Еще раз об образовании

 

– К 95-летию образования Табасаранского района –

Нугутдин Исрафилович Исмаилов,

ветеран Великой Отечественной войны,
заслуженный работник высшей
школы РФ, профессор

 

В газете «Зори Табасарана» №17 от 10 мая 2024 г. опубликована статья «Становление и развитие народного образования в Табасаранском районе: основные вехи» ветерана труда, Почетного работника образования РФ уважаемого Тажутдина Магарамова. Автором проделана значительная работа по сбору материала и изложению сути проблемы в длительном отрезке времени — «начиная с конца XIX века до развала нашей великой державы СССР». Это 100-летний период! Изложенный в статье материал – это продукт не стороннего наблюдателя, а человека, который знает положение дел в образовании района изнутри. Он посвятил этой сфере многие годы своей жизни.
Тажутдин Маграмов призывает и других читателей газеты включиться в освещение проблем, связанных с состоянием и дальнейшим развитием образования района. «Вам слово, товарищи!» – говорит он.
Я решил, отзываясь на призыв Тажутдина Рамазановича, осветить некоторые аспекты развития образования в Табасаранском районе, включая духовную (религиозную) и светскую ее составляющие, показать вклад ерсинцев в распространение образования среди населения Табасарана.

 

Духовно-религиозное образование

Религиозное образование в Дагестане, в том числе и в Табасаране связано с проникновением и постепенным утверждением в них арабо-мусульманской культуры.
Из-за близости к Дербенту, куда арабы проникли еще в середине VII века, ислам и арабский язык в Табасаране стали укреплять свои позиции раньше, чем в других районах Дагестана. Для придания устойчивости этим нововведениям возникла потребность подготовки людей из местного населения, которые владели бы основами религии и арабского языка. Такая потребность привела к открытию мечетей и образовательных школ в виде мектебов. В мектебах детей обучали Корану, умению читать и писать на основе арабской графики.

В последующем, по мере усиления роли мектебов, в Табасаране – в Северном и Южном – стали появляться и первые медресе как школы высшего типа. Этот процесс интенсифицируется в XVIII-XIX веках и в начале XX века, когда в Табасаране были открыты и функционировали несколько медресе.
В медресе высшего типа, наряду с получением религиозных знаний, изучали целый цикл наук, в том числе логику, риторику, поэтику, математику, естественные науки, философию, социологию, историю, географию, право и т.д. Особое внимание уделялось знанию арабского языка, ее грамматики; мутаалимов учили правописанию и правильному чтению.
Среди мударрисов, и тем более мутаалимов был большой спрос на литературу. Поэтому в Дагестане, в том числе и в Табасаране широко практиковалась деятельность по переписыванию различных работ, особенно грамматики арабского языка. Переписчик должен был быть обладателем высокого каллиграфического почерка, а также знания языка переписываемых работ. Среди переписчиков книг в XVIII веке значится и выходец из Ерси – Панах б. Мухаммед Эмин. Переписанными им работами, в частности пособием по арабскому языку «Аль Вафия» пользовалось не одно поколение мутаалимов и мударрисов.
Некоторые мутаалимы, завершив учебу в медресе, для продолжения своего образования отправлялись в центры арабо-мусульманской культуры – Мекку, Медину, Багдад, Каир, Стамбул, Дамаск и т.д. Завершив образование в названных центрах, они продолжали в них же работать. Только в Мекке и Медине, по данным М. Абдуллаева, в конце XIX века работали около 20 дагестанцев. Так, из Северного Табасарана (сел. Рукель) отец и сын Сейид Мухаммед и Сейид Ахмед подолгу работали в Медине и Стамбуле. Сейид Мухаммед скончался в Медине в 1864 году, а Сейид Ахмед – в 1925 году в Стамбуле.
Деятельность десятков и сотен дагестанцев, работавших за пределами Дагестана в мусульманских странах, позволила И.Ю. Крачковскому утверждать, что «дагестанцы и за пределами своей Родины, всюду, куда их закидывала судьба, оказывались общепризнанными авторитетами для представителей всего мусульманского мира в целом» (Цит. по кн. М. Абдуллаев. «Мыслители Дагестана», Махачкала, «ЭПОХА», 2007. С. 488).
Такое утверждение не в меньшей степени касается и Табасарана.

