н.С.Гумилёву, «словом разрушали города».

Из публикаций Магомера Алиевича видно, что он ощущает персональную ответственность за происходящие в умах и сердцах молодёжи района и республики. Он, искренне болея за ситуацию в обществе, через СМИ призывает взрослое поколение, каждого дагестанца, кто считает себя наследником прежних горцев, бороться за молодёжь, спасти её от влияния разрушительной зарубежной идеологии, насаждаемой со времён Аллена Даллеса, бывшего директора ЦРУ США.

 

О сертификате нравственности

Магомер Алиевич приводит в книге восточную мудрость: «Для уничтожения народа нет необходимости идти на него с войной, достаточно уничтожить нравственность этого народа». Да, подтверждено фактами на историческом отрезке в 80 лет нашей Родины. С 1945 года по нынешнее время. Уничтожением нравственности народов Советского Союза занимались как внешние недруги, так и внутренние коррумпированные группы, а внутри Дагестана – кланы.
Правильно пишет автор: «Молодёжь вступает в жизнь через вузы страны, а в вузах (из СМИ) немало преподавателей-отступников от педагогических идеалов, морально разлагающих молодое поколение, выпускающих духовно неполноценных «специалистов», лишённых возможности найти свою дорогу в жизни».
Магомер Гаджиибрагимов предлагает ввести и для преподавателей, работающих в вузах, и для выпускников особый сопроводительный документ – сертификат нравственности, оценивающий моральные качества человека, без которого он – никто и без которого он не смог бы устроиться ни на какую работу.
Автор книги в 1979 году побывал в Сталинграде. Читаем, с какой радостью Магомер Гаджиибрагимов на стр.143 пишет: «…мне посчастливилось подняться на Мамаев курган, полюбоваться величием этого памятника и услышать из уст гида потрясающую воображение человека историю создания монумента, символизирующую Великую Победу нашего народа в самой кровавой войне в истории человечества». 80-ю годовщину этой Победы наш народ и миролюбивое мировое сообщество будут отмечать 9 мая 2025 года.

 

Дарованное Творцом не должно быть отнято подлецом

Тектонические сдвиги в сознании произошли у многих граждан России, в том числе у некоторой части жителей Дагестана. В начале 2000-х годов наблюдался разгул религиозного экстремизма, терроризма, происходили взрывы, вымогательства, убийства. Только в 2013 году погибли 98 сотрудников правоохранительных структур – наши граждане, земляки, исполнявшие свой воинский и профессиональный долг. Именно в этот период, несмотря на серьёзную опасность, Магомер Гаджиибрагимов на страницах районной и республиканской газет начал публиковать статьи, посвящённые разоблачению сущности идеологии насилия и экстремизма.

Автор с большой болью, не снимая и с себя ответственность, пишет «Простите нас, дети – невинные жертвы жестокого террора!». «В траурной книге памяти особое место занимает страшная статистика Беслана 2004 года. Цветы, принесённые на праздник, омытые кровью, вмиг потускнели и остались лежать возле 186 мёртвых детских и 148 взрослых тел. Не забудут матери душераздирающие крики детей, …не забудут страшную трагедию над Синаем в октябре 2015 года, среди 224 жертв которой оказалась и 10-месячная «принцесса» Дарина – крошечный символ большой трагедии».
Педагог с многолетним стажем в своей книге просвещает, оберегает молодёжь Табасарана от псевдорелигиозных призывов и вербовок внешними и внутренними «деятелями». Он писал – и продолжает делать это и сегодня – об актуальных проблемах, которые волновали общество – падении традиционной горской морали («Сертификат нравственности», стр.39-44), растущей бездуховности (стр.76-101), искажении истории Великой Отечественной войны, обесценивании Великой Победы советского народа над фашистской Германией. И сейчас Магомер Алиевич в строю – его публицистические материалы («Эхо войны. Потерянное детство», стр.168-180) срывают нацистскую личину с киевского режима и его западных кураторов, возвеличивают подвиги воюющих на передовой в зоне проведения специальной военной операции дагестанских ребят, которые продолжают славные традиции мужественных дедов и прадедов , и так же бьют врагов-неонацистов.

На мой взгляд, книгу «Мудрость оседает в горах» можно и нужно использовать в качестве пособия для проведения историко-литературных уроков в школах, вузах. Считаю целесообразным проводить занятия на основе анализа публикаций: «Нетабасараны о табасаранах» и «Прости меня, Ямисат!».

В первой публикации Магомер Алиевич разоблачает ложные утверждения горе-учёного Березина И.Н. о том, что табасараны якобы занимаются грабежом и разбоем…, что у Табасарана нет истории. По Березину, надо провести суд над этой «ничтожной и коварной земелькой». «Вот как?! …Кто его знает, как Березин стал известен в учёном мире. А …учёный ли? Если Березин позволил себе по отдельным фрагментам из большой жизни сделать выводы, унижающие честь и достоинство целой нации (наших же предков – табасаранов, которые известны с четвёртого века до нашей эры! – И.Р.), почему бы и нам не поставить под сомнение порядочность этого горе-учёного?» – правильно вопрошает автор.
Статья «Прости меня, Ямисат!» посвящена расхожей легенде о предательстве сестры. На с.151 читаем: «Мы плохие патриоты: не стараемся создавать пристойный имидж Табасарану, его народу. Не умеем ни корректировать, ни создавать, ни защищать свою историю. История крепости семи братьев и одной сестры построена на сомнительных легендах, а не на исторически достоверных фактах…поэт-патриот Шамиль Казиев сквозь толщу веков в этой истории смог разглядеть то рациональное зерно, которое давало нам возможность избавиться от навязчивой фальшивой легенды о предательстве сестры и занять достойное место в иерархии нравственных ценностей исторической составляющей всего дагестанского народа».

«Встречу на смертном одре» (с.244-249) целесообразно применить в воспитательных беседах как в школах, так и в высших учебных заведениях. Многие из публикаций Магомера Гаджиибрагимова должны войти в хрестоматию, чтобы учащиеся школ с малых лет переняли самое мудрое, лучшее у педагогов-практиков, старшего поколения.
Мастерски написана и притча-рассказ о грузинском князе (стр. 267). Эти «семь строк весом в семь веков» – предупреждение и чиновникам высокого уровня, и молодёжи во властных структурах: закон суров, но справедлив. Он должен быть исполнен. Притча короткая, но ёмкая, с высоким нравственным смыслом. Именно подобными притчами, назидательными рассказами должны наполнить свою жизнь наши дети, вся будущая молодёжь. Тогда, может быть, меньше станет преступлений.

Магомер Алиевич с 1966 года начал работать учителем начальных классов и вёл уроки русского языка и литературы. С 1969 по 1986 годы работал директором начальной, затем восьмилетней школы в родном селе. Одновременно вёл уроки русского языка и литературы. В настоящее время находящийся на заслуженном отдыхе аксакал продолжает трудиться, советует, ведёт наставническую работу с молодёжью. В его руках перо, «приравненное к штыку». Он рождён учить, просвещать, воспитывать, созидать, защищать. Народное добро защищал его отец – Али халу, мирных граждан от террористов защищал его сын, офицер полиции Назир Гаджиибрагимов, геройски погибший при исполнении долга Рождённый летать ползать не должен!

Энергия Магомера Гаджиибрагимова – педагога с полувековым стажем, его художественного слова, энергия совестливых рассказов, публикаций должны преобразить Дагестан в республику Высоких горцев, в республику героев Отечества – России.

Призываю всех здравомыслящих земляков прочитать книгу и отправить свои отзывы в редакцию газету.