После окончательного присоединения Дагестана к Российской империи, во второй половине XIX века и в начале XX века, процесс открытия новых мектебов и медресе стал усиливаться. Не было уже в Табасаранском районе села с мечетью, где бы не функционировала примечетская школа. Некоторые муллы обучали детей и на дому. К примеру, Ерсинский Зейфу-кади преподавал в мектебе, который функционировал в мечети, и, кроме того, у себя на дому обучал девочек.
В названный период в Табасаране был открыт ряд новых мектебов и медресе. Так, в Северо-Табасаранском (Ерсинском) участке Кайтаго-Табасаранского округа в 70-х годах XIX века были открыты медресе Молла Курбаном Герейхановым в Халаге, Хаджи Паханом в Мараге. В 1908 году первый прием мутаалимов состоялся в медресе Юсуф-Хаджи в селении Гурик. В отчете Кавказского Учебного округа за 1915 год говорится о существовании в Дагестане около 400 зарегистрированных медресе.
Крупный общественно-поли-тический и государственный деятель Дагестана и страны Алибек Тахо-Годи писал о том, что, по самому скромному подсчету, до революции в Дагестане функционировало около 10 тыс. арабских школ, в том числе зарегистрированных – 2311, и 1700 мечетей. Эти тысячи школ способствовали значительному увеличению в Дагестане, в том числе и Табасаране, численности владеющего арабо-мусульманской культурой и грамотностью населения.
Некоторые исследователи, к примеру, М.Н. Покровский в своей работе «Дипломатия и война царской России в XIX столетии», отмечая грамотность в Дагестане, писал: «Эта груда голых скал была едва ли не самым грамотным местом на Кавказе».
По подсчетам профессора М.А. Абдуллаева, мусульманское грамотное население в Дагестане в конце XIX – начале XX веков составляло около 22 процентов. Нигде больше среди мусульманского населения России не было такой высокой грамотности. Такое утверждение, безусловно, относится и к Табасарану.
На наш взгляд, при анализе и оценке уровня грамотности населения Дагестана нельзя не брать во внимание грамотность по части арабо-мусульманской культуры. Привязывать грамотность только знанию одного какого-то языка и одной культуры, например, русской, и игнорирование знания и владения другими языками и культурами – это не только заблуждение, но и, конечно же, ошибка. Об этом говорит весь ход развития истории человечества.

 

Светское образование

Первые светские школы в Дагестане были открыты еще до его окончательного присоединения к России в начале 60-х годов XIX века.
Они создавались в городах и в некоторых центрах сосредоточения царских войск – Темир-Хан-Шуре, Дербенте, Дешлагаре (Сергокала), Ахтах и т.д. С 60-х годов прошлого столетия и проведения реформ в образовательной системе России в Дагестане появлялись новые школы. Так, в Обзоре Дагестанской области за 1913 год говорится, что в Дагестане насчитывалось 84 школы, из них в городах – 31 школа и 53 школы – в сельских поселениях. На такой большой участок Кайтаго-Табасаранского округа, как Северо-Табасаранский с центром Ерси, куда входило 18 сельских обществ, приходилась только одна школа с 24 учащимися – Ерсинское одноклассное училище, открытое в 1904 году. При этом еще по переписи 1897 года грамотность населения округа составляла всего 6,1 процента против 9,3 по Дагестанской области и 22,3 процента по России в целом.
Положение стало меняться с 1913 года. Царская администрация на Кавказе пришла к пониманию необходимости подготовки чиновников, управленцев для ведения дел в администрациях округов, участков сельских обществ, судей и т.д. из представителей местных народов Дагестана.

27 апреля 1913 года исполняюший обязанности наместника на Кавказе генерал Шатилов распорядился реорганизовывать письмоводство в сельских управлениях Дагестана. Это мероприятие преследовало две цели. Во-первых, предоставить возможность начальствующим лицам непосредственно, а не через переводчика проверять отчетность и быть, таким образом, в курсе дел самим. Во-вторых, искоренить из употребления арабский язык.
Для достижения поставленных целей предполагали перевести всю служебную переписку в сельских общинах, участках, магалах, судах на русский язык, а также назначать для ведения письмоводства на русском языке специального сельского писаря с оплатой из общественных сумм.
При острой нехватке среди коренного населения людей, знающих русский язык, такое распоряжение реализовать на деле было невозможно. Отсюда и вытекала необходимость расширения сети школ с обучением на русском языке. Ерсинское одноклассное училище в 1913 году было реорганизовано в 2-х классное училище с русским языком обучения. Вскоре для этого училища было построено типовое школьное здание. В Ерсинском 2-хклассом училище все дисциплины, за исключением обучения Корану, преподавались на русском языке. Особое внимание уделялось овладению русской речью, письмом, документоведением.

Наряду с реорганизацией Ерсинской школы, в 1913 году в Табасаране открылась еще одна школа – Марагинская. Об этом было продиктовано потребностью подготовки управленческих кадров для округа, участков и сельских обществ.
В Ерсинской и Марагинской школах учились и выходцы из других сел Табасарана. Количество обучающихся в них стало расти. До установления Советской власти в Табасаране Ерсинское двухклассное училище успело подготовить несколько выпусков. Выпускники этой школы в первые годы советской власти были востребованы для работы в окружных (Маджалис) и в участковых (Ерси) учреждениях, не говоря о сельских обществах, а также в открываемых новых школах. После подготовки на краткосрочных педагогических курсах они вливались в ряды советского учительства.

В 1920-е годы и в годы довоенных пятилеток советская школа развивалась высокими темпами и сыграла неоценимую роль в развитии образования по стране в целом и в рамках отдельных республик, краев, областей и районов, а также в успешном осуществлении культурной революции.
По решению XVI съезда ВКП (б) (1930 г.) повсеместно открывались начальные школы. Они, в свою очередь, подготовили определенные условия для перехода к неполному среднему, общесреднему, среднеспециальному и даже высшему образованию. Успешно была проведена работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, подготовлена национальная интеллигенция.

Интенсивный процесс развития и дальнейшего качественного совершенствования образовательной системы в те годы охватил и Табасаранский район. Почти в каждом населенном пункте района открывалась школа, а там, где они функционировали, переводились на новые разряды. Так, например, на базе двухгодичного Ерсинского училища в 1925 году была создана начальная школа высшего типа с пятилетним сроком обучения. Она функционировала до 1935 года. Особенность этой школы, в отличие от обычных начальных школ с четырехлетним сроком обучения, заключается в том, что ее выпускники обладали правом поступать не только в среднеспециальные учебные заведения, но и в высшую школу после прохождения подготовки в рамках годичных подготовительных курсов (подкурсов).Так, например, ерсинец Мамаев Ханмагомед, окончив Ерсинскую начальную школу высшего типа, пройдя соответствующие подкурсы, поступил в Дагестанский медицинский институт, который окончил в 1937 году. Он стал первым обладателем диплома о высшем образовании в Табасаранском районе. Ему было доверено руководить здравоохранением всего района. Другой ерсинец – Насиров Несретдин, таким же образом поступил в Дагестанский педагогический институт. По окончанию института в 1938 году министерством просвещения ДАССР он был направлен в качестве директора одной из городских школ Дербента.

В 1935 году на базе Ерсинской пятилетней начальной школы была открыта неполная средняя школа (НСШ) с семилетним сроком обучения НСШ были открыты и в Мараге, Хучни. А функционирующая в селении Тинит НСШ в 1937 году была переведена в разряд средних школ и стала первой средней школой района.
Ерсинскую НСШ посещали учащиеся и из других сел Табасаранского района, где функционировали обычные 4-хлетние начальные школы. Эта школа успела до начала Великой Отечественной войны сделать три выпуска. Выпускникам-отличникам по завершении учебы наряду со свидетельством об окончании школы выдавали и похвальные грамоты, что давало владельцу право поступления в среднеспециальные учебные заведения без сдачи вступительных экзаменов.
К концу 1930-х годов ерсинцы стали «атаковать врата» средне-специальных учебных заведений и высшей школы. В 1940 году трое из них – Исмаилов Седретдин, Гаджиахмедов Гаджиахмед и Умаров Урудж – поступили в Махачкалинский медицинский техникум. В том же году ерсинцы Бекишиев Закарья, двоюродные братья Гаджи и Саид Гаджиевы поступили на математический факультет Дагестанского педагогического института. Но война помешала им всем завершить учебу в этих учебных заведениях.
Начиная со второй половины 1930-х годов прошлого столетия отдельные ерсинцы стали вносить существенный вклад в развитие образования всего Табасаранского района. В первую очередь речь идет об Алимагомеде Багатырове. Он 1910 года рождения. В 1930 году окончил Дербентский педтехникум. В 1930 /1931 учебном году являлся заведующим Янгикентской начальной школы Кайтагского района. В 1931-1935 годах заведовал Ерсинской пятигодичной начальной школой. В 1935-1936 годах Алимагомед Багатыров – 2-й секретарь Табасаранского РК ВЛКСМ. В связи с реорганизацией Татильской начальной школы в НСШ Минпросом ДАССР с согласия Дагобкома ВЛКСМ он назначается директором Татильской НСШ.

Работая в школах и в комсомоле, Алимагомед Багатыров показал себя подготовленным и высококвалифицированным работником, хорошим организатором и руководителем. Именно таковым тогда доверяли значимые и ответственные должности. Не случайно он, по рекомендации и представлению Табасаранского РК ВКП (б) и Табасаранского РИКа, приказом министерства просвещения Дагестана был назначен на должность заведующего ОНО по Табасаранскому району.
На этой должности Алимагомед Багатыров проработал четыре года – с сентября 1937 года до июля 1941 года, т.е. до призыва в ряды Красной Армии, воюющей с гитлеровской Германией. Все достижения в области развития образования Табасаранского района в конце 30-х и в начале 40-х годов ХХ века связаны с именем Алимагомеда Багатырова. Необходимо также отметить, что он, в свою бытность завОНО по Табасаранскому району Минпросом ДАССР был направлен в Москву в Институт повышения квалификации кадров образования, где с 15 сентября по 15 ноябрь 1937 года прошел 2-хмесячные курсы по специальной подготовке заведующих райОНО.

Другой ерсинец, старший брат автора этих строк, Исмаилов Джамалутдин, 1913 года рождения, окончил Дербентский педагогический техникум. В 1933-1937 годах работал учителем Ерсинской школы. В 1935 году центр Табасаранского района из селения Бурганкент перенесли в Хучни. В связи с этим Хучнинскую начальную школу реорганизовали в НСШ. Когда возник вопрос о докомплектовании Хучнинской семилетней школы квалифицированными педагогическими кадрами, выбор пал на Исмаилова Джамалутдина. Весь 1937-1938 учебный год Джамалутдин работал в Хучнинской НСШ. Табасаранский райОНО с сентября 1938 года направляет Исмаилова Джамалутдина как перспективного работника на 10-месячные курсы усовершенствования учителей НСШ по направлению «Физика и математика». Эти курсы были открыты Минпросом ДАССР в рамках Дербентского педтехникума. В апреле 1939 года курсы были завершены, но Исмаилову Джамалутдину вернуться в школу учителем не дали – он был рекомендован на должность заведующего отделом пропаганды и агитации Табасаранского РК ВЛКСМ. По направлению ДагОбкома ВЛКСМ он с 23 мая по 7 сентября 1939 года проходил подготовку в областной школе пропагандистов, а после продолжил работу в комсомоле. В конце июня 1940 года был призван в ряды Советской Армии.

В послевоенное время, особенно в 1950-1960-е годы ряд ерсинцев двигали образовательный процесс района, работая в школах различных сел. Так, например, автор этих строк работал директором Хурикской и Ханагской семилетних школ, Рамазанов Нажмутдин – директором Шиленской и Куркакской НСШ, Бекишев Зекарья преподавал математику и физику в Татильской школе, Гаджиахмедов Бегахмед работал в Кюряге, Доногуев Магомедрасул – в Дюбекской школе.
Пятидесятые годы сыграли важную роль в развитии образовательного процесса в районе. В эти годы к существующей в Тините с конца 30-х годов прошлого столетия средней школе, прибавились еще три средние школы – в Хучни, Гуми, Ерси. В них были открыты интернаты для учащихся из других сел и даже районов. Так, например, Ерсинскую СШ посещали учащиеся – выходцы из селений Дюбек, Гурхун, Хустиль, Татиль, Хапиль, Халаг, Зиль, Дарваг, Марага, Хели-Пенджик. Учились в Ерсинской СШ и выходцы из Кайтагского и Дербентского районов.

Когда автор этих строк был директором Ерсинской СШ (1957-1959 гг.) контингент учащихся доходил до 700 человек. Тоже самое было и в других средних школах. Эти четыре школы обеспечивали образовательными услугами на уровне общего среднего образования почти всех молодых людей района и внесли неоценимый вклад в реализацию поставленной партией и правительством задачи о переходе к всеобщему среднему образованию.

Образовательная сфера – это непочатый родник. Начиная с конца ХХ – начала ХХI веков в этой сфере, особенно в школьной системе, накопился ряд проблем, которые требуют своего разрешения. О них лучше всего знают те, кто непосредственно работает в школах, поэтому учителя должны их анализировать, обобщать и на страницах периодической печати высказывать свои предложения по их кардинальному решению. Я тоже, как и Тажутдин Рамазанович, завершаю данную статью с призывом: «Вам слово, товарищи!